Хуай был восьмым императором династии
Ся древнего Китая, который правил 44 года, с 1867 до 1841 года до нашей эры. В то время столицей был город Лаоцю, который сейчас называется Кайфын. Согласно
Бамбуковым анналам, на третьем году его правления в столицу пришли девять варваров.
Варвары по китайским понятиям
Термин «варвар» в китайской культуре имел несколько аспектов. Некоторые китайские иероглифы имели уничижительное обозначение этого понятия для всех некитайских народов, то есть иноземцев, а также диких и нецивилизованных племён. К нецивилизованным людям, по древнекитайским понятиям, относились те, для кого был не важен определённый образ жизни и экономика, соблюдение ритуалов, принятие определённых форм материальной культуры и языка.
Китайцы разделяли всех варваров довольно необычным способом - по частям света.
Ронгди назывались варвары, живущие на севере и западе, Маньи были те, кто жил на юге и востоке, Наньибейди назывались варварские племена на юге и севере, а Маньиронди были вообще все варвары.
Китайцы относились недоброжелательно ко многим народам некитайской группы. Одни из этих иноземцев постоянно грабили и преследовали их, других же, напротив, сами китайцы завоёвывали и подчиняли, часто обманом. Но, относясь пренебрежительно к варварам, китайцы были исключительно гостеприимны для лиц, принявших китайскую культуру. И временами они восхищались более простыми обычаями и грубой силой этих народов.
Записи судебного секретаря
Первым примером китайской историографии считается труд Сымы Цяня «Исторические записки», или Ши Цзи, как их называют китайцы, состоящий из 130 свитков, в котором он собрал 24 династийные исторические хроники. Сыма Цянь был придворным астрологом и имел доступ к судебным документам, на основании которых он описал период от мифологических истоков до ранних лет правления династии Хань.
В этих исторических хрониках были обнаружены интересные моменты правления императора Хуая. На 16-м году внутри его правительства происходила борьба между двумя министрами, Фэнъи и Луобо. На 33-м году Хуай назначил министром в Юсу сына Кунву. Точно неизвестно, кто именно были все эти люди, но если они попали в судебные хроники, значит для правительства императора они имели значение. На 36-м году Хуай написал музыку Хуанту и стихи к ней.
В остальном «Исторические записки» Сымы Цяня в значительной степени основаны на его собственном опыте в экономике, музыке, астрологии и астрономии, и содержат хронологические таблицы с кратким обзором обрядов, императорских жертвоприношений, придворных учреждений и важных событий.
Ши Цзи разделён на пять категорий, в которые входят 12 биографий императоров, 10 генеалогических таблиц, 8 глав о культуре и государстве, включая календарь, законы, музыку и обряды, 30 биографий принцев и 70 биографий выдающихся личностей, а также людей, не пользующихся уважением общества, например, преступники. О правлении императора Хуая в Шидзи мало информации, известно лишь, что ему наследовал его сын Манг.