После смерти фараона
Хотепсехемуи египетский трон достался
Ранебу, второму правителю второй династии, но нет достоверных сведений, был ли он его сыном. Имя этого правителя впервые указывает на солнечное божество Гелиополя, важного города
Древнего Египта, связанного с поклонением солнцу.
Боги города Гелиополя
Первоначально в Гелиополе поклонялись Атуму, самопорождённому богу-творцу, воплощающему заходящее солнце. Затем был создан солнечный храм, и культ поклонения сосредоточился на божестве Ра-Харахти, рождённым от слияния бога Ра с Хорахти, богом горизонтов.
Другим культом Гелиополя был культ быка Мневиса, воплощения Ра, священного быка города. Мневис был чёрным быком и, так же как бык Апис, владел священным стадом. К северу от Гелиополя был расположен некрополь, предназначенный для быков, забальзамированных и заключённых в саркофаги.
К поклонению быкам Апису и Мневису добавляется почитание священного барана Хнума, защитника истоков Нила и созидающей силы наводнений. Это божество изображали в виде человека с головой козла, держащим в руке анкх, священный египетский символ, символизирующий жизнь.
Согласно мифу, Хнум сформировал яйцо творения, как божественный гончар, моделирующий свои произведения на колесе из ила Нила. Спутниками Хнума являются Сатет с рогами газели и Анукет в короне из перьев. Они образуют Элефантинскую триаду, название которой происходит от их главного культового центра.
Как зарождалось поклонение солнцу
Солнце считалось небесным телом, управляемым
богом Гором. На основании этого, происходящие сдвиги в космологическом мышлении поощряли возрастающее поклонение солнцу. Позже стало считаться, что солнцем управляет бог Сет. Всё же солнцу не придавалась собственная личность, оно было лишь дневной звездой, управляемой двумя богами.
Образ солнца сравнивался с определением «золотой», например
фараон Каа из первой династии называл бога Гора «Золотым богом».
Фараоны в раннединастические эпохи считали себя представителями богов Гора и Сета, но ещё не бога Ра.
Бог солнца Ра при фараоне Ранебе ещё не был независимым богом с его собственным культом. На найденных в Саккаре сосудах врёмен правления Ранеба упоминается праздник «Хор ваджет пил», что означает подъём столпов Гора.
Окружение фараона Ранеба
О правлении Ранеба мало известно, неизвестно даже местонахождение его гробницы, но он упоминается на печатях его предшественника Хетепсехемуи, а также на различных каменных сосудах из Саккары, Гизы и Абидоса. Любопытным фактом является то, что его имя нигде не появляется само по себе, а везде вместе с именами Хетепсехемуи или его преемника Нинетжера.
В Мемфисе была найдена небольшая статуя из полированного светлого гранита высокопоставленного чиновника или священника
Реджита, на плече которого виднелась гравировка имён трёх фараонов:
Хетепсехемуи, Ранеб и
Нинетджер. Как священник, вероятно, Реджит организовывал культ смерти этих трех правителей и совершал по ним панихиду в некрополе Мемфиса. На основании статуэтки указано, что Реджит служил фараонам как главный гравёр и поклонялся богу Ахти, чьё изображение было обнаружено рядом.
От западного побережья Синайского полуострова вглубь страны ведут пути к бирюзовым и медным рудникам. Там были найдены наскальные надписи с именем Ранеба. Вероятно при его правлении пользовались этим маршрутом, чтобы добывать металлы и драгоценные камни. Там же были обнаружены имена и других фараонов из первых четырёх династий.
На каменных сосудах часто встречаются названия двух кораблей: «Гор, звезда двух земель» и «Дикий бык». Так как со времён первой династии самым важным фестивальным праздником было сопровождение по реке принесённого в жертву священного быка, то возможно, именно на этих судах перевозили быков богу Гору.