Леонида I, царя Спарты, павшего в
битве при Фермопилах, на троне сменил его сын
Плистарх в 480 году до нашей эры. Так как он был ещё слишком юным, ему помогал его дядя
Клеомброт, брат отца и спартанский воин, а также соправитель Леонида,
Леотихид из династии
Еврипонтидов.
Клеомброт командовал спартанским войском, и во время Персидской войны руководил работами по строительству укрепления на Коринфском перешейке, которое должно было удержать персидскую армию. После возвращения со стройки он внезапно скончался в 479 году до нашей эры. У него осталось два сына: Павсаний, который унаследовал от отца опекунство над молодым царём Плистархом, и Никомед, ставший впоследствии полководцем и героем в битве при Танагре.
В тот год Афины отправили послов в Спарту с просьбой о помощи и защите от персидских войск. Когда прибыли послы, спартанцы праздновали праздник Гиацинта, но их убедили, что если афиняне сдадутся, то персы пойдут и на Спарту.
Миф о Гиацинте
Гиацинт был мифическим принцем Спарты, юношей исключительной красоты, любимчиком
бога Аполлона. Любовь Аполлона к мальчику была так велика, что он хотел быть постоянно рядом с ним, оставил все свои занятия и сопровождал возлюбленного, куда бы тот ни пошёл. Аполлон согласился даже стать слугой Гиацинта, чтобы быть всегда рядом с ним. Аполлону приходилось сражаться со многими претендентами на сердце Гиацинта, например, с богом западного ветра Зефиром, но Аполлон победил всех.
Однажды Аполлон и Гиацинт готовились к
Олимпийским играм и тренировались в метании диска. Аполлон метнул диск, но мстительный Зефир отклонил его порывом ветра, и диск попал Гиацинту в висок. Аполлон пытался оказать ему помощь, но мальчик умер. Тогда он превратил его в цветок ярко-красного цвета, как кровь из его раны.
Фото: pikabu.ru
Культ Гиацинта возник в деревне Амиклы, недалеко от Спарты. Вокруг кургана над могилой погибшего юноши, у подножия статуи Аполлона, построили святилище. Гиацинт стал божеством, покровителем одного из главных спартанских праздников, который проводился каждое лето и длился три дня. В первый день оплакивали смерть божественного героя, а в два последующих дня праздновали его возрождение. В его честь проводили фестивали, «Гиацинтотрофии», один из месяцев дорического календаря даже был назван в его честь «гиакинтиос».
Павсаний все же оставил празднование фестиваля в честь Гиацинта и повёл союзную армию, состоящую из войск Коринфа, Афин и Спарты, в бой при Платеях против персидского царя Ксеркса I и одержал окончательную победу в персидской войне. Но в следующем году Павсания обвинили в измене, и ему пришлось отказаться от опекунства, но к тому времени Плистарх уже достаточно повзрослел и окончательно воцарился на престоле Спарты.
Плистарх умер в 458 году до нашей эры, не оставив наследников. Править Спартой стал Плистоанатт, сын Павсания. Но так как и Плистоанатт был ещё несовершеннолетний, опекуном был его дядя Никомед.
Миф об Адонисе
История Гиацинта представляет собой метафору смерти и возрождения Природы, переход к взрослой жизни, и очень похожа на миф об Адонисе. Адонис был божеством, олицетворяющим сезонное воскрешение растительности, и подобен египетскому божеству
Осирису. Он символизирует мужскую красоту юноши, а также смерть и обновление природы.
Однажды Канкрейда, жена царя Кипра Киниры, заявила, что их дочь Мирра красивее Афродиты. Богиня разгневалась и заставила Мирру полюбить собственного отца. Несчастная девушка, борясь с любовью, хотела покончить с собой, но её няня попросила довериться ей. Когда Мирра рассказала ей о своём горе, та вызвалась помочь.
Был праздник Деметры, в ночь которого жёны должны были воздерживаться и не делить постель с мужьями. В тот вечер Кинира напился, а няня стала рассказывать ему о красивой девушке, якобы ровеснице его дочери, которая была влюблена в него. Кинира пожелал познакомиться с этой девушкой, и няня привела к нему, затуманенному вином, Мирру.
Он был так очарован девушкой, что не отпускал от себя девять ночей подряд. Всё происходило в темноте, но однажды царь захотел увидеть её лицо, поднёс к нему лампу и в ужасе узнал свою дочь. В гневе Кинира выхватил меч и хотел убить Мирру, но она убежала из дома и, блуждая в ночи, в слезах умоляла богов избавить её от страданий. Афродита сжалилась над девушкой и превратила её в дерево.
Через девять месяцев у Мирры начались схватки. Её ствол изгибался, но у дерева не было голоса, и девушка не могла даже стонать от боли. Тогда богиня родов Луцина пожалела Мирру, положила ей руки на кору и произнесла молитву рождения. Кора открылась, и оттуда появился очень красивый мальчик, Адонис. Его подобрали наяды и омыли слезами матери.
Они воспитали его, а когда он вырос, в его красоту влюбилась сама Афродита, случайно поражённая стрелой своего сына Эроса, а потом и
Персефона, богиня подземного мира. Две влюбленные богини обратились к музе Каллиопе, чтобы она рассудила их. Та присудила Адонису треть года быть с Афродитой, треть года с Персефоной и треть года с кем пожелает он сам.
Афродите не понравилось, что Адонисом не может обладать только она, и богиня из мести внушила менадам, женщинам, охваченным экстазом, любовь к сыну Каллиопы, Орфею. Музыкант отверг девушек, и они разорвали его на части. Сама же Афродита надевала волшебный пояс, способный привлекать объект обожания, и заставляла Адониса проводить с ней всё время. От их союза родилось много сыновей и дочерей.
В Афродиту был влюблён
Арес, сын
Зевса, который послал вепря, чтобы убить Адониса во время охоты. Афродита побежала на помощь любимому, но вепрь убил Адониса, а её ранил, и из её крови выросли красные розы. Она была убита горем, оплакивая Адониса, и Зевс сжалился над ними. Он позволил Адонису четыре месяца в году жить в царстве мёртвых, четыре месяца с Афродитой и четыре месяца там, где он пожелает.