Тайны, окружавшие древних филистимлян, объясняются археологическими свидетельствами, обнаруженными в ранних поселениях. Эти археологические данные свидетельствуют о том, что филистимляне имели более сложное происхождение, чем считалось ранее. За более чем 3000 лет истории древние филистимляне пользовались далеко не самой хорошей репутацией.
До сих пор термин «филистер или мещанин» используется для обозначения того, кому не хватает культурной утончённости или интеллектуальных занятий. Учитывая их историческую репутацию с жёсткой культурой набегов, неудивительно, что к филистимлянам применяют негативные коннотации.
Самые ранние известные упоминания о филистимлянах были найдены в рельефах и надписях заупокойных храмов в
Долине Царей в Египте. В этих записях они изображались как один из «народов моря», которые, как известно, вторглись в города восточного Средиземноморья. Однако это описание филистимской культуры не является полным. Поскольку текстов на филистимском языке не сохранилось, исследователям пришлось полагаться на археологические находки и записи, оставленные другими культурами. Благодаря серии обширных археологических исследований и сотрудничеству между несколькими специалистами по Леванту появилась более полная картина филистимлян.
Появление филистимлян
Приход филистимлян совпал с окончанием мирного и экономически успешного периода для народов, живших в восточном Средиземноморье. Этот период процветания, предшествовавший их прибытию, известен как бронзовый век. Как следует из названия, эта эпоха характеризовалась широким использованием бронзы и процветающими торговыми сетями, проходившими через Средиземное море.
Примерно к 1200 г. до н.э. культуры восточного Средиземноморья переживали социальные и политические волнения, которые усугублялись длительными периодами засухи. Исследователи обнаружили данные, свидетельствующие о том, что затяжные периоды засухи вызывали голод в некоторых частях Средиземноморья. Как и ожидалось, такое сочетание проблем привело к нарушению торговых сетей, конфликтам с применением силы и конкуренции за ресурсы.
Доказательства этих разрушительных последствий голода можно увидеть в древнеегипетских записях. Рельефы и надписи времён краха бронзового века изображают вторгшихся народов моря, путешествующих на телегах с волами. Это может свидетельствовать о том, что, по крайней мере, некоторые из этих народов моря на самом деле были мигрирующими земледельцами, а не мореплавателями, совершающими набеги, описанные в библейских записях. Египетские записи также описывают битвы между этими народами моря и египтянами, когда последние побеждали захватчиков - они изгоняли их из региона.
Фото: thecollector.com
В заупокойных храмах Мернептаха и Рамзеса III - правителей того бурного периода - есть стелы, изображающие эти сражения против народов моря.
Создание общества филистимлян
Согласно как египетским, так и библейским записям, филистимляне вместе с остальными народами моря были изгнаны из Египта и им было позволено поселиться на южном побережье Палестины. Этот регион стал известен как Филистия, или Земля филистимлян. В то время как поселения филистимлян на юге Леванта хорошо задокументированы и подтверждены свидетельствами, есть археологические данные, которые оспаривают историческое представление о том, что филистимляне внезапно и насильственно взяли под свой контроль этот район.
Во время раскопок ранних поселений филистимлян исследователи обнаружили свидетельства мирной миграции вместо враждебной колонизации, описываемой в традиционных источниках. Археологи не обнаружили никаких свидетельств разрушения, начиная от ранних слоёв поселений филистимлян до позднего бронзового века. Для исследователей эти находки дают повод пересмотреть традиционные научные описания прихода филистимлян.
Завоеватели или мирные поселенцы
Нахождение артефактов в древних филистимских городах показывает, что они мигрировали в этот район постепенно, а не в результате массовых военных завоеваний. Также к вопросу о завоеваниях добавляется низкая концентрация оружия, обнаруженного во время раскопок, что противоречит их репутации воинственной культуры с высокоорганизованной армией. В целом, исследователям не удалось найти много доказательств, подтверждающих репутацию филистимлян как культуры, использовавшей военные набеги.
Фото: thecollector.com
Раскопки на древних кладбищах показали, что ханаанские погребальные обычаи продолжались и после того, как в этом районе поселились филистимляне. Есть также свидетельства того, что в домах сохранялись ханаанские домашние традиции и преобладали соответствующие художественные стили. Ханаанская керамика, относящаяся к разным периодам времени, была обнаружена в поселениях филистимлян, что позволяет предположить, что они жили вместе на протяжении нескольких поколений и постепенно смешались в одну культуру. Хотя факты подтверждают идею мирного сосуществования между филистимлянами и местными хананеями, с соседними израильтянами отношения были не такие мирные.
Поскольку их территория была ограничена по размеру, филистимляне в конечном итоге расширились до соседнего Израиля, что, вероятно, инициировало конфликты, описанные в библейской истории. Согласно этим библейским повествованиям, у них было превосходство в вооружении и военной тактике, что представляло угрозу для соседних израильтян.
Влияние социально-политического климата на образ филистимлян в истории
Во время краха бронзового века в восточном Средиземноморье возник вакуум власти, что привело к жестоким конфликтам между несколькими народами, борющимися за контроль. Существуют исторические отчёты о конфликтах с участием египтян, израильтян, ханаанеев и народов моря в это время, а также археологические свидетельства, подтверждающие многие из этих данных.
Некоторые исследователи предполагают, что филистимляне и израильтяне поселились в Южном Леванте в одно и то же время, что сделало их естественными конкурентами в неспокойное время политической истории. Эта идея подтверждается надписями на стеле Мернептаха, которая была обнаружена в погребальном храме недалеко от Долины Царей в Египте. Согласно египетским записям, Мернептах правил Египтом с 1213 г. до н.э. по 1203 г. до н.э., что совпадает с крахом бронзового века. В это время политических потрясений Мернептах провёл несколько военных кампаний против народов, которые бросили вызов власти Египта в регионе, в том числе против народов моря. Наряду с описаниями этих сражений, стела Мернептаха содержит самые ранние известные египетские записи об израильтянах.
Хотя есть свидетельства того, что филистимляне поселились в южном Леванте примерно во времена правления Мернептаха, отсутствие каких-либо сохранившихся документов филистимлян затрудняет для исследователей составление воедино полного повествования об их политических отношениях.
Таинственное происхождение филистимлян
Согласно библейскому писанию, филистимляне пришли с Крита, хотя на Крите не было найдено никаких свидетельств, подтверждающих это.
К сожалению, не сохранилось документов на филистимском языке, и мало что известно о религии филистимлян, что затрудняет их отслеживание во времени.
С 1990-х годов раскопки, проведенные в четырёх городах Филистимского Пентаполиса, дали доказательства того, что филистимляне на самом деле состояли из нескольких культур из восточного Средиземноморья. Это свидетельство прослеживается в их гончарных традициях. В своих ранних поселениях филистимляне использовали местную глину для воссоздания стилей керамики из Анатолии, Кипра, Греции и Крита. Продолжение этих стилей предполагает несколько разных культурных линий, а не только одну с Крита.
Когда исследователи начали анализировать артефакты более поздних стадий поселения, стало ясно, что филистимляне начали смешивать разные культурные стили. Отличным примером такого смешения является алтарь, датируемый 9 веком до нашей эры, который сочетает в себе стили, традиционные для Кипра и Эгейского моря. Это говорит о том, что филистимляне начинали как мультикультурная группа и что, вопреки их характеристике как грубых людей, они действительно придавали большое значение художественным традициям.
Из-за ограниченного количества письменных источников и отсутствия сохранившихся филистимских документов исследователям пришлось полагаться на археологические находки, чтобы собрать воедино истоки этой загадочной культуры. Остаётся много вопросов, но данные свидетельствуют о том, что филистимляне состояли из многих культур из восточного Средиземноморья и постепенно смешались с южным Левантом.
Фото: thecollector.com
Некоторые исследователи предполагают, что филистимляне были многонациональной группой мигрирующих народов, которые разделились на оппортунистические пиратские племена, мало чем отличающиеся от печально известных атлантических пиратов 17 века нашей эры. Это может объяснить разнообразие культурных стилей, обнаруженных при раскопках филистимских поселений, а также их историческое изображение как сомнительных и угрожающих людей.
Что анализ ДНК может рассказать о филистимлянах
ДНК, обнаруженная на древних филистимских кладбищах, дала подсказки, указывающие на их происхождение и то, как они взаимодействовали с местным населением после того, как поселились в Леванте. Результаты предполагают гораздо более разнообразную генетическую родословную, чем считалось ранее. Вместо одного общего восточно-средиземноморского генетического происхождения ДНК, собранная из ранних захоронений, показывает значительный процент генетического материала южноевропейского происхождения.
Исследователи сравнили эти результаты с ДНК из более поздних захоронений филистимлян и обнаружили, что доля южноевропейской ДНК постепенно уменьшалась, и в течение 200 лет филистимляне имели генетический профиль, очень похожий на местное население. Эта быстрая генетическая ассимиляция предполагает, что филистимляне вступали в брак с местными жителями в начале периода заселения, и, возможно, отношения между филистимлянами и левантийцами не были такими спорными, как считалось ранее.
Фото: thecollector.com
Хотя данные ДНК свидетельствуют о том, что филистимляне вступали в брак с представителями местного населения, некоторые исследователи утверждают, что даже после смешения с левантийцами филистимляне сохраняли отчётливую отдельную культурную идентичность. Как упоминалось ранее, об этом свидетельствует параллельное сосуществование левантийских и филистимских погребальных и гончарных традиций спустя много времени после заселения.