В первую очередь
Чандрагупта Маурья сконцентрировался на завоевании македонских сатрапий. Сатрапы были правителями провинций, называемых «сатрапиями», древних персидских империй. В одной из таких провинций, Парфии, правил сатрап
Пейтон, близкий друг
Александра Македонского. Чандрагупта, продолжая расширять свою империю, сделал всё, чтобы ослабить его контроль над бассейном Инда.
Укрепление империи
В 322 году до нашей эры Чандрагупта уже контролировал всю территорию Пенджаба и Инда, имея также город Таксила в качестве штаб-квартиры. В то время как преемники Александра в Азии вели партизанскую войну, Чандрагупта воспользовался этим в 321 году до нашей эры, чтобы свергнуть правителя Нанды и провозгласить себя королём. На это у него ушло семь лет.
Внебрачный сын одного из монархов династии и служанки из низшей касты, победил всех соперников одного за другим, не позволив им сплотиться, и создал в 313 году до нашей эры первую в истории индийскую империю, объединив весь субконтинент. Лишь южная часть Индии осталась ему неподвластна, занятая тамилами, древней этнической народностью.
В 301 году до нашей эры македонцы подписали унизительный для них мир с Индией, навсегда лишившись всех территорий Пенджаба.
Чандрагупта женился на дочери Селевки I, соправителя покойного Александра Македонского. Между 300 и 290 годами до нашей эры индийский император предпринимал и другие военные кампании, постоянно расширяя свои владения на севере.
Организация империи Маурьев
Чандрагупте помогло свергнуть империю Нанда то, что их правление всегда было очень деспотичным и угнетающим. Но в организации империи его главным героем и кумиром был учитель Чанакья. Он черпал свои знания из изучения греческого законодательства, и поэтому император сразу назначил его премьер-министром.
Чанакье обязана вся внутренняя организация империи. Он разделил её на четыре вице-королевства, каждое из которых было поделено на провинции, управляемые губернаторами. Они вершили местное правосудие, собирали пошлины и организовывали собственный бюрократический аппарат.
Движущей силой экономики династии Маурьев была чеканка монет и торговля. Было хорошо развито сельское хозяйство, благодаря тропическому климату и плодородной индийской почве, процветала горнодобывающая промышленность, продавая по высокой цене золото и алмазы. В экономику империи вносили свой вклад также ценные породы дерева, кораллы, жемчуг и пряности.
Чандрагупта научился у Македонского военной организации, хорошо обучив свою армию и добавив к этому лучников верхом на слонах.
Он не забывал и про дипломатические отношения с соседями: с островом Цейлон и китайскими княжествами. В 298 году до нашей эры в возрасте 45 лет Чандрагупта передал правление империей своему сыну Биндусаре.
Религия императора Чандрагупты
Основной религией был индуизм, но Чандрагупта не очень стремился попасть под влияние индуистских монахов и разрешал исповедовать другие веры. Сам он был джайном, последователем Вардхамана Махавира, аскета и философа, основателя джайнизма, жившего в шестом веке до нашей эры.
В джайнской легенде говорится, что Махавира родился в королевской семье, в тридцать лет отказался от всех владений и ушёл из дома, став аскетом. Он практиковал интенсивную медитацию в течение 12 лет, после чего, как говорят, он достиг всеведения. Махавира вошёл в нирвану в возрасте 72 лет, а его тело было кремировано.
Фото: ru.wikipedia.org
В
буддизме нирвана означает угасание, прекращение дыхания, освобождение от желаний. В джайнизме нирвана приближается к философии небытия. Принцип нирваны заключается в том, что жизнь имеет завершение в истине, а отсутствие истины означает страдание. Народ, далёкий от истины никогда не поднимется к свету, будет погибшим и буйным.
Махавира учил, что для духовного освобождения нужно соблюдать обеты ненасилия, истины, целомудрия и непривязанности. Махавиру изображают сидящим в медитативной позе с символом льва. Джайны отмечают его рождение как праздник Махавир Джаянти, а его нирвану - как день Дивали. Джайны стремятся освободиться от кармы посредством аскетических практик и выйти из цикла непрерывных жизней, способствующих постоянному переселению из тела в тело, а следовательно, приносящих страдание.