Чжуань Сюй родился в 2597 году до нашей эры и был третьим из Пяти императоров
Древнего Китая, внуком
Жёлтого Императора Хуан Ди и его жены
Лэйцзу и племянником
Шаохао, у которого он воспитывался с десятилетнего возраста. Его отцом был другой сын Желтого императора,
Чанъи. К его заслугам относятся запрет на браки между членами одной семьи, поддержка патриархата взамен прежней матриархальной системы, реформы против шаманизма, занятия астрологией, введение единого календаря и практики жертвоприношения земле и зерну.
Правление третьего китайского императора
Чтобы не допустить смешанных браков, в двадцать лет Чжуань Сюй повёл клан Ши на запад и присоединил его к клану Дунъи, древнему племени, пришедшему с Японского архипелага и Корейского полуострова. Он стал их правителем и умер после 78-летнего царствования, в 2435 году до нашей эры.
Императору Чжуань Сюй приписывают сочинение одного из самых первых китайских музыкальных произведений «Ответ облакам».
На тринадцатом году своего правления он нарисовал изображения небесных тел и занялся календарными расчётами, его называли богом Полярной звезды наряду с богом Тайи. Согласно мифу, Три Августа и Пять Императоров были посланы на землю богом Тайи, а после выполнения своей роли снова вознеслись к богу Полярной звезды. Чжуань Сюй выбрал себе двух министров: министр Юга помогал ему в религиозных делах, а министр Севера руководил гражданскими вопросами.
У Чжуань Сюй было три сына. Старший, который должен был наследовать престол, был не очень умственно одарённый, поэтому трон достался его двоюродному брату Ку. Потомки двух младших сыновей, Цюнчана и Гуна, впоследствии тоже стали императорами. Но сами сыновья разочаровали отца: Цюнчан вовсе не интересовался делами империи и жил как простолюдин, а Гун пошёл по дороге разврата, за что впал в немилость всего императорского рода. Люди так не любили их, что утверждали, будто все три сына императора после смерти превратились в демонов, разносящих болезни.
Миф об отделении неба от земли
Императора Чжуань Сюй обычно ассоциируют с важнейшим китайским мифом об отделении неба от земли. Возможно, причина этого кроется в том, что именно период его правления ознаменовался началом социального расслоения, при котором Китай встал на путь подъёма к цивилизации. Так как религия была основана, в основном, на шаманстве, в ходу были жестокие наказания, которые отнюдь не укрепляли веру в людях, а скорей наоборот.
По легенде, Бог решил, что люди стали недостаточно добродетельны, поэтому их надо истребить. Но были и невиновные, к которым создатель почувствовал жалость и поручил Ли и Чуну разделить небо и землю, чтобы люди не могли вознестись на небеса. Они сделали это, и люди вернулись к добродетели.
Китайские мифологи объясняют этот миф как символ растущего социального разделения на слои общества. Под разделением неба и земли подразумевается появление высших и низших социальных слоёв. Если сначала каждая семья могла себе позволить нанять шамана для излечения больного или для проводов души усопшего родственника в мир иной, то позже шаманы могли быть приглашены лишь немногими людьми. Это объясняло привилегию возноситься на небеса.
Легенда о племени Цзюли
Император Чжуань Сюй провёл религиозную реформу народа Цзюли, решив, что они практикуют слишком много колдовства. Легенда гласит, что у вождя этого племени, Чи Ю, был 81 брат, каждый из которых являлся вождём, а сам Чи Ю был великим и главным вождём племени. Племя имело уголовные законы, однако, поклонялось не только богам, но и призракам, и верило в колдовство. Император и его союзники, оценив стиль жизни Цзюли, сделали вывод: «Божества племени перемешаны, мораль людей хаотична, и ничего нельзя исправить». После битвы с Чи Ю и его людьми племя было подчинено власти императора Чжуань Сюй.
После реформы императора люди Цзюли изменились. Освободившись от деспотичных вождей, они стали поклоняться птицам и животным, считая их своими предками. Племя научилось использовать медь для изготовления вещей и оружия. Они стали сильным племенем, и говорят, что многие императоры имели предков из Цзюли. Позже племя основало государство Ли, даже Чжуань Сюй назвал Ли одного из своих сыновей.
Люди племени помнили историю своего освобождения, поклоняясь «Кленовому богу». Клён для них был священным деревом, они приносили ему жертвы, отгоняли его ветками эпидемии и верили, что произошли из кленовой древесины. По их мифу, бывший вождь Чи Ю отказался от своих пороков и очистил свою душу, превратившись в кленовое дерево.