В 29-28 веках до нашей эры в
Древнем Египте был период, точные сведения о котором не дошли до наших дней. Неизвестна также точная последовательность смены правителей Верхнего и Нижнего Египта. После долгих споров некоторые египтологи сошлись во мнении, что последователем фараона
Сенеда стал
Перибсен. Это было его тронное имя, взятое при восхождении на престол, как было принято по традиции, означающее «
Тот, кто приходит по своей воле».
Гражданские недовольства в период правления Перибсена
Во время его правления в Нижнем Египте предположительно произошло восстание, которое привело к переносу столицы в Абидос. Интереснейшим событием была замена культа
бога Гора, которому преклонялись ещё правители додинастического периода, культом бога Сета. Не исключено, что это была инициатива именно фараона Перибсена, это бы объяснило, почему его имя было стёрто со многих артефактов, найденных в гробницах. Скорей всего, этот период характеризовался религиозными потрясениями, которые впоследствии вызвали неразбериху в именах правителей.
По неизвестным мотивам Перибсен реконструировал административный и правительственный аппарат и ввёл реформы в государственную службу.
Возможно, кто-то попытался захватить часть его территорий, и ему пришлось изменить титулы и ранги некоторых чиновников. Учёные подозревают, что при Перибсене в стране происходили экономические недовольства, не приведшие, впрочем, к гражданской войне. По мнению некоторых египтологов, происходила религиозная борьба за власть между двумя враждебными кастами жрецов.
Надписи на каменных сосудах указывают на то, что Перибсен основал культовое место Сета в дельте Нила и перёнес свою резиденцию в Омбос, место в Накаре. В его гробнице был обнаружен феноменальный артефакт, написанный на глиняной печати: «Золотой Омбос передаёт две земли своему сыну, правителю Нижнего и Верхнего Египта, Перибсену». Это первый в истории Древнего Египта документ, оформленный в письменном виде. Со времён его правления документально зафиксирована чёткая административная иерархия: «отдел снабжения» подчинялся «дому фараона», а «казначейство» подчинялось снабжению, казначеи руководили поместьем, которое заведовало виноградниками.
Обязанности жрецов в Древнем Египте
Гробница фараона Перибсена находится в Абидосе, где были найдены многочисленные фрагменты кувшинов с его именем, слепленных из глины и нильской грязи. Его имя встречается на многих сосудах и чашах из камня, алебастра, песчаника и тёмного сланца, а также на ложной двери, какие имел обыкновение сооружать высокопоставленный чиновник Шери. Согласно надписи на двери, он был ваб-жрецом Перибсена и Сенеда, поклоняясь им и заботясь об их гробницах много позже, так как жил Шери при четвёртой династии.
Ваб-жрец было особым чином в Древнем Египте. Он помогал и подчинялся Хем-нетджеру, слуге божьему. Хем-нетджер обозначал титул жреца, который был связан с умершим фараоном или определённым божеством, в чьи обязанности входили ежедневные подношения этим божествам. У каждого хем-нетджера было в услужении несколько ваб-жрецов, которые выполняли для них чёрную работу, как например, доставлять подношения, предметы священного культа, музыкальные инструменты, а также чистить алтарь или святыни.
Ваб-жрецы должны были быть целомудренными, каждый день сбривать с тела все волосы и два раза в день мыться. Они всегда были обрезаны, носили безукоризненно чистые одежды, ни в коем случае не сделанные из меха или кожи животных, а только растительного происхождения. Им также запрещалось есть рыбу, бобы и свинину. Жрецами, в основном, были мужчины, но иногда и женщины-жрицы, и они получали одинаковую заработную плату.
Если Шери выполнял обязанности по обслуживанию гробниц Сенеда и Перибсена, то при жизни последнего ваб-жрецом служил некий Неферсетех, который был первым документально засвидетельствованным служащим этого ранга. Он знаменит тем, что упомянул бога Сета в своём имени, хотя обычно эта привилегия была доступна только фараонам. Его имя означает «Сет милостив», потому что Нефер переводится как «добрый» или «милостивый». В его гробнице обнаружено изображение его самого, уже умершего, сидящего за жертвенным столом в обтягивающем халате с завязанным на плече узлом. Справа от стола изображены одежда, дорогие ткани, погребальный инвентарь и кувшины.
Новые боги, которым поклонялся Перибсен
Во время правления Перибсена, наряду с Сетом и Нехбет, поклонялись богам Ашу, Мину и Керти, о чём свидетельствуют их изображения на глиняных печатях из Абидоса, и это самые ранние упоминания об этих богах. Аш изображался в человеческом обличии с птичьим лицом и в белой короне Верхнего Египта. Он считался владыкой Ливии и богом пустыни Сахары, причём он был покровителем плодородных оазисов.
Мин ассоциировался с продолжением рода, был богом творения и плодородия. Он защищал караванные пути к Красному морю и оберегал добытчиков драгоценных камней. Изображение стольких богов на вазах в гробнице Перибсена ещё раз доказывает возможность попытки установить новую религию в государстве, которая закончилась, однако, мирным путем. По мнению египтологов, в тот период начали процветать архитектура и погребальный культ фараонов и знати, которые утопали в великолепии, что было бы невозможно в случае государственного переворота.
Керти был богом подземного мира с бараньей головой в мумифицированном виде. Он определённо засвидетельствован с середины Второй династии, при Перибсене, и рассматривается как перевозчик душ в царство мёртвых
Осириса. Керти также был покровителем пастухов, так как фараоны хотели быть переправлены в загробный мир на солнечной лодке Ра, а не в подземное царство Осириса, что было привилегией лишь простых людей и чиновников.