В маленьком городке в Америке XIX века поезд останавливается на станции, со свистом выпуская пар. Из него выходит труппа акробатов, метателей ножей, а также животные - львы и слоны. И все одеты в красочные костюмы. Цирк прибыл!
В течение короткого времени город будет принимать цирк, а артисты будут радовать детей и взрослых, а затем соберут вещи и продолжат свой путь по стране. Город останется позади, как будто ничего и не было. Эта сцена была хорошо известна на протяжении всего XIX века, особенно в Соединённых Штатах. С момента своего возникновения в
Древнем Риме и до наших дней цирки процветали. История этого странного учреждения начиналась с насилия, и путь к соблюдению этических норм был долгим.
Начало истории цирка: Circus Maximus в Древнем Риме
В Древнем Риме слово "цирк" имело совсем иное значение, чем сегодня. Большой цирк (Circus Maximus) был самым старым и самым большим общественным местом в Риме. Когда он достиг своих наибольших размеров в I веке нашей эры, на его трибунах могли разместиться двести пятьдесят тысяч человек.
Хотя это место было наиболее известно как ипподром для
гонок на колесницах, запряжённых лошадьми, здесь также проходили военные шествия в рамках Римских игр, которые проводились в сентябре в течение пятнадцати дней и включали в себя охоту на диких животных, публичные казни и бои гладиаторов. В одном из таких боёв небольшая армия гладиаторов сражалась с двадцатью слонами одновременно.
Фото: thecollector.com
Таким образом, нетрудно понять, откуда пришло вдохновение для создания современного цирка. Большой цирк был местом, где животные и люди сражались друг с другом ради зрелищности и развлечения публики во время праздников. Однако это единственное сходство между цирком Древнего Рима и современным цирком.
Филип Астлей: отец современного цирка
Филип Астлей, родившийся в 1742 году в Ньюкасл-андер-Лайм в Англии, был сыном краснодеревщика, но не пошёл по стопам отца. В двадцать шесть лет Астлей вместе со своей женой
Пэтти основал в Лондоне школу верховой езды Astley's Riding School, где они обучали и давали представления. Во время этих шоу музыканты исполняли живую музыку. Шоу также привозили в Париж, где Астлей с женой включали в программу другие номера (акробатов,
клоунаду и оркестр).
Что помогло этим конным шоу стать популярными? Их способность развлекать всех, не только взрослых и детей, но и людей из всех социальных слоёв. Шоу Филипа Астлея смотрели как представители высшего общества, так и люди из низших слоёв. Эти конные шоу были предшественниками современного цирка и предвосхитили то, что сделало современный цирк таким популярным. Это было развлечение для широких масс во времена большого социального разделения.
Фото: thecollector.com
Королевский амфитеатр, освещавшийся в то время горящими свечами, трижды горел во время представлений Астлея. В конце концов, его купил Эндрю Дакроу, известный как отец британского циркового конного искусства.
Чарльз Дибдин: человек, который придумал термин "цирк"
Хотя Филип Астлей является отцом современного цирка, не он придумал этот термин. Эта честь принадлежит его современнику, Чарльзу Дибдину. Чарльз Дибдин (его портрет ниже) родился в 1745 году в Саутгемптоне в Англии и уже в юном возрасте окунулся в мир музыки. Дибдин пел в хоре Винчестерского собора в течение трёх лет до 1759 года и в итоге стал композитором, музыкантом, драматургом, романистом и актёром.
Фото: thecollector.com
С 1782 года и в течение следующих двух лет Чарльз Дибдин стал управляющим Королевского цирка. Это было первое современное использование слова "цирк". Расположенное недалеко от Школы верховой езды Филипа Астлея, шоу Чарльза Дибдина также проходило с использованием лошадей, как и в Королевском амфитеатре.
19 век: меняющаяся культура позволила цирку процветать
В 18 веке уже существовали все представления, которые со временем стали ассоциироваться с цирком, - от передвижных зверинцев до конных шоу и выступлений акробатов.
Зверинцы путешествовали по странам, а конные шоу и акробатические номера радовали зрителей на аренах. Но только когда эти представления были собраны под одной крышей, родился современный цирк.
XIX век был временем социальных потрясений, причём не только в области представлений, но и в области технологий. Действительно, промышленная революция стала последним ингредиентом, необходимым для создания странствующего цирка в его самой популярной форме. Изобретение парового двигателя, который привёл в движение поезда, изменило всё.
Технологический прогресс обеспечил связь между городами и облегчил транспортировку. Промышленная революция позволила цирку переезжать из одного города в другой. Работники упаковывали части шатра и реквизит в коробки и ящики, чтобы в следующем городе начать всё заново. Таким образом, без технологических достижений XIX века цирк никогда бы не стал таким популярным, каким он был в период своего расцвета.
Барнум и Бейли: самый знаменитый цирк в истории
Самым известным цирком во всей Америке XIX века было шоу Барнума и Бейли. Хотя один из его основателей, Финеас Тейлор Барнум, родившийся в 1810 году, более известен, цирк никогда не увидел бы свет без его делового партнёра, Джеймса Энтони Бейли, родившегося в 1847 году.
Фото: thecollector.com
Ещё до рождения Бейли, Барнум уже был фигурой в индустрии развлечений, когда купил свой Американский музей. Величайшее шоу на Земле в том виде, в котором его знают современные люди, появилось только в 1871 году, когда все ингредиенты, из которых состояли классические цирковые представления, были объединены в одно целое. Бейли, который с самого детства ходил на представления, стал частью этой деятельности, когда в 1881 году объединил цирк, которым он владел совместно с Джеймсом Э. Купером, - "Cooper, Bailey & Company Circus " - с цирком Барнума. Так родился цирк Барнума и Бейли.
После смерти Барнума в 1891 году и Бейли в 1906 году "Величайшее шоу на Земле" процветало в течение последующих десятилетий. После смерти Бейли его шоу за огромную сумму в четыреста тысяч долларов купили братья Ринглинг, и он оставался одним из самых выдающихся цирков своего времени даже в двадцатом и двадцать первом веках.
Шоу уродов и история этики
Шоу уродов были неотъемлемой частью жизни цирка в XIX веке. Они появились ещё до появления цирка в Американском музее Барнума и следовали за ним по всей стране с цирком Барнума и Бейли.
Шоу уродов было способом развлечения путём высмеивания физических различий, эксплуатации и притеснения исполнителей в обстановке всеобщего веселья и радости.
Известными "уродами" были, в частности, сросшиеся близнецы, люди с ограниченными возможностями и бородатые женщины.
Фото: thecollector.com
Шоу уродов в цирке Барнума шло параллельно с трюками с животными, выступлениями акробатов и артистов конного шоу. Некоторые из участников этих шоу заработали славу и приличное состояние. Примером может служить Чарльз Страттон, также известный как "Генерал Мальчик-с-пальчик", который был артистом с карликовостью в цирке П.Т. Барнума.
Шоу уродов оставались популярными в Америке до 1940-х годов. Со временем стало известно об эксплуататорском характере таких представлений, и после этого они были полностью объявлены вне закона.
Двадцатый век: преемственность и упадок
Когда 19 век подошёл к концу, цирк оставался популярным и в новом столетии. Хотя в 1920-е годы появились новые формы развлечений, например кинотеатры, циркам пришлось заново изобретать себя, сместив акцент в пользу воздушных шоу и других представлений. Великая депрессия остановила ажиотаж 1920-х годов. В то время многие обращались к цирку, чтобы найти радость и счастье в повседневной жизни. Во время Второй мировой войны цирки были своеобразным утешением в жизни людей.
Фото: thecollector.com
Но с наступлением 1950-х годов цирк стал переживать упадок. Просмотр телевизора стал нормой во всех семьях, и вскоре он вытеснил цирк как самую популярную форму развлечения. Со временем в Америке осталось всего тринадцать цирков, и по мере того, как сокращалась аудитория, и артисты объединялись в профсоюзы, шоумены тоже сокращали размеры своих представлений, вплоть до последних дней "Больших шатров", когда в 1956 году им на смену пришли крытые площадки.
Смерть традиционного цирка, и возрождение в 21-ом веке
В то время как холодная война раскалывала мир, в Америке набирало обороты движение за гражданские права. Расистские представления стали подвергаться всё большей критике. После того как в 1970-х годах зародилось движение в защиту прав животных, современный цирк потерял большую часть своей привлекательности. К началу 1980-х годов также были прекращены и шоу уродов. При этом несмотря на то, что цирк переживал спад во второй половине 20-го века, он в конце концов сделал то, что умел лучше всего - адаптировался.
В 1980-х годах в Бай-Сен-Поле в Квебеке группа артистов радовала своих зрителей жонглированием, танцами, огненным дыханием и музыкой. Среди этих артистов был человек по имени Ги Лалиберте. В детстве Лалиберте водили смотреть цирк Ringling Bros. and Barnum & Bailey, и он увлёкся историей цирка, погрузившись в биографию самого П.Т. Барнума. В 1982 году Лалиберте вместе с другими артистами участвовал в праздничной ярмарке, известной как фестиваль Baie-Saint-Paul Fete Foraine, и это стало началом его мечты: создать Цирк дю Солей (Цирк солнца) – цирк на квебекской земле.
Фото: thecollector.com
На сегодняшний день Цирк дю Солей стал одной из самых известных квебекских компаний во всём мире и по сей день радует более пятнадцати миллионов зрителей. Под большими шатрами, в которых одновременно могут находиться сотни людей, акробаты и артисты надевают замысловатые костюмы и восхищают зрителей своими роскошными шоу. Цирк дю Солей путешествует по всему миру и имеет постоянную резиденцию в Лас-Вегасе.
Хотя Цирк дю Солей нельзя назвать цирком в традиционном смысле, поскольку он избавился от атрибутов цирков XIX века, он сохранил главную цель современного цирка: развлекать зрителей всех социальных классов и всех возрастов.
Цирк прошёл долгий путь от Circus Maximus в Древнем Риме до Цирка дю Солей. Современный цирк избавился от этических проблем, тянувших его вниз с 19 века, он по-прежнему является местом развлечения, благоговения и радости. Многие люди проложили путь для развития цирка, от Филипа Астлея и Чарльза Дибдина до П. Т. Барнума и Ги Лалиберте. Возможно, слоны, лошади и львы больше не выступают в цирках, но остаются артисты, которые нашли радость в работе своей мечты и преподнесли её результаты широкой публике.