Библиотека Ашшурбанипала (V век до н.э.) - старейшая известная систематически организованная библиотека в мире, основанная в Ниневии неоассирийским царем
Ашшурбанипалом (668-627 до н.э.) для сохранения истории и культуры
Месопотамии. В середине XIX века в Ниневии было обнаружено более 30 000 текстов, но считается, что первоначальная коллекция была намного больше.
Вопреки часто повторяющимся заявлениям, Библиотека Ашшурбанипала не была первой библиотекой в мире. Библиотеки существовали в Шумере при домах писцов, храмах и дворцах в раннединастический период (2900-2334 гг. до н.э.).
У аккадцев и вавилонян также были библиотеки, как и у более ранних ассирийских царей. Писцы в древней Месопотамии также держали частные библиотеки помимо тех, которые они могли бы использовать во дворце, школе или храме. Библиотека Ашшурбанипала является старейшей, систематически организованной для сохранения всеобъемлющей коллекции знаний (не ограничиваясь одним предметом или типом работы) и, благодаря важности найденных там табличек, самой значительной. Учёный Пол Кривачек пишет:
Библиотека Ашшурбанипала была далеко не первой или единственной большой коллекцией документов, когда-либо созданных в древней Месопотамии, но, похоже, это был архив, созданный специально для сохранения наследия прошлого. Забота царя о сохранении литературных богатств своей клинописной культуры, чтобы они могли быть прочитаны учёными далекого будущего, подтверждается колофоном, связанным со многими хранящимися табличками: "Ради отдаленных дней".
Неясно, когда Ашшурбанипал основал библиотеку, но, по мнению Кривачека и других учёных, это было, вероятно, ближе к концу его правления, через некоторое время после второй Эламской кампании 647 г. до н.э., хотя ясно, что тексты приобретались ранее. Если так, то библиотека простояла всего около 30 лет. Она была сожжена при разграблении Ниневии в 612 году до н.э. коалицией вавилонян, мидян и персов, когда пала Неоассирийская империя.
Враги ассирийцев стремились стереть всю память о них из истории, но, по иронии судьбы, когда библиотека пала, разрушенные стены похоронили глиняные клинописные таблички, которые были книгами, а огонь испёк и сохранил их. Эти таблички были обнаружены более 2000 лет спустя археологами сэром Остином Генри Лейардом и Хормуздом Рассамом в результате находки, которую многие учёные с тех пор называют одной из самых важных в современную эпоху.
Грамотность и приход к власти
Ашшурбанипал был средним сыном неоассирийского царя Асархаддона (681-669 гг. до н.э.), который выбрал своим преемником своего старшего сына Син-иддина-аплу. Ашшурбанипал был отправлен в эдуббу ("Дом табличек"), школу писцов, и получил стандартное образование, необходимое для того, чтобы стать писцом. Его младший брат Шамаш-шум-укин, скорее всего, также был образован, поскольку известно, что их сестра Серуа-этерат (652 г. до н. э.) была грамотной, о чём свидетельствует сохранившееся письмо, в котором она делает выговор своей невестке (жене Ашшурбанипала) за лень в её учебных привычках.
Серуа-этерат отмечает, что небрежность её невестки в отношении образования могла навлечь позор на семью, предполагая, что её братья и сёстры также были грамотными. Также маловероятно, что, каким бы прогрессивным ни был Асархаддон в обучении своих дочерей, он пренебрёг бы тем же в отношении своих сыновей, хотя неясно, получил ли Син-иддина-апла тот же уровень образования, что и Ашшурбанипал или Серуа-этерат.
Син-иддина-апла умер в 672 году до н.э., и Асархаддон выбрал Ашшурбанипала своим преемником. Чтобы предотвратить те же проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться, когда он пришёл к власти, сражаясь со своими братьями за трон их отца
Сеннахериба (705-681 гг. до н.э.), он заставил свои вассальные государства заранее поклясться в верности Ашшурбанипалу. Мать Эсархаддона,
Закуту (ум. около 728-668 гг. до н.э.), влиятельная женщина при дворе, поддержала своего сына и внука в заключении Договора о Закуту, заставив все территории, находящиеся под властью Ассирии, а также членов двора признать Ашшурбанипала бесспорным преемником Асархаддона. Когда он взошёл на трон после смерти Асархаддона в 669 году до н.э., Ашшурбанипал не встретил сопротивления и мог поступать так, как ему заблагорассудится.
Король Ашшурбанипал (впечатление художника). Фото: https://www.worldhistory.org
Правление и военные кампании
Асархаддон уже назначил Шамаш-шум-укина будущим царём Вавилона, но Ашшурбанипал, согласно его собственным надписям, наделил своего младшего брата ещё большей ответственностью и большими дарами, чем тот был обязан. Обеспечив безопасность южных регионов своей империи, он завершил то, что начал его отец, и завоевал Египет около 667-666 гг. до н.э. Затем он подавил восстания в Тире, покорил Урарту и отвоевал Анатолию между 665-657 годами до нашей эры.
Хотя Ашшурбанипал явно чувствовал, что хорошо относится к своему младшему брату, Шамаш-шум-укин втайне обижался на него и хотел стать царём Ассирийской империи.
В 653 году до н.э. он вступил в переговоры с Эламом, пообещав свою поддержку, если они вторгнутся и свергнут его брата. Когда до Ашшурбанипала дошла весть о том, что эламиты мобилизуют свои армии, он атаковал, разбил их и разграбил их города. Он отрубил голову эламскому царю Теуманну и другим знатным людям и привёз их обратно в Ниневию, где он повесил их на деревьях в своём саду в качестве трофеев.
Он не знал, что его брат спровоцировал агрессию эламитов, но это стало ясно в следующем году, когда в 652 году до н.э. Шамаш-шум-укин провозгласил независимость Вавилонии и открыто захватил ассирийские территории. Ашшурбанипал двинулся на город, осадил его на четыре года, а когда он пал, перебил жителей. Шамаш-шум-укин поджёг себя, чтобы избежать захвата.
Неоассирийская империя (ок. 921 - 627 до н.э.). Фото: https://www.worldhistory.org
В 648/647 годах до н.э. эламиты были вовлечены в гражданскую войну, и Ашшурбанипал воспользовался возможностью напасть, пока они были разделены. Он сжег города дотла, включая Сузы, вырезал или депортировал большое население и, согласно его собственным надписям, засеял землю солью после осквернения гробниц их царей. Элам был превращён в пустыню, и Ашшурбанипал вернулся в Ниневию с триумфом и, скорее всего, уверенный в том, что он сохранил свою империю для своих сыновей и их сыновей.
Ассирийские библиотеки и гадания
Кажется, именно в это время, около 647/646 г. до н.э., он впервые задумал универсальную библиотеку, в которой будут храниться коллективные знания о прошлом. Месопотамская литература была впервые составлена около 2600 г. до н.э. в Шумере, а шумерские тексты были затем сохранены в аккадском алфавите после 2334 г. до н.э., а аккадцы, хетты, вавилоняне, касситы и ассирийцы продолжали эту традицию вплоть до его времени.
Будучи опытным писцом, Ашшурбанипал должен был знать об этом и, возможно, недавно уничтожив Вавилон и Элам, считал, что то, что случилось с ними, может случиться и с ним, его сыновьями и их сыновьями. Однако библиотека, содержащая все знания за последние 2000 лет, сохранила бы его культуру, а также его собственную личную историю. Кроме того, создание ресурса, который включал бы полную коллекцию текстов о гаданиях, могло бы помочь ему предвидеть и реагировать на любые угрозы его империи.
В то время уже существовали ассирийские библиотеки, шумерские, аккадские и вавилонские библиотеки, но в них хранились в основном административные и прорицательные тексты, копии царских указов и договоров, земельные и налоговые отчёты, а также торговые соглашения. Из документов, хранящихся в королевских ассирийских библиотеках, тексты о гаданиях были самыми важными, как объясняет учёный Стивен Бертман:
Гадание основывалось на идее, что ассоциация равносильна причинно-следственной связи: то есть, если два необычных события происходят рядом, одно несёт ответственность за другое. Таким образом, если царь умирал после затмения, делался вывод, что затмение предвещало его смерть. Аналогично, если падающая звезда была замечена в ночь перед военной победой, более позднее наблюдение предвещало ещё один военный успех.
На протяжении большей части истории Месопотамии гадание использовалось для управления государственными делами. Немногие правители приняли бы или приняли важное решение, не посоветовавшись сначала со своими королевскими предсказателями.
Чтобы предсказать будущее, месопотамские провидцы изучали небесные и метеорологические явления и исследовали органы и внутренности жертвенных животных...
По сути, древний провидец был подобен современному метеорологу, который использует свой профессиональный опыт, чтобы предсказать, что готовит нам будущее.
Выводы этих провидцев были записаны в текстах о предсказаниях, чтобы с ними могли проконсультироваться другие. У отца Ашшурбанипала была библиотека текстов о гаданиях, как и у его деда, Сеннахериба, и его прадеда, Саргона II (ум. 722-705 гг. до н.э.), и так далее в прошлое. Ашшурбанипал решил расширить свою собственную библиотеку, в которой будут храниться основные тексты о гаданиях и другие, но в неё войдут произведения всех видов со всей его империи, все из которых, однажды надежно спрятанные на полках, будут сохранены навсегда, окружённые надежными стенами великого города Ниневии.
Библиотека
Как и его отец до него, Ашшурбанипал особенно сильно интересовался гаданием и стремился приобрести любые тексты по этому предмету, которых у него ещё не было. Его переписка с писцами и провидцами после 647 г. до н.э. показывает растущую озабоченность будущим и его собственным здоровьем и благополучием. Он разослал отряды, в состав которых, конечно же, входили писцы, по всей империи, чтобы обеспечить сохранность этих и любых других текстов, которые затем будут скопированы и размещены в его библиотеке. В письме писцу Шадуну Ашшурбанипал (или представитель царя) пишет:
Вы должны искать и отправлять мне ... ритуалы, молитвы, надписи на камнях и всё, что полезно для членов королевской семьи, например, тексты искупления для городов, чтобы отвести сглаз во время паники, и всё остальное, что требуется во дворце, всё это доступно, а также редкие таблички, копий которых не существует. Я написал смотрителю храма и главному магистрату, чтобы вы поместили скрижали в своё хранилище и чтобы никто не утаивал от вас ни одной скрижали. И в случае, если вы увидите какую-нибудь табличку или ритуальный текст, который я не упомянул, и который подходит для дворца, изучите его, возьмите его и отправьте мне.
Приобретение текстов для гадания двигало всем предприятием. Ашурбанипал хотел получить всё, что когда-либо было написано, но особенно те работы, которые могли бы помочь ему сделать правильный выбор в отношении его будущего. Учёный Марк Ван Де Миеруп комментирует процесс переписывания приобретений:
Рукописи были не просто собраны, но и скопированы в соответствии со стандартным форматом библиотеки. Клинопись и расположение табличек были одинаковыми, и в конце каждой таблички было указано, что она принадлежит библиотеке Ашшурбанипала. Эти подписи или колофоны могли быть простыми штампами с текстом "дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии", но часто подробно указывали, что предыдущие тексты были тщательно скопированы с оригинальной таблички, и что копия была просмотрена и проверена. Действительно, писцы были осторожны в своей работе. Они указали в своих копиях, когда обнаружили разрыв в оригинальной табличке и когда восстановили пробел. Они исправляли ошибки и, очень редко, указывали варианты, которые они нашли в разных оригинальных рукописях.
Назначение библиотеки обозначено колофонами, то есть заявлением в конце, в котором содержится информация о характере и месте хранения таблички. Тексты были сохранены для того, чтобы предоставить авторизованные версии, которые могли бы использовать прорицатели и экзорцисты. Многие рукописи содержали предзнаменования, и было важно, чтобы была записана правильная версия. Кроме того, сохранялись литературные и научные тексты, поскольку специалистам, чьей обязанностью было защищать короля и государство, иногда приходилось цитировать их в своих отчётах, и точность этих цитат была важна.
Писцы-подмастерья подписывали свои работы после того, как их проверял на точность начальник. Они также иногда добавляли предупреждения о том, чтобы не брать планшет из библиотеки и не возвращать его. Фрагмент вавилонской поэмы "Бедняк из Ниппура", найденный в руинах библиотеки Ашшурбанипала, заканчивается таким предупреждением в строках: "Кто заберёт эту табличку, пусть боги заберут его! Пусть у него не будет потомков, потомства…Не забирайте таблички! Не разгоняйте библиотеку!"
Таблички для библиотеки Ашшурбанипала. Фото: https://www.worldhistory.org
Каждая табличка, однажды скопированная и проверенная, была помещена на полку или в укромный уголок вдоль стен библиотеки. Тексты переписывались не только на глиняные таблички, но и на доски для письма – панели из слоновой кости или дерева, покрытые воском, на которые можно было наносить клинопись. Многие из этих текстов – как таблички, так и доски для письма – были вывезены из Вавилона после того, как он пал под властью Ашшурбанипала в 649/648 годах до нашей эры. Согласно Ван Де Миерупу, запись этих текстов указывает на 2000 табличек и 300 досок для письма, "конфискованных в основном из частных библиотек вавилонских священников или экзорцистов", приобретенных для библиотеки в 648 году до н.э..
По мере того, как коллекция библиотеки росла, в обязанности главного библиотекаря (хранителя библиотеки) входило поддерживать её и заменять изношенные или сломанные таблички. Коллекция была размещена в здании, обозначенном как королевская библиотека, а также в Северном дворце и включала в себя труды по административным вопросам, астрономии, астрологии, ботанике, личную и королевскую переписку, иностранную корреспонденцию, королевские указы, тексты о гаданиях, религиозные тексты и гимны, исторические надписи, литературу и медицинские тексты. Среди самых известных произведений в коллекции были Миф об Адапе, Миф об Этане, Энума Элиш и
Эпос о Гильгамеше, все оригинальные истории о сотворении мира, грехопадении человека и Великом потопе, которые до открытия библиотеки в XIX веке считались оригинальными для Библии.
Разрушение библиотеки
Ашшурбанипал гордился своим образованием и в равной степени был доволен своей библиотекой. В своих надписях он пишет:
Я, Ашшурбанипал, во дворце постиг мудрость Набу (бога обучения). Всё искусство письма ... я сделал себя хозяином всех видов…Я читал хитрые таблички Шумера и тёмный аккадский язык, который трудно правильно использовать; я получал удовольствие, читая надписи на камнях до Великого потопа ... Лучшее из писцового искусства, такие произведения, которые никто из царей, которые были до меня, никогда не изучал, лекарства от макушки головы до ногтей на ногах, неканонические подборки, умные учения, всё, что относится к медицинскому мастерству богов Нинурты и Гулы, я написал на табличках, проверено и сопоставлено, и хранится в моем дворце для ознакомления и чтения.
К сожалению, хотя его помнят как самого высокообразованного и грамотного из неоассирийских царей, Ашшурбанипал также известен как самый жестокий.
Ассирийские цари, особенно цари неоассирийского периода (912-612 гг. до н.э.), известны своей жесткой политикой в отношении своих врагов, но даже среди них Ашшурбанипал выделяется чрезмерной жестокостью. Однако его безжалостная политика в конечном итоге способствовала падению Ассирийской империи.
Король Ашшурбанипал Фото: https://www.worldhistory.org
Хотя его надписи и рельефы ясно показывают, что он гордился своим разрушением Элама, тем самым он уничтожил буферное государство между своей империей и землями мидян и персов, которые с исчезновением Элама переехали и основали общины. Ашшурбанипал умер от естественных причин в 627 году до н.э., но, в отличие от своего отца, он не обеспечил своих сыновей справедливым наследованием. Ему наследовал его сын Ашур-этель-илани, но вскоре после вступления на трон ему бросил вызов его брат-близнец Син-шар-ишкун, разделивший Ассирийскую империю в гражданской войне.
В то время как два брата сражались, враги ассирийцев, в том числе вавилоняне, киммерийцы, мидяне, персы и скифы, осознали свою возможность так же, как Ашшурбанипал много лет назад, начав свою кампанию против Элама. Коалиция во главе с мидянами и вавилонянами напала на ассирийские города в 612 году до н.э., разграбив и разрушив их. Великая библиотека в Ниневии пала, когда город сгорел, и со временем её руины были поглощены землёй, и она лежала погребённой в течение следующих 2000 лет.
Заключение
В XIX веке западные учреждения финансировали археологические экспедиции с целью поиска вещественных доказательств, подтверждающих библейские повествования. В то время Библия считалась полностью оригинальным произведением и старейшей книгой в мире. Никто даже не знал о существовании шумерской цивилизации, и почти всё, что было известно о вавилонянах и ассирийцах, взято из Библии. Вместо этого археологи обнаружили разнообразные цивилизации Месопотамии, история которых была раскрыта, когда была расшифрована клинопись.
Скрижаль потопа из эпоса о Гильгамеше. Фото: https://www.worldhistory.org
Примерно в 1850-1853 годах Лейард и Рассам обнаружили таблички из Библиотеки Ашшурбанипала, погребенные в руинах Ниневии (в современном Куюнджике, Ирак), а к 1872 году учёный Джордж Смит перевёл Эпос о Гильгамеше и установил, что библейский рассказ о Великом потопе был не оригинальным рассказом, а переработкой древнего шумерского и вавилонского мифа.
По мере дальнейшего перевода текстов библиотеки Ашурбанипала знания о прошлом значительно расширились, и по этой причине открытие Библиотеки Ашурбанипала некоторые учёные считают самым значительным событием XIX века и одним из самых важных за всё время. Более 2000 лет спустя после того, как Ашшурбанипал задумал свою библиотеку и надеялся, что его культуру будут помнить "в далёкие дни", его желание было исполнено и навсегда изменило то, как люди понимали историю мира.