Джосайя Веджвуд (1730-1795) был английским фабрикантом и изобретателем, который проектировал и создавал керамику всех видов. Известный своей керамикой из яшмы, Веджвуд был также новаторским в организации своего завода, в использовании новых технологий, таких как паровой двигатель, и использовании креативных методов продаж и маркетинга. Керамика Веджвуда производится и по сей день и остается предметом коллекционирования.
Ранняя жизнь и семья
Джосайя Веджвуд родился в 1730 году в Берслеме (ныне часть города Сток-он-Трент) в Стаффордшире, Англия. Отец Джосайи, Томас, был гончаром и происходил из древнего рода гончаров. Джосайя пошёл в школу в Ньюкасл-андер-Лайм, а затем обучился гончарному ремеслу в качестве подмастерья на гончарном заводе при церкви, который к тому времени принадлежал его старшему брату в Берслеме. В юности Джосайя тяжело заболел оспой, что в конечном итоге привело к необходимости ампутации правой ноги. Именно во время длительного периода выздоровления Джосайя изучал историю, теорию и практику гончарного дела во всех его формах, ведя журнал экспериментов для записи своих результатов.
Оставив семейную фирму после того, как его брат отказался позволить ему стать полноправным партнером, Джосайя в течение следующих нескольких лет работал в нескольких других гончарных компаниях.
Затем Джосайя заключил партнерство с Томасом Уилдоном (1719-1795), уважаемой фигурой в отрасли. Два гончара основали своё дело, всё ещё в Стаффордшире, в 1754 году и экспериментировали с тем, что именно можно изготовить, используя самые последние и совершенно новые технологии в своей области. Эксперименты Веджвуда с керамикой продолжались на протяжении всей его карьеры, его изобретение пирометра, устройства, которое измеряло очень высокие температуры обжига, в конечном итоге привело к тому, что он стал членом Королевского общества.
Фабрика Ivy House
Джосайя Веджвуд был известен не только своим дизайнерским талантом и прекрасным исполнением керамики, но и своими систематическими, почти одержимыми исследованиями материалов и процессов для улучшения конечного продукта. Веджвуд изобрёл гораздо лучшую зелёную глазурь, чем существовавшая ранее, но он был полон решимости действовать в одиночку и поэтому в 1759 году основал в Берслеме собственную фирму the Ivy House Works. Веджвуд намеренно создавал продукты для людей с высоким уровнем дохода. Его цены иногда были вдвое выше, чем у конкурентов, но он хотел, чтобы богатые и знаменитые были привлечены к его продуктам именно потому, что они были эксклюзивными. Имя Веджвуда распространилось бы, и тогда он смог бы продавать более дешевые товары среднему классу. В 1762 году Веджвуд добился такого успеха, что ему понадобилось помещение побольше; он перенёс свой бизнес на так называемый завод "Белл", названный так потому, что рабочих вызывал на свои посты колокол, а не традиционный гудок.
Ледник Уэджвуд Куинс Уэр Фото: www.worldhistory.org
Инновационная фаянсовая посуда кремового цвета, созданная Веджвудом, пользовалась успехом как в Великобритании, так и за её пределами, и даже нашла королевского поклонника в лице королевы Шарлотты, жены короля Великобритании Георга III (ум. 1760-1820). Шарлотта зашла так далеко, что назвала Веджвуда "Королевским гончаром". Ассоциация с монархией привела к тому, что простые кремовые изделия Wedgwood стали известны как Queen's ware, а бренд стал хорошо известен после публикации в популярной прессе и ежемесячных журналах. Веджвуд не замедлил упомянуть королеву в качестве одного из своих клиентов в рекламе компании.
К 1760-м годам Веджвуд стал международным именем в этой области, и поэтому работы были перенесены в более просторные помещения, на фабрику Brick House в том же городе.
В январе 1764 года Джосайя женился на двоюродной сестре
Саре (часто называемой Салли), дочери
Ричарда Веджвуда, который был успешным торговцем из Берслема. У пары родилось семеро детей (плюс один, который не пережил младенчества). Одна дочь,
Сюзанна, стала матерью
Чарльза Дарвина. Приданое Сары в размере 4000 фунтов стерлингов (сегодня около 700 000 долларов) было немедленно вложено в дорогостоящие эксперименты гончара по поиску новых видов изделий. К середине XVIII века Британия была наводнена высококачественным
фарфором из Китая, импортируемым процветающей Британской Ост-Индской компанией. Впечатлённый твердостью и прозрачностью тонкого фарфора, Веджвуд был полон решимости создать свой собственный красивый новый материал.
Классическое влияние и Этрурия
Веджвуд часто вдохновлялся классическим искусством, и с 1769 года он сотрудничал с ливерпульским торговцем
Томасом Бентли (1731-1780) для создания ряда неглазурованных керамических изделий с использованием декоративных элементов неоклассицизма, стиля, уже популярного в искусстве и архитектуре викторианской Британии. Изделия были изготовлены на специальных заводах недалеко от Ньюкасл-андер-Лайма, которые Веджвуд назвал Этрурией, названной в честь области в центральной Италии, где
этрусская цивилизация процветала между VIII и III веками до нашей эры. Этруски, как только что обнаружили археологи, были большими поклонниками греческой керамики и сами были прекрасными гончарами. Веджвуд даже назвал свой частный дом, расположенный неподалеку, Этрурия Холл. Помпеи были заново открыты только в 1748 году, и найденные артефакты, а также керамика, найденная в этрусских гробницах и в самой Греции, вызвали всплеск общественного интереса к искусству древнего мира. Веджвуд сразу увидел преимущества использования этой новой любви к историческому искусству и древней мифологии.
Веджвудская чашка для шоколада Фото: www.worldhistory.org
С 1773 года новая линейка изделий Веджвуда в классическом стиле выпускалась в различных цветах, и обычно это были нефункциональные предметы, которые люди могли использовать в качестве украшений для интерьеров своих домов. Тремя наиболее популярными сортами были изделия из зелёной яшмы, светло-голубой яшмы и чёрного базальта. Различные другие цвета могут быть получены с добавлением оксидов в процессе обжига, что является результатом 5000 или более экспериментов Веджвуда с использованием глиняных смесей и глазури. Рисунки делались отдельно, обычно в белом цвете, и добавлялись в качестве отличительного рельефа к этим цветным изделиям. Прикладной барельеф был сложным и высокоразвитым. В каталоге Веджвуда также было много откровенных скульптурных произведений, таких как бюсты, статуэтки и шахматные наборы, которые часто создавались такими известными художниками, как Джон Флаксман (который позже добился большого успеха со своими погребальными скульптурами). Другим древним источником вдохновения была греческая чернофигурная керамика, а Веджвуд создавал чёрно-красную гамму изделий.
Иногда Веджвуд напрямую копировал известные произведения древности. Известным примером, выполненным в чёрной, а затем светло-голубой яшме, была Портлендская ваза, один из шедевров древнеримского искусства. Оригинальная ваза представляет собой стеклянную амфору с двумя ручками, изготовленную где-то между второй половиной I века до нашей эры и началом I века нашей эры. Ваза украшена эффектом камеи, который, возможно, изображает свадьбу Пелея и Фетиды из греческой мифологии. Версии Веджвуда создавались с 1786 года.
Броши и пряжки Веджвуд Фото: www.worldhistory.org
Мастер маркетинга
Свидетельством успеха Веджвуда в Европе стало создание имитационных стилей известными гончарными мастерскими, такими как Мейсен в Германии и Севр во Франции. Первые даже назвали свою линейку глазурованной яшмы Wedgwoodarbeit. Возможно, самой крупной продажей Веджвуда в истории стала продажа
Екатерине Великой (1729-1796), которая в 1774 году купила прекрасный сервиз, состоящий примерно из 950 предметов. Этот невероятный сервиз был назван "Лягушачий сервиз" в честь герба зелёной лягушки, который изображён на каждом изделии в честь дворца, в котором Екатерина хотела его использовать. На большинстве предметов были нарисованы вручную сцены из английской жизни. Веджвуд был умным маркетологом, и он впервые продемонстрировал Лягушачий сервиз на выставке в Лондоне, где можно было приобрести только по билетам, прежде чем отправить его в Россию.
Веджвуд посылал изысканные обеденные сервизы многим королевским домам и британским послам по всей Европе, чтобы на званых обедах их гости могли видеть знаменитый логотип Wedgwood.
Другой стратегией было открытие элегантных выставочных залов, сначала в Лондоне, а затем в других крупных городах. Эти выставочные залы были просторными, где можно было полностью продемонстрировать чудо целых наборов услуг, включающих сотни предметов. Веджвуд лоббировал в парламенте поддержку своей экспортной торговли, став видным членом Генеральной палаты промышленников. Сосредоточение внимания на экспорте и рассылке сотен образцов для продажи или возврата было дорогостоящим предприятием, но оно принесло огромные плоды. К 1780-м годам около 80% продаж Wedgwood приходилось за пределы Великобритании.
Веджвуд использовал несколько методов продаж, чтобы поощрить колеблющихся покупателей: "Он предлагал бесплатную доставку своих товаров в любую точку страны, гарантию возврата денег недовольным клиентам и бесплатную замену поломок". Ещё одной новой идеей Веджвуда по увеличению продаж своих изделий было разослать продавцов по всей Великобритании, Европе и Соединенным Штатам, что ещё больше укрепило его положение самого модного и известного из всех производителей керамики. Как заметил сам Веджвуд, "Мода бесконечно превосходит достоинства". Таким образом, Джосайя Веджвуд объединил древнее искусство и иконографию с новейшими технологиями производства керамики, чтобы создать то, что мы сегодня назвали бы дизайнерским лейблом.
Блюда в морской тематике Веджвуда Фото: www.worldhistory.org
Инновационная фабрика
Работы в Этрурии были новаторскими во многих отношениях, помимо производимой продукции. Завод был специально расположен рядом с каналом Нью-Трент и Мерси, строительным проектом, в котором сам Веджвуд принимал активное участие. Канал означал, что сырье, такое как превосходная глина из Соединенных Штатов, можно было доставлять на баржах, а готовые изделия доставлять обратно с большой легкостью. Водные пути были особенно важны для производителей керамики, поскольку в то время перевозка таких деликатных товаров автомобильным транспортом часто приводила к большому количеству поломок.
Другой важной особенностью Этрурии была реорганизация Веджвудом традиционных методов работы. Раньше один высококвалифицированный работник создавал одно изделие из керамики. Теперь каждый из нескольких рабочих выполнял свою собственную работу над одним изделием в заранее определенной последовательности, которая поэтапно перемещала изделие по фабрике. Это был первый гончарный завод в Европе, где использовалась сборочная линия. Как следствие, Веджвуду не нужно было искать рабочих, квалифицированных во всех областях производственного процесса, а только тех, у кого достаточно навыков для выполнения их конкретной задачи. Это означало, что изготовление такой декоративной керамики стало дешевле, поскольку найти мастера, владеющего всеми навыками, было сложно и дорого. Недостатком для рабочих было то, что у них была очень повторяющаяся работа и никакого художественного удовлетворения от того, что они лично видели предмет на разных этапах до завершения.
В 1772 году в Этрурии был установлен паровой двигатель, а также токарный станок, поскольку Веджвуд использовал новейшие технологии промышленной революции. Продолжая внедрять инновации и в качестве работодателя, Веджвуд создал деревню для своих рабочих и их семей. Жилье было удобным для всех, но, поскольку Веджвуд сохранил право собственности на недвижимость, это также дало работодателю уровень контроля над своими работниками, невиданный ранее в промышленности. С другой стороны, Веджвуд хорошо платил своим работникам.
Медальон раба Веджвуда Фото: www.worldhistory.org
Фабрика в Этрурии теперь производила всевозможные изделия из керамики, от брошей с камеями до больших декоративных подставок. Компания продолжала производить как изысканные обеденные сервизы, так и предметы повседневного обихода, а также предметы декора, но Веджвуд был готов производить всё, что было модным и казалось способным хорошо продаваться.
Веджвуд даже использовал свои навыки гончарного дела для продвижения важных для него целей. Он был членом Унитарной церкви и, выступая против рабства, оказывал финансовую поддержку Обществу за отмену работорговли, основанному в 1787 году.
В том же году Веджвуд заказал камею-медальон из яшмы, чтобы продвигать это дело. Известный как медальон раба, на нём был изображен коленопреклоненный и закованный в цепи раб со словами "Разве я не мужчина и не брат?" Были изготовлены тысячи медальонов, и многие из них были куплены богатыми активистами, выступающими против рабства, которые затем раздавали их сторонникам. Великобритания, наконец, отменила работорговлю на большинстве своих территорий в 1807 году.
Компания продолжала производить как изысканные обеденные сервизы, так и предметы повседневного обихода, а также предметы декора, но Веджвуд был готов производить всё, что было модным и казалось способным хорошо продаваться.
Благодаря быстрому росту продаж по всему миру будущее имени Веджвуд было обеспечено, и оно пережило смерть своего основателя. Джосайя Веджвуд умер 3 января 1795 года, его сын и племянник продолжили его наследие, и Веджвуд до сих пор изготавливает декоративные изделия из керамики, многие из которых стали любимыми у коллекционеров.