Ся Чжу, сын
Шао Кана, правил Китаем семнадцать лет. Чжу жил в Юане, который основал его отец и который сегодня называется Цзиюань, а на пятом году правления перенёс столицу из Юаня в Лаоцю, нынешний Кайфэн. В
Бамбуковых анналах есть упоминание о его карательной экспедиции в Восточно-Китайском море и вторжении в Саньшоу.
Взгляд древнего Китая на человечество
Ся стала первой династией традиционной китайской историографии, хоть её и называют полулегендарной, то есть её правители имели весьма противоречивую историчность.
Древнейшая китайская цивилизация рассматривала человечество как отрезанное от добродетелей прошлого и живущее в падшем веке разврата.
Во
времена Конфуция всё ещё почитались мудрые императоры
Шунь и
Яо. Независимо от заслуг императоров, об основателях династий отзывались в более хвалебных выражениях, а последние правители почти всегда осуждались как недостойные, даже если это было и не так.
Но со временем люди чувствовали, что золотой век правления праведных императоров прошёл, и его не вернуть. Каждая новая династия чувствовала себя всё слабее и неспособнее исправлять ошибки предыдущей, проблемы общества накапливались цикл за циклом.
Люди верили, что следующая династия будет основана морально честным правителем, но его преемники всё равно становились более испорченными. Падение человечества рассматривалось как цикличная закономерность, что побудило разработать теорию о так называемом Небесном мандате.
Небесный мандат древних китайских императоров
Определённая политическая философия древнего имперского Китая узаконивала восхождение на трон своих правителей доктриной о том, что справедливого императора наделяет своим мандатом само небо.
Было распространено мнение, что голод, стихийные бедствия, иноземные вторжения и восстания означали, что Небо недовольно правителем и лишает династию божьей милости. Тогда недостойного правителя свергали, и он терял Небесный мандат, а законный преемник получал новый мандат. Такая теория подразумевала, что под небом мог быть только один законный правитель.
Небесный мандат не требовал, чтобы достойный правитель был благородного происхождения, лишь бы этот человек мог хорошо править. Если династия преуспевает, считалось что её правители получили Небесный Мандат. Концепция Небесного Мандата предусматривала право восстания против недобросовестного правителя. Полагали, что успешное восстание было свидетельством того, что Небеса отозвали мандат у правителя.
Похоже, что императора Чжу Небо наделило своим мандатом. Он изобрёл доспехи из звериного меха, являющиеся прототипом классических китайских доспехов. Солдаты императора, снаряжённые его изобретением, сражались с гордостью, а династия Ся процветала и расширялась. Возможно, на это изобретение его вдохновила охота, описанная в Бамбуковых анналах. С этой историей связана легенда, согласно которой Чжу встретил на охоте девятихвостую лису.
Лисий оборотень в китайском фольклоре
В китайской культуре самым известным духом, а в мифологии самым распространённым мотивом является девятихвостая лиса. В любом восточноазиатском фольклоре лис изображают в образе духов, обладающих магическими способностями. Эти лисицы часто озорные, обманывающие людей и часто способные превращаться в красивую женщину, чтобы соблазнять мужчин. В Китае лисий дух называют дживэйху, который является очень плодовитым оборотнем.
Фото: konnichiwa.ru
В китайском фольклоре говорится: «На востоке, на южном склоне горы Цин Цю можно найти много нефрита. Здесь обитает зверь, напоминающий лису, у которой девять хвостов. Она издает крик, похожий на плач младенца, и является людоедом. Но тот, кто съест эту лису, будет защищён от яда насекомых».
Согласно одному мифу,
Юй Великий встретил однажды белую девятихвостую лису и истолковал это как благоприятный знак, потому что вскоре он женился. Считается, что девять хвостов лисы символизируют большое потомство.
Далее миф свидетельствует следующее: «Когда лисе исполняется пятьдесят лет, она обретает способность превращаться в женщину. Когда ей исполняется сто лет, она может становиться очень красивой женщиной или мужчиной, вступающим в половую связь с женщинами. Эти оборотни способны чувствовать всё на расстоянии тысячи миль. Они могут заколдовывать людей и сбивать с толку, так что люди теряют память. Когда лисе исполняется тысяча лет, она возносится на небо и становится небесной лисой».
Небесная лиса становится духом и приобретает золотой цвет. Она служит во дворце Луны и Солнца, а люди, поклоняясь ей, делают подношения в спальнях, чтобы лиса послала им потомство. В древности у простолюдинов существовала поговорка: «Не построишь деревню там, где нет лисьего духа».
Вот почему встреча императора Чжу с девятихвостой лисой принесла удачу его династии. Периоды правления Шао Кана и Чжу известны как периоды спокойствия и возобновления мира. Правление Чжу описано как «самый процветающий и могущественный период династии Ся». После смерти Чжу преемником стал его сын Хуай.