Ся Шао Кан было полным именем Шао Кана, сына Сяна. Прибавление к имени «Ся» означало принадлежность императора к соответствующей династии. Шао Кан стал шестым её правителем, унаследовавшим трон во младенчестве после своего убитого отца Сяна. Во время правления Шао Кана процветание и могущество династии Ся позволили ей остаться в истории как «Шао Кан Чжун Син», что означает среднее процветание правления Шао Кана.
Став взрослым, Шао Кан со своими последователями отомстил за смерть отца, убив Хань Чжо и восстановив династию Ся. У Шао Кана было два сына: Чжу унаследовал престол, а Ую основал государство Юэ и цивилизацию народа юэ.
Главной китайской легендой, связанной с династией Ся, является легенда о Шао Кане и о восстановлении им династии. Не все императоры до Шао Кана были праведными и хорошо правили империей. Некоторые из них потеряли расположение народа, растратили семейное состояние и развратились.
Был в бегах и отец Шао Кана, а потом был убит, его матери, беременной им, пришлось проползти через яму под забором, вырытую собаками, чтобы спастись. Она укрылась на ферме родителей, где и родила сына. Долгое время все были уверены, что последнего из династии Ся нет в живых.
Шао Кана помогал растить его дед, отец его матери. Ещё ребёнком он узнал от семьи о своём происхождении, ему рассказали историю коррупции, из-за которой пострадала его семья. С детства ему внушали о необходимости вернуть власть и восстановить свои права на престол. Мать и дед бдительно следили за образованием мальчика, учили его военному искусству, литературе и истории, чтобы науки помогли ему свергнуть Хань Чжо, захватившего империю.
Шао Кану было уже шестнадцать, когда Хань Чжо узнал, что он жив. Тот послал своих сыновей убить наследника, и Шао Кану пришлось оставить поместье деда. Он укрылся на севере, в одном племени, вождь которого в прошлом знал их семью и был возмущён тираническими методами Хань Чжо. Решив помочь молодому принцу, вождь выдал за него замуж свою дочь Дай, дав молодой семье в приданое большой участок богатой плодородной земли. На этой земле Шао Кан построил город и научился искусству управления. Дай родила ему сына Чжу.
В те далёкие времена
Китай был очень мало заселён. Огромные территории представляли собой пустынные регионы, куда наследники знатных семей привлекали мигрантов из разрозненных племён, строили им жилье и давали земельные наделы. Это было необходимо, чтобы сколотить состояние и оставить наследство сыновьям, которые продолжали бы расширять свои владения, строя другие населённые пункты. Успешные лидеры, таким образом, имели возможность строить города-государства и управлять ими.
Шао Кану посчастливилось встретить бывшего министра его отца, который спрятал в надёжном месте императорские сокровища. Он был в восторге, когда узнал, что наследник жив, и немедленно посвятил его в план использования состояния покойного императора. На эти деньги заговорщики купили оружие, собрали армию и приготовились отомстить Хань Чжо. Подготовка заключалась также в обширной пропаганде. Тайно народ узнавал, что настоящий император жив и готовит восстание под древним знаменем доброжелательной и лояльной династии.
Хань Чжо облагал жителей непомерными налогами и угнетал тираническими методами, потому всё больше людей примыкали к Шао Кану, бежав от правления узурпатора.
Королевство молодого наследника продолжало расти и процветать, слухи о его доброте распространялись всё дальше, пока не дошли до Хань Чжо. Он узнал и о том, что у Шао Кана собрана хорошо подготовленная армия, и испугался. Он снова послал своих сыновей, чтобы уничтожить соперника, но Шао Кан решительно встретил врагов и выиграл битву.
Сыновья Хань Чжо погибли, а армия Шао Кана двинулась к древней столице династии Ся, где люди, не задумываясь, открыли ворота и впустили войско своего освободителя. Хань Чжо покончил жизнь самоубийством, почувствовав поражение.
Шао Кан вошёл в свою столицу, как император, и приказал своей армии восстановить мир и защитить людей, чтобы его государство и династия могли процветать. Все окружающие королевства отдали дань уважения своему правителю, а он поклонился своей земле и своим предкам. С тех пор поклонение предкам стало важным ритуалом в Китае.