Безусловно, все в своей жизни видели витражи, окна с цветными стёклышками, сложенными в затейливый узор или расписанные красками. В отличие от простых окон, такие витражи наполняют помещение всевозможными оттенками, и придают атмосферу волшебства.
Так, с чего всё начиналось, и как это чудо создаётся?
Слово «витраж» произошло от французского – «vitre» (оконное стекло). А началась история витражей в первом тысячелетии нашей эры с католических церквей, в которых создавали витражи для особой эмоциональной атмосферы.
Фото: foto-interiors.com
Были и раннехристианские попытки создать витраж в 5-6 веках. Окна заполняли тончайшими пластинами цветного камня, создавая узор. Кропотливая и ювелирная работа.
Позднее, где-то во второй половине тринадцатого столетия появились Аравийские окна, составленные из отдельных частей стёкол, вставленных в мрамор или камень. Особым рисунком они не отличались, так как по мусульманским канонам нельзя было изображать лики, то на стёклах собирались геометрические фигуры.
В Романский период архитектуру захлестнула любовь к витражам. В каждом соборе начали появляться тройные стёкла символизирующие Святую Троицу. В орнаментах преобладали красный и синий цвета, насыщая оттенками помещение. И с годами узоры начали усложняться, появились человеческие фигуры, сюжеты.
Фото: foto-interiors.com
В прошлом, в средневековье, варили стекло в сферических печах, а цвет придавали порошки из окисей металлов. Для синего цвета использовали окись кобальта, для пурпурного – марганец, а для зелёного – медь и железо. Жидкое стекло выдували из комочка, а потом, разрезали на кусочки и выпрямляли.
Фигуры из стекла получались не идеальными, с пузырьками и затемнениями в разных местах, но от этого витражи средневековья и имеют особую прелесть.
Это была весьма кропотливая и долгая работа, что приводило к огромной цене на изделие.
В средние века высота витражных окон достигала от 6 до 18 метров. Для прочности окна делили на панели и прикрепляли к металлической решётке снаружи. А на востоке витражи собирали отдельными кусочками и скрепляли цементным раствором.
Фото: foto-interiors.com
После романского стиля на смену приходит готический, более насыщенный стиль. Первые такие витражи были выполнены в соборе Нотр-Дам в Париже. Вертикальные медальоны на окне, окружающие отрывок из библейской истории и ключевых моментов, начали выражаться достаточно живо и ритмично. А цветовая гамма стала настолько сложной, что можно прочувствовать глубину пространства.
Невозможно отследить точную дату возникновения витражей, но известно, что при строительстве церквей в 10 веке, они уже существовали.
На данный момент в мире используют несколько типов витражного искусства:
- «Тиффани» - прозрачный витраж из кусочков цветного стекла с перегородками из металла или пластика;
- Расписной – стекло расписывается цветными красками;
- Плёночный – на стекле делается свинцовый контур, а после, заполняется разноцветной плёнкой;
- Накладной – получается путём спекания фрагментов на основе;
- Комбинированный – сочетает в себе различные технологии.
В наше время витражи перестали быть роскошью богатых или только церквей и храмов, их можно встретить в домах, магазинах и других местах. И сейчас не нужно собирать окно из тысячи кусочков стекла, можно просто раскрасить масляными красками, как это делали в старину, выдавая подделку за настоящий витраж. Раскрашенные окна дешевле и тоже отлично смотрятся.
А я, вдохновившись статьёй, отправляюсь в костёл, чтобы как можно лучше рассмотреть витражи и «искупаться» в цветных лучах солнца.