Западная астрология относится к форме гадания, основанной на движении астрономических объектов, таких как звёзды или планеты. Вера в то, что астрономические объекты являются божественными или влияют на события на Земле, встречается во многих культурах, но практики, сгруппированные под эгидой "Западной астрологии", берут свое начало на Ближнем Востоке и в древнем Средиземноморье.
В древности и Средние века практически не было различия между астрономией, которая изучает объекты в космическом пространстве, и астрологией, которая является суеверием. Вера в то, что небесные тела могут контролировать события на Земле, была одной из движущих мотиваций их изучения в прошлом. В эпоху
Возрождения к астрологии относились как к научному и духовному занятию, хотя уже тогда были те, кто относился к этому скептически с научной точки зрения.
Вдохновляя астрономические исследования, астрология в конечном итоге помогла родиться научным инновациям, которые и опровергли её обоснованность.
Достижения в области естественных наук и нашего понимания Солнечной системы в XVIII веке привели к развенчанию астрологии и сопутствующих ей верований. Этот сдвиг в научной мысли создал чёткое различие между наукой астрономией и псевдонаукой астрологией. Однако популярная вера в астрологию сохраняется и в современный период.
Древний Вавилон и Греция
Эллинистическая астрология уходит своими корнями в Вавилон, где астрономы интерпретировали астрономические явления как предзнаменования в I тысячелетии до нашей эры. Позже вавилоняне начали практиковать натальную астрологию, чтобы попытаться предсказать события в жизни человека, основываясь на положении звёзд и планет во время их рождения.
Древние греческие авторы утверждали, что астрология была введена в Грецию вавилонским священником по имени
Беросс, который переехал на греческий остров Кос и основал школу астрономии и астрологии около 280 года до нашей эры. Эта история может содержать зерно истины, так как завоевание Персии
Александром Македонским (336-323 гг. до н. э.) в IV веке до нашей эры привело к передаче идей между Грецией и Ближним Востоком. Однако на эллинистическую астрологию наибольшее влияние оказала греческая философия, в конечном счёте содержащая лишь слабые следы вавилонской космологии.
Зодиак и астрологическая система, используемые в западной астрологии, начали приобретать узнаваемую форму в эллинистический период (332-30 гг. до н.э.). Натурфилософы полагали, что звёзды и планеты могут влиять на Землю так же, как Солнце влияет на жизнь, а Луна управляет приливами и отливами. Люди в эллинистическом Средиземноморье обычно обращались к астрологам в надежде, что они смогут предсказать будущее, раскрыть скрытую информацию и восстановить потерянные или украденные предметы.
Астрология также была включена в древнегреческую медицину и греческую философию , поскольку предполагалось, что планеты имеют как физическое, так и метафизическое воздействие. Вера в то, что определенные планеты имеют власть над определенными частями тела и что можно предсказать наилучшее время для лечения на основе положения планет, влияла на западную медицинскую мысль вплоть до раннего нового времени.
Римская империя
Астрология широко практиковалась в
Римской империи наряду с другими видами гадания, трактовкой предзнаменований. Римская астрология находилась под сильным влиянием греческой астрологии, и большая часть сохранившейся информации об эллинистической астрологии была передана через римских авторов, таких как
Веттий Валент (125 - 175 гг. н. э.) и
Плутарх (45-50 - 120-125 гг. н.э.). Обоснованность астрологии была предметом жарких дебатов, особенно вопрос о том, возможно ли предсказать действия человека.
Римские императоры, к примеру Август (с 27 г. до н. э. по 14 г. н.э.), чеканили монеты со знаками зодиака и публиковали гороскопы, которые предсказывали их успех и процветание. Римские политики осознали потенциал использования астрологии для разжигания восстания или политической неопределенности и стремились регулировать это. Для римских астрологов было незаконно делать предсказания о будущем Римской империи или самого императора. Несмотря на этот запрет, многие астрологи обслуживали видных политических деятелей, а другие делали предсказания о политических событиях. Римский император Вителлий (69 г. н. э.) в конечном итоге полностью запретил астрологию после того, как астрологи, которые его не любили, предсказали его падение.
Фото: worldhistory.org
Интерес римлян к астрологии снизился в период поздней античности, отчасти из-за принятия христианства. Такие богословы, как Августин Гиппонский (354-430 гг. н.э.), выступали против астрологии на том основании, что христианские принципы свободной воли прямо противоречили концепции астрологически определённой судьбы. Астрология не была широко распространена в Европе, пока она не была вновь введена в позднем средневековье.
Средние века
Во времена исламского золотого века греко-римские астрономические тексты сохранялись и переводились арабскими и персидскими авторами. Они также изучали работы по индийской астрологии, которая сама находилась под влиянием
месопотамских и греческих верований в древности. Исламские учёные Ближнего Востока и Иберии создали много новых работ по астрономии и астрологии, такие как Введение
Абу Машара аль-Балхи (787-886 гг. н.э.) и
Аль-Канди (801-873 гг. н.э.). Среди технологических инноваций того периода были экваториум, инструмент для вычисления положений звёзд и планет, и создание астрономических таблиц для каталогизации этих данных.
Многие из этих текстов на арабском языке были переведены на латынь в XII веке и попали в библиотеки средневековой Европы. Сицилия и Пиренейский полуостров были ранними центрами астрологической письменности из-за их более тесных связей с исламским миром. Это легло в основу средневековой европейской астрономии и астрологии.
В средние века уже не верили, что планеты или звёзды были богами, но многие всё ещё верили, что они влияли или предсказывали события на Земле.
Считалось, что знаки зодиака и планеты обладают властью над определёнными состояниями, частями тела и процессами заболевания. Средневековые врачи использовали астрологию, чтобы определить, какой курс лечения назначить, и предсказать перспективы пациента.
Историк Хилари Кэри обобщила средневековые представления о космических влияниях: "Подобно тому, как солнце контролировало растительную жизнь, а луна - приливы и отливы и женский менструальный цикл, так и земные события гармонировали с небесными, подобно струне, настроенной на один тон. Тот же принцип управлял работой других оккультных наук, таких как магия, алхимия и геомантия."
Подобно многим оккультным искусствам, практиковавшимся в Средневековой Европе и на Ближнем Востоке, астрология занимала непростое место в религиозных рамках той эпохи. Утверждение о способности предсказывать будущее с помощью магических средств, в отличие от божественного вдохновения, может быть истолковано как ересь. Предпосылка предопределения также противоречила доктринам иудаизма, христианства и ислама, которые подчеркивали важность свободы воли.
Несмотря на объём арабских текстов, относящихся к астрологии, имамы активно препятствовали ей. Церковные власти в Европе также неодобрительно относились к астрологии как к потенциально опасному предприятию, поскольку оно предполагало общение с духовными сущностями. Астрология несколько раз упоминается в Талмуде и рассматривалась некоторыми средневековыми раввинами как приемлемый способ научного изучения. Еврейские астрономы, такие как персидский математик Машаллах ибн Атари (740-815 гг. н.э.), внесли заметный вклад в средневековую астрологию.
Фото: worldhistory.org
Астрологи в Европе рисковали быть обвинёнными в общении с демонами или в ереси. Многие христианские авторы в средневековой Европе проводили различие между допустимой астрологией и астрологией, которая была демонической по своей природе. Хотя попытки постичь тайные знания с помощью астрологии были запрещены, обычно делалось исключение для астрологии, используемой в практических целях, связанных с медициной, сельским хозяйством или навигацией.
Сторонники астрологии пытались узаконить её как науку, подчеркивая её основу в философии натурализма, и дистанцируя от демонических или магических практик. Хотя Средневековая церковь никогда открыто не одобряла астрологию, её скорее терпели. Фома Аквинский (1225-1274) писал, что небесные тела могут оказывать некоторое влияние на физические явления, но не на свободную волю или разум человека. Он считал, что астрология допустима в определенных ситуациях, таких как предсказание погоды или астрономических явлений.
Поскольку средневековые учёные стали больше интересоваться науками, астрология приобрела популярность среди правящей элиты. Многие европейские монархи нанимали астрологов ко двору, среди прочих учёных и артистов. Итальянский астроном Гвидо Бонатти (1210-1296 гг. н.э.) был одной из самых значительных фигур в средневековой астрологии, служил астрологом во Флоренции и советником Фридриха II, императора Священной Римской Империи (1194-1250 гг. н.э.). Бонатти поднялся в глазах общественности после того, как сделал успешные предсказания о военных результатах. Тем не менее, Данте Алигьери (1265-1321) в своей Божественной комедии изобразил Бонатти и других астрологов пребывающими в Аду.
Для некоторых средневековых правителей астрология была не более чем развлечением, в то время как другие консультировались с астрологами перед планированием важных событий, таких как коронации, свадьбы или военные предприятия. Король Кастилии Альфонс X (1252-1254) получил прозвище "Астролог" из-за его интереса к звёздам. Он заказал Таблицы Альфонсина (набор астрономических таблиц) которые обновили более ранние арабские таблицы данными со дня его коронации и далее.
Ближневосточные астрологи предположили, что выравнивание или соединение планет вызывало исторические события, такие как войны и стихийные бедствия. Теория выравнивания стала популярной в Европе в период позднего средневековья для объяснения конфликтов и социальных потрясений. Некоторые астрологи делали смелые предсказания о конце света, а французский кардинал Пьер д'Айи (1351-1420) обратился к астрологии, чтобы определить, предвещает ли западный раскол между соперничающими папами в Риме, Авиньоне и Пизе пришествие Антихриста. Средневековые астрологи также пытались понять исторические тенденции с помощью астрологии, объясняя прошлые события, такие как возвышение ислама или падение Западной Римской империи, с помощью движений планет.
Некоторые астрологи пытались предсказать появление болезней или эпидемий в определенных городах. В 1348 году врачи из Парижского университета сообщили Филиппу VI (1328-1350), что соединение Юпитера, Сатурна и Марса в 1345 году было ответственно за Чёрную смерть (1347-1352). Эта астрологическая теория происхождения пандемии приобрела известность в последующие годы, поскольку фактическая микробная причина заболевания в то время была неизвестна.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения интерес к классической литературе и естественной философии стал более выраженным. Многочисленные тома греческой литературы были переведены на более понятную латынь. В то время обычно считалось, что древние науки достоверны в силу своей древности. Астрология долгое время была частью медицинских, математических и философских исследований, но теперь она может охватить более широкую аудиторию. Внедрение
печатного станка в Европе XV века позволило астрологам продавать натальные карты и альманахи всем, кто интересуется их будущим.
В Европе эпохи Возрождения астрология стала методом политической пропаганды во многом так же, как это было в Римской империи.
Некоторые астрологи опубликовали прогнозы о здоровье, судьбе и смерти правящих фигур. Другие продолжали давнюю традицию выступать в качестве придворных советников, используя искусные интерпретации астрологии, чтобы подняться по социальной лестнице. Такие фигуры, как
Нострадамус (1503-1566), который консультировал французскую королеву
Екатерину Медичи (1519-1589), смогли достичь власти и влияния по мере того, как росла их репутация предсказателей.
Фото: worldhistory.org
Отношение католической церкви к астрологии колебалось в течение всего периода. Такие папы, как Сикст IV (1471-1484) и Александр VI (1492-1503), нанимали астрологов, а папа Лев X (1513-1521) учредил кафедру астрологии в Римском университете Сапиенца. В то же время римская инквизиция порой объявляла астрологов еретиками. Учёный эпохи Возрождения Джероламо Кардано (1501-1576) был заключен в тюрьму за ересь в 1570 году после составления гороскопа для Иисуса Христа.
Также в эпоху Возрождения интеллектуальные опровержения астрологии стали более убедительными. Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1484) изложил ряд ключевых аргументов в спорах против астрологии. Пико указал на противоречия и ошибки, допущенные известными астрологами, возражая против некритической веры, через которую многие рассматривали практику. Он также собрал логические аргументы против астрологии из античности и средневековья и представил многие из своих собственных. В отличие от предыдущих критиков астрологии, Пико также критиковал использование астрологии в медицине, утверждая, что она не улучшает результаты лечения пациентов. Другие критики астрологии, такие как Франческо Джучкардини (1483-1540), указывали на предвзятость подтверждения, в результате чего сторонники астрологии быстро забывали о ложных предсказаниях, а редкие случаи точных предсказаний приводились в качестве доказательства.
Научная революция и просвещение
Во время научной революции в Европе продолжали обсуждать достоинства астрологии, и такие астрономы, как Иоганн Кеплер (1571-1630) и Тихо Браге, подготовили астрологические работы для своих покровителей. Поскольку новые открытия в области астрономии и физики поставили под сомнение основы астрологии, некоторые пытались спасти астрологическую практику путём реформ.
Кеплер считал, что проблема астрологии заключалась в том, что она была основана на ошибочных принципах, а большинство её практиков были некомпетентны, но что её можно соответствующим образом реформировать. Одним из наиболее существенных изменений Кеплера в астрологической теории было его принятие наблюдения польского астронома Николая Коперника (1473-1543) о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Он был первым, кто попытался пересмотреть астрологическую теорию вокруг гелиоцентрической солнечной системы Коперника и провёл другие реформы, такие как отказ от зодиака.
В то же время мыслители раннего нового времени боролись с растущим конфликтом между аристотелевской философией и буквальными библейскими интерпретациями, с одной стороны, и результатами новых научных открытий, с другой. Астрология находилась между наукой и религией и становилась всё более несовместимой ни с той, ни с другой. Пуританские теологи, к примеру Уильям Перкинс (1558-1602), возражали против признания астрологии в английском обществе, сравнивая её с предсказаниями и языческими практиками.
Фото: worldhistory.org
Несмотря на институциональные трудности, привлекательность астрологии для непрофессионалов было трудно поколебать.
В течение 1660-х годов в Англии ежегодно продавалось в среднем 350 000 альманахов с астрологическими предсказаниями о болезнях и погоде.
Астрологические предсказания о надвигающейся чуме или стихийном бедствии всё ещё могли вызывать панику среди населения, о чём свидетельствует широко распространенный страх в Лондоне во время солнечного затмения в Чёрный понедельник 1652 года.
Другие прорывы в астрономии и математике в течение XVII и XVIII веков изменили наше понимание Солнечной системы и заменили ошибочное понимание космоса, которое ранее доминировало в дискуссиях о естественной философии и астрономии. Эти события постепенно подрывали доверие к астрологии.
В течение следующих 50 лет академический интерес к астрологии снизился до такой степени, что к началу XVIII века она в значительной степени устарела. Отчасти это было связано с влиянием эпохи Просвещения, когда учёные начали понимать Вселенную через её механические процессы, а не через бестелесных личностей. По всей Европе среди образованных людей рос скептицизм по отношению к сверхъестественному в пользу рациональных объяснений явлений, основанных на наблюдаемых доказательствах. Однако астрология и другие методы предсказания судьбы всё ещё были известны, хотя и менее популярны.
Современная астрология
В XIX веке в Европе и Соединенных Штатах начали расти новые религиозные движения, такие как теософизм и спиритуализм. Это способствовало возрождению интереса к оккультизму. Экстрасенсы и другие мистики, связанные с этими движениями, включили астрологию в свои системы верований, наряду с такими практиками, как хиромантия и спиритические сеансы. Отдалённое родство астрологии с древним Вавилоном придавало ей мистическую привлекательность, несмотря на то, что современная астрология имеет лишь слабые связи с древними ближневосточными практиками. Самым известным из этих ранних современных астрологов был ирландский оккультист и хиромант
Уильям Джон Уорнер (1866-1936), который использовал имя Чейро. Он предсказывал судьбы известных деятелей той эпохи, включая
Марка Твена, Оскара Уайльда и
Томаса Эдисона. Несмотря на популярность астрологии среди оккультистов, она не приобрела массового обращения до начала XX века.
Более современный подход к астрологии развился в начале XX века, когда мистицизм был объединён с терминами и концепциями из развивающейся области психологии.
Карл Юнг считал астрологию символическим языком для психологических архетипов и использовал натальные гороскопы в своем психоанализе. Такое использование астрологических терминов не было широко принято учёными, но стало важной особенностью некоторых популярных психологических и нью-эйджевских верований.
Дэйн Радьяр (1895-1985) использовал идеи юнговской психологии, эволюционной теории и научно-популярной литературы, чтобы представить астрологию современным читателям. В 1930 году сотрудник Радьяра Пол Г. Клэнси издал журнал "Современная астрология", за которым в 1933 году последовала "Американская астрология". Радьяр популяризировал концепцию столбцов гороскопа, в которых содержался расплывчатый прогноз из одного абзаца для людей, родившихся в каждом знаке зодиака.
Астрология была вновь представлена британской общественности в 1930 году после того, как "Санди Экспресс" опубликовала гороскоп для принцессы Маргарет (1930-2002) по случаю её рождения. Редактор газеты был обеспокоен тем, что само рождение не будет достаточно интересным, чтобы продавать газеты, и чувствовал, что статья о гороскопе принцессы могла бы вызвать больший интерес. Он обратился к Чиро, который предсказал судьбу короля Эдуарда VII (1901-1910). Чиро отклонил предложение, но порекомендовал услуги своего помощника Р. Х. Нейлора. Статья была настолько успешной, что «Экспресс» запустила специальную колонку гороскопов Нейлора, которой вскоре стали подражать другие газеты.
К середине XX века популярность астрологии стала быстро расти, несмотря на то, что наука уже давно отказалась от неё. Колонки гороскопов стали регулярной темой журналов и бульварных газет в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах. Эти публикации, наряду с движением Нью Эйдж 1970-х годов, способствовали расширению глобального интереса к западной астрологии.