Нинетджер стал третьим фараоном второй династии
Древнего Египта и правил примерно с 2785 по 2742 год до нашей эры. Было ли «Нинетджер» его тронное или настоящее имя, остаётся загадкой. Оно означает «принадлежащий своему богу», но какому божеству он поклонялся, не совсем ясно, хотя известно, что фараоны всегда выбирали себе имена или с политическим значением, или связанные с каким-либо божеством.
Местонахождение гробницы Нинетджера было обнаружено в Саккаре, а в Абидосе найдены многочисленные глиняные печати и каменные вазы с его именем. Интересной находкой оказалась статуэтка высотой 13,5 см из светлого алебастра с зеленоватым оттенком, изображающая сидящего на троне фараона в мантии для
праздника Седа, которым древнеегипетские правители отмечали тридцатилетие своего царствования. По бокам трона было выгравировано имя Нинетджера. Считается, что он правил около 40 лет или чуть больше.
Деятельность Нинетддера во время его правления
На Палермском камне сохранились интересные записи о событиях, произошедших во время царствования Нинетджера. Каждый год отмечалась высота разлива Нила и каждые два года проводилась перепись скота. Максимально Нил разливался на семнадцатом году его правления, когда вода достигла уровня 2,4 метра, а на тринадцатом году уровень воды был минимальным: Нил поднял его всего на 52 см.
На восьмом году осуществлялась церемония натягивания шнура для строительства дворца «Дом Имени Гора», предположительно, для измерения его периметра. На десятом и шестнадцатом году проводился праздник быка Аписа, а на двенадцатом и восемнадцатом - фестиваль Сокар. На четырнадцатом году были основаны города Ха, что означает «северный», и Шем-Ре, «восход солнца».
Солнце всё ещё не было самостоятельным божеством, но каждый последующий фараон неуклонно старался приблизить культ поклонения ему.
На двадцатом году Нинетджер принёс жертву своей покойной матери и основал «Праздник Вечности». Правление фараона Нинетджера также было примечательно тем, что он разрешил наследовать престол женщинам. Имя Нинетджер было найдено на наскальной надписи в Нижней Нубии, что может указывать на экспедицию в Нубию.
Праздник сопровождения Гора
Этот праздник был введён правителями второй династии, а при Нинетджере он дополнился сбором налогов. При сопровождении Гора фараон с красной короной на голове путешествовал по стране, символизируя настоящего
бога Гора в окружении других древнеегипетских божеств. Перепись скота тоже производилась в рамках налоговых платежей.
Впереди фараона шествовала богиня Мафдет, одетая в небесную шкуру пантеры, в сопровождении четырёх знаменосцев, которые символизируют четыре божественные черты правителя. Такие богини как Сехмет, Исида и Хатхор также принадлежали к эскорту Гора.
Первой из сопровождающих Гора богинь была Сешат, которую изображал мужчина в сандалиях. Сешат покровительствовала тем, кто проводил бухгалтерский учёт и заведовал библиотеками. Культ богини появился во второй династии, и у неё было много других обязанностей. Она руководила натягиванием струн, возведением священных сооружений, производила учёт военных трофеев и помогала богине Нефтиде в ритуале очищения конечностей умершего.
Сешат изображалась в виде женщины с повязкой на голове, украшенной семиконечной звездой, держащей в руке пальмовый посох. Когда она являлась защитницей строительного проекта, могла держать молот или кол во время церемонии натягивания шнура.
Фото: crystalinks.com
Праздник сопровождения Гора проводился каждые два года и заключался не только в сборе налогов, но и в раздаче подарков населению мелких деревень. Вожди племён отвечали за безопасность пребывания фараона на их земле, так как войска частично были заняты сопровождением Гора.
Дары и подношения несли на специальных ладьях, которые часто изображались на росписях гробниц. В подарочных сосудах, стоящих на ладьях, содержались ароматические масла и мази, которые в Древнем Египте считались божественными элексирами и священными дарами. На другой ладье собирались пожертвования от населения.
Нинетджер путешествовал по Нилу на корабле и делал несколько остановок на берегу. Эскорт Гора находился с ним рядом со статуями богов. В каждой деревне божественное сопровождение сходило на берег, и начинался праздник, после которого проводили подсчеты крупного рогатого скота, сельскохозяйственных урожаев и золота. Чиновники фараона решали, сколько налогов должно заплатить каждое племя в зависимости от количества скота и пахотных владений.
Тот же эскорт Гора, что и на празднике сбора налогов, сопровождал фараона в последний путь после его смерти к гробнице. Только в этом случае к процессии добавлялся бог мёртвых Иунмутеф, шедший во главе конвоя. Он символизировал сына Гора, открывающего отцу путь к вечному владычеству, выполнял определённые ритуалы, такие как обмывание тела и подготовку его к бальзамированию.