Третья династия правителей Древнего Египта закончилась после смерти фараона Хуни в 2630 году до нашей эры. Он правил 24 года и оставил престол сыну Снофру, который основал четвёртую династию.
Древние египетские папирусы
В папирусе Весткара сообщается, что Снофру родился у второй жены Хуни, Мересанх. Своим названием папирус обязан Генри Весткару, английскому коллекционеру и путешественнику, купившему его в Египте. Сейчас реликвия хранится в Берлинском музее и содержит цикл заклинаний, проводимых магами и жрецами. Об этих заклинаниях поведали фараону Хеопсу, последователю Снофру, его сыновья. Хеопсом этого фараона называли греки, а настоящее его имя было Хуфу.
Хуни как отец Снофру упоминается также в папирусе Приссе, названном так в честь его первооткрывателя
Эмиля Приссе. Папирус хранится в Национальной библиотеке Парижа и содержит нравственный труд визиря фараона пятой династии
Джедхау,
Птах Хотепа. Этот труд в
Древнем Египте был одним из учебных пособий писцов.
Писцы в Древнем Египте
В Древнем царстве писцов выбирали из знатных семей, они принадлежали к хорошо оплачиваемой, уважаемой и могущественной касте, принимавшей участие в управлении государством. В древних обществах обладание культурой и грамотностью, обычно, означало больше власти, а писцы являлись связующим звеном между миром культуры и миром неграмотности.
Писцы сформировали отдельный интеллектуальный класс, взяв на себя важную роль в египетском обществе высокого уровня. Их вербовали специальные школы, так называемые Дома жизни.
На их обучение уходило много времени. Самые одарённые ученики находили своё место в суде, блистая способностями монументальной иероглифики. Писцы передавали свои умения и знания из поколения в поколение и хранили тайну своей профессии.
Фото: sitekid.ru
Задачи, которые выполняли писцы, были очень разносторонние. Они занимались администрацией и копированием религиозных текстов, для чего проходили четырёхлетнюю стажировку в храмах, где их иногда наказывали с особой жестокостью. Некоторые писцы становились священниками или врачами. В свободное время они продолжали учиться, специализируясь в математике и геометрии, и некоторые становились администраторами храма или важного вассала, и даже чиновниками фараона.
Писцы использовали иератическую письменность для бухгалтерских операций, а монументальные украшения и священные тексты производили в пиктограммах. Их главными инструментами были градуированная линейка, валик и нож для папируса, чернильница с красной охрой, кисти, ступка, пестик и лопаточка.
В гробницах и барельефах важных чиновников были найдены многочисленные статуи писцов. Их изображали в сидячем положении с наклонённой вперёд головой и со скрещенными ногами. В храмах писцы назначались защитниками Тота, бога мудрости и письма.
Египетское божество Тот
Кроме письма и мудрости, бог Тот заведовал ещё магией, измерением времени, математикой и геометрией. Его изображали в виде священного ибиса, летающего по берегам Нила. Тот появился уже в додинастический период, больше всего ему поклонялись в городе Гермополисе, в Верхнем Египте. Там он считался одним из божеств-творцов мира и как лунное божество.
Луна, которую древние египтяне называют Иах, редко упоминается в египетской религии, ассоциируясь с мёртвым солнцем. Но зато лунные циклы регулировали многие гражданские события египетского общества, поэтому Тот тоже считался регулятором этой деятельности.
Фото: drevniebogi.ru
Культ Тота связан с Сешат, богиней письма и арифметики, как и он. Согласно мифу, их задачей было записывать имена умерших и их подвиги на сосновых иголках. Женой Тота была богиня-лягушка Хекет. Он был визирем у бога Ра, изобрёл письменность и стал покровителем писцов.
Согласно легендам из папируса Весткара, писцы, служившие в храмах, помимо всего прочего, заведовали ритуалами в честь бога Тота. Из того же папируса Весткара известно, что у фараона Хуни было две жены. От первой у него была дочь Хетеп-херес, и сын Снофру, рождённый от второй жены, который взял в жёны свою сводную сестру. Хуни приписывают также строительство крепости на острове Элефантина.