Известно, что так называемая «карасукская культура» - это археологическая культура бронзового века конца II — начала I тыс. до нашей эры в Южной Сибири и Казахстане. Названа так учёными по первым раскопкам древних памятников на реке Карасук (приток Енисея), у села Батени в Боградском районе Хакасии.
Влияние этой культуры прослеживается от Алтая и Саян до Аральского моря. Сообщения о карасукских могилах появились в 1880-ых годах из Хакасско-Минусинской котловины после исследования там десятка старинных захоронений, в большинстве представляющие собой каменные ящики под курганами. В них находили ножи, кинжалы, лапчатые подвески, бляхи, бусы, пуговицы.
Тема применения золота в карасукскую эпоху до сих пор не привлекала внимание археологов, хотя сейчас известно уже пять золотых украшений, происходящих из разных мест Сибири. Первое из них, золотая тонкая пластина в форме дуги, и с отверстиями в концах, найдена в 1925 году при горно-разведочных работах у станции Оловянная Забайкальской железной дороги, к юго-востоку от Читы. Предмет этот был обнаружен в могиле, находившейся в устье Мельничного лога на правом берегу реки Онон, в 2 км к северу от станции Оловянная.
Устройство могилы выяснить не удалось. В ней лежали череп женщины 45-50 лет, обломки рёбер и другие кости. Из вещей кроме золотого украшения найдены ещё два височных кольца в 3 оборота диаметром 3,2 см, из медной проволоки толщиной 2 мм. Височные кольца этого типа — обычные карасукские украшения. Все известные до сих пор забайкальские бронзы карасукского типа из случайных находок относятся к позднекарасукскому времени, как и вещи, происходящие из комплексов — со стоянки к северу от села Кункур на реке Онон и из трёх погребений, найденных в 1959 году на Посольской стоянке в устье Селенги. Золотое украшение из погребения у станции Оловянной учёные считают шейным, оно несколько напоминает полулунную нагрудную подвеску из карасукского погребения на Ладейском поле у Красноярска, но гораздо больше, как пластинчатые гривны, найденные в могильнике Скородум Пермского края (VII в. до н. э.). Подобное полулунное украшение изображено под подбородком «личины» на оленном камне в Горном Алтае (правый берег реки Катуни, ниже скалы Бичикту-кая).
Нельзя не вспомнить в этой связи и так называемую золотую пектораль из Саккыза в Курдистане (VII в. до н. э.), подобные же золотые пекторали из Этрурии VIII-VII вв. до н. э. и более поздние из Болгарии.
Изображения таких пекторалей не раз встречены на урартских статуэтках того времени. По форме они очень похожи украшениям с алтайского оленного камня и из погребения у станции Оловянная.
Два карасукских височных кольца из золотой проволоки в 2,5 оборота найдены в погребении, раскопанном крестьянами у деревни Харлово в верховьях реки Большой Камалы, правого притока Енисея, у Красноярска. Погребение содержало, кроме того, кинжал «с шипами» позднекарасукского типа и тагарский нож V в. до н. э. Это самый поздний из известных в настоящее время карасукских комплексов. Бронзовые височные кольца той же формы, как и в харловском погребении, обычны в карасукских памятниках.
Ещё одно золотое проволочное колечко — перстень, найдено в 1970 году в центральной могиле кургана Камышенка Северного Алтая, правый берег Оби, Усть-Пристанский район Алтайского края. Могила обложена деревом, содержала, кроме того, точильный камень, бронзовое плоское кольцо, цилиндрические белые аргиллитовые бусы и обломки шести сосудов. Над могилой было найдено очень много зубов, целых челюстей и костей ног лошади и коровы — кости эти занимали площадь около 5,5 х 4 м и представляли собой, может быть, остатки тризны. Могильник относится к алтайскому варианту ирменской культуры, одной из культур карасукского круга. Его дата — VIII-VII вв. до н. э. - определяется по ножам ирменско-большереченского типов и по керамике того же типа, что и в других ирменских памятниках с датированными вещами. Курган, где было найдено золотое колечко, большой размерами 26х27 м, высотой 1,7 м и окружён восемью малыми курганами диаметром 10-12 м, высотой до 70 см. Вероятно, большой курган был насыпан для семьи вождя.
В 1970 году в позднекарасукском Зевакинском могильнике VIII в. до н. э. в Восточно-Казахстанской области, на границе с Алтаем, на правом берегу Иртыша, в 60 км ниже Усть-Каменогорска была найдена золотая серьга и 11 бронзовых ножей «с аркой на кронштейне» с валиковым навершьем и грибовидными шляпками.
Находки золотых украшений в памятниках конца карасукской эпохи на Иртыше, Оби, Енисее и Ононе позволяют специалистам говорить о том, что в это время золото было уже довольно широко распространено в Сибири. Немногочисленность находок историки отчасти объясняют тем, что огромное большинство карасукских могил было ограблено. На западе в ту же эпоху золото хорошо известно в памятниках Поволжья (например, Старший Ахмыловский могильник) и фрако-киммерийских памятниках Галиции, Румынии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Боснии, Черногории (золотые клады из Михалкова, Михаени, Фокору, Даль и др.). Все перечисленные золотые клады состоят почти исключительно из украшений.
Да, у историков нет сомнений, что фрако-киммерийские памятники гораздо богаче золотом, чем памятники Сибири карасукской эпохи. Однако всё же наличие золотых украшений в карасукских комплексах представляет ещё одно свидетельство того, что уровень развития общества в Сибири в это время был более или менее близок к уровню его в Центральной Европе, о чём говорят и другие археологические данные: конская сбруя, оружие, устройство, размеры и сложность погребальных сооружений вождей.