Вопрос о так называемых «чёрных дирхемах» - один из наиболее интересных в истории денежного обращения на территории Средней Азии. Более того: «чёрные дирхемы» являются специфической особенностью среднеазиатского чекана конца VIII – первой половины XII вв.
Учёные и писатели мусульманского Востока того времени сообщают о трёх разновидностях особого типа монет, ходивших в Средней Азии.
Наиболее подробное их описание приводит выдающийся арабский географ и путешественник Х в. Ибн Хаукаль, завершивший свой труд около 976 г. Дирхемы он называл «гитрифийскими». Эти дирхемы из железа, меди, свинца и иных смесей, составленных посредством сплавления различных металлов. И эти дирхемы обращаются нигде, кроме как в Бухаре и в особых местностях за рекой Амударьей. Из них дирхемы известные, как «мухаммадийские». На них отчеканены изображения с нечитаемыми буквами. Как писал Ибн Хаукаль, такие дирхемы «из чекана ислама и деяний предшественников семьи Асада бен Самана. И называются они мусейябские».
О «чёрных дирхемах» писали также арабские географы Истахри (около 951 г.) и Макдиси (около 985 г.), причём Истахри перечисляет также металлы, из которых состоял сплав, шедший на изготовление дирхемов мухаммади: серебро, медь, железо и др. Итак, самые дешёвые были дирхемы гитрифи, они не имели в своём составе серебра, дирхемы мухаммади были подороже, так как в них было серебро, и самыми дорогими и, следовательно, высокопробными являлись дирхемы мусейяби, которые по сообщению Ибн Хаукаля, были из числа сокровищ жителей Мавераннахра.
В 943 г. уроженец селения Нарша, расположенного в окрестностях Бухары, Мухаммад Наршахи, написал «Историю Бухары», в которой целый раздел посвятил дирхемам гитрифи.
Самые ранние по времени упоминания о «чёрных дирхемах» относятся к 826-828 гг. Ибн Хордадбех, автор географического сочинения, завершённого в первой редакции около 847 г., писал о налогах, поступавших в казну Тахиридов из Мавераннахра. Так, Бухара платила 1189200 дирхемов гитрифи, Согд, Буттем, Кеш, Несеф, Фергана и часть Усрушаны платили 1417000 дирхемов мухаммади, Шаш, Ходженд, часть Усрушаны и тюркские города по Сырдарье платили 755500 дирхемов мусейяби.
Для XI в. упоминание о дирхемах мусейяби, мухаммади и гитрифи имеется у историка Гардизи (около 1050 г.), который, в частности, сообщает, что дирхемы мухаммади названы так в честь Мухаммада ибн Дехде. Сообщение это носит, видимо, легендарный характер и имеет мало общего с действительностью, ибо имя Мухаммад, помещённое на монетах бухархудакского типа, принадлежало наместнику Хорасана, а впоследствии халифу, Мухаммаду ал-Махди.
Кроме того, Гардизи сообщал, что перечисленные им монеты состоят из сплава меди и свинца. Ко времени Гардизи серебряные монеты «бухархудатского типа» практически полностью исчезли из обращения, это было вызвано начавшейся в Средней Азии нехваткой серебра, так называемым серебряным кризисом.
В своей знаменитой «минералогии», написанной между 1040 и 1050 гг., выдающийся среднеазиатский учёный Абу Райхан Бируни писал, что гитрифийские монеты — не что иное, как деньги, выбитые из меди с примесью серебра.
Последнее упоминание о дирхемах гитрифи относится к 1128 г. Это сообщение принадлежит Ахмаду ал-Кубави, который перевёл в 1128 г. сочинение Наршахи с арабского языка на персидский.
Что же представляли собой «чёрные дирхемы» и в чём их специфика? Прежде всего, одной из их особенностей было то, что, будучи выпущены в Средней Азии в пору повсеместного распространения и утверждения ислама, запрещавшего, как известно, делать изображения живых существ, «чёрные дирхемы» резко отличаются от общепринятого «халифатского» или «мусульманского» типа монет и несут на себе, хотя и стилизованные, но всё же человеческие изображения.
На аверсе «чёрных дирхемов» изображён бюст правителя в зубчатой короне, увенчанной шаром и полумесяцем. Бюст обращён вправо. Перед лицом правителя вдоль края монеты идёт искажённая согдийская надпись. Позади головы правителя — арабская надпись из одного, редко нескольких слов. Наиболее распространённый вариант арабской надписи — имя «Мухаммад» или «ал-Махди». На реверсе этих монет в центре — алтарь огня на ступенчатом основании. Над алтарём в языках пламени мужской бюст в короне, обращённый вправо. Это — дух огня. По сторонам жертвенника стоят два стража, обращённых лицом к алтарю. В руках у них копья. Большинство этих монет — билингвы, содержат арабскую и согдийскую надписи. Но есть две разновидности только с арабской надписью.
«Родословная» монет, вошедших в науку под именем «чёрных дирхемов»
В V в. в Бухаре местные правители начали выпуск серебряных драхм по типу монет сасанидского правителя Варахрана V (421-428 гг.). Надпись на монетах Бухары расшифровывается в двух вариантах: «Бухар худат» (Государь Бухары) или «Бухар худ Кана».
Через некоторое время выпуск этих монет был прекращён и возобновился лишь в VII в. За монетами, выпущенными после перерыва, закрепилось название «драхмы бухархудатского типа». Они выпускались согдийскими правителями Самарканда и Бухары. Согдийский правитель Самарканда Тургар (738-750 гг.) провёл денежную реформу и выпустил новые монеты «бухархудатского типа» с понижением до 50 % содержанием серебра, весом почти в 3 гр. и изображениями, выполненными в новой «точечно-штриховой» технике. Впервые на монетах бухархудатского типа было помещено имя правителя, выпустившего их.
Не смотря на то, что арабское завоевание Согда началось ещё в конце VII в., арабы не вмешивались в денежное хозяйство Согда вплоть до середины VIII в., предоставляя право выпуска серебряной и местной монеты местным правителям. Последним из согдайских ихшидов (правителей) Самарканда, выпускавшим серебряную монету, был Тургар.
В середине VIII в. с приходом к власти халифов из рода Аббаса и утверждением в Согде аббасидской администрации арабы лишили местных правителей права выпуска монеты. Отныне серебряные монеты выпускались от имени аббасидских наместников Хорасана. За образец для новых монет были взяты драхмы Тургара с усреднённым весом в 2,98 гр. и содержанием серебра 50 %.
По своему внешнему виду новые монеты не отличались от драхм Тургара, только вместо имени Тургара, написанного согдийскими письменами, на них теперь помещали имена аббасидских наместников Хорасана или халифов. Новые монеты получили в науке название арабо-согдийских.
Первые из арабо-согдийских драхм изготовил наместник Хорасана Абу Дауд Халид (755-758 гг.). Согласно сводке английского исследователя Дж. Уокэра, науке известны арабо-согдийские драхмы с именем Мухаммад и почётным прозвищем ал-Махди наместника Хорасана в 757-775 гг. и xaлифa в 775-786 гг. Myxaммaдa aл-Maxди, драхмы с именем халифа Мусы (785-786 гг.) и драхмы с именем халифа Харуна (787-809 гг.).
Харун ар-Рашид был последним халифом, при котором выпускались арабо-согдийские драхмы. Арабо-согдийские драхмы с именами халифов более поздних, чем Харун, науке неизвестны. Начавшись около 755 г., выпуск этих драхм продолжался не позже 809 г. Дальше уже идут «чёрные дирхемы».
Итак, у истоков «чёрных дирхемов», известных Ибн Хаукалю и другим средневековым авторам, стояли арабо-согдийские драхмы. Выпуск чёрных дирхемов был начат не раньше второго десятилетия IX в.
Именно второе и начало третьего десятилетия IX в. стало для Средней Азии исходным периодом очень важного, коренного перелома в исторических судьбах её народов. В 821 г. аббасидским наместником Хорасана впервые был назначен не араб, а представитель местного населения. Им оказался влиятельный иранский феодал из Гератской области, Тахир, оказавший в своё время немалые услуги халифу. Тахир и его потомки создали самостоятельное, независимое от арабского халифата тахиридское государство.
В 819 г. наместниками различных областей Средней Азии стали братья Ахмад, Нух, Яхья и Ильяс, потомки Самана, местного феодала, перешедшего на службу к арабам. Саманидам было суждено создать одно из могущественных государств средневекового Востока. Конец второго и третьего десятилетия IX в. - это начало процесса возрождения местной государственности и культуры.
Итак, выпуск арабо-согдийских драхм с именами правящих халифов или их наместников был прекращён. Однако выпуск монет этого типа, но уже без имени правящих в то время халифов или их наместников продолжался не только в IX-X вв., но и в XI - первой половине XII в. Причём за образец для этих «чёрных дирхемов» были взяты наиболее распространённые из арабо-согдийских драхм: несущие на себе почётное прозвище халифа «ал-Махди» или реже его имя - «Мухаммад».
В сообщении Ибн Хордадбеха о податях Мавераннахра в 826-828 гг. фигурируют дирхемы мусейяби, мухаммади и гитрифи. Откуда произошли такие названия? Вернёмся в VIII век.
За образец для первых арабо-согдийских драхм были взяты ходившие в то время в Согде драхмы Тургара с содержанием серебра в 50 % и средним весом в 2,97 гр. Не подлежит сомнению, что и арабо-согдийские драхмы имели такую же пробу, как и драхмы Тургара. Первые арабо-согдийские драхмы выпущены Абу Даудом Халидом (755-757 гг.). За своё кратковременное правление вряд ли он успел начеканить много таких монет. А денежный рынок требовал всё новых и новых средств обращения в сфере серебра. И вот в правление наместника Хорасана (755-775 гг.), а затем халифа (775-785 гг.) Мухаммада ал-Махди происходит в широких масштабах выпуск арабо-согдийских драхм с именем «Мухаммад» или прозвищем «ал-Махди». Такие монеты выпускались в течение почти 30 лет, так что начеканено их было немало, почему они и составляли самый распространённый тип среди арабо-согдийских драхм. Халиф Муса правил около двух лет (785-786 гг.), а при Харуне (787-809 гг.) выпуск арабо-согдийских драхм пошёл на убыль.
Надо сказать, что в это время в остальных частях халифата давно уже был налажен выпуск высокопробных дирхемов «общехалифатского типа», с содержанием серебра в 90-96%, но в Средней Азии чеканили арабо-согдийские драхмы по двум причинам: во-первых, население с большей охотой принимало «свои» местного типа монеты и, во-вторых, выпуск низкопробных дирхемов был выгоден казне.
Считается, что арабо-согдийские драхмы с именем Мухаммад предшествуют драхмам с прозвищем «ал-Махди». Первые арабо-согдийские драхмы с именем Халида очень редки, а следующая серия монет носила носила имя «Мухаммад». Поэтому за арабо-согдийскими драхмами и утвердилось название «Мухаммади».
Известно также аналогичное явление для саманидского чекана. Первые серебряные дирхемы «общехалифатского типа» в чекане саманидов были выпущены в 887 г. в Самарканде правителем Насром (864-892 гг.). Однако эта эмиссия была незначительна. Планомерный в больших масштабах выпуск серебряных высокопробных дирхемов «общехалифатского типа» начал брат Насра, Исмаил ибн Ахмад (892-907 гг.). Посему в народе за этими дирхемами укрепилось наименование «исмаили», т. е. по имени Исмаила, а не Насра.
В 776-783 гг. в Мавераннахре происходило мощное антиарабское и антифеодальное движение, вошедшее в историю как «Восстание людей в белых одеждах». В 780-783 гг. наместником Хорасана был назначен Мусейяб ибн Зухейр, перед которым была поставлена задача подавить восстание любой ценой. Учитывая ошибки своих предшественников, Мусейяб пытался проводить более гибкую политику: безжалостно расправляясь с повстанцами, он в то же время заигрывал с местным населением, делал некоторые уступки основной массе населения, всё ещё исповедовавшей зороастризм, пытаясь привлечь на свою сторону.
Одним из таких мероприятий был выпуск Мусейябом высокопробных серебряных монет старого зороастрийского типа, т. е., иначе говоря, - высокопробных арабо-согдийских драхм. Весьма вероятно, что проба драхм Мусейяба соответствовала пробе серебряных дирхемов «общехалифатского» типа, имевших от 90 до 96% серебра.
Новые монеты были встречены с одобрением, и за ними в народе утвердилось название «дирхемов мусейяби» по имени выпустившего их Мусейяба. Однако вскоре проба монет начала ухудшаться. Не исключено, что последние арабо-согдийские драхмы, выпущенные с именами халифов Мусы (785-786 гг.) и Харука (787-809 гг.), снова вернулись к пробе первых арабо-согдийских драхм типа «мухаммади» (50% серебра или около этого).
Интересно, что название дирхемов «мухаммадия» засвидетельствовано не только в рукописных источниках, но и на самих монетах.
Известны дирхемы «бухархудатского типа» из серебра с медью, но не билингвы, а только с арабской надписью: «Во имя Аллаха. Мухаммад посланник Аллаха. Мухаммадия (название монеты). Из того, что приказал амир Али Сулейман». Правда, в надписи на монете не указана дата и место выпуска. Датировка этого типа монет затруднительна, но, во всяком случае, они должны относиться к чекану аббасидских наместников Хорасана до образования государства Тахиридов, т. е. ко времени не позже 821 г.
На арабо-согдийских монетах засвидетельствовано ещё одно название «махдия», которое, однако, не прижилось и в рукописных источниках не упоминается. Известны монеты с надписью «махдия халифа Харуна». Названия мусейяби и гитрифи — народные и на монетах не встречаются.
Итак, понятно происхождение названий «мухаммади» и «мусейяби». Что же касается названия «гитрифи», то об этом повествует Мухаммад Наршахи (около 943 г.). В январе 792 г. наместником Хорасана был назначен Гитриф ибн Ата, брат матери халифа Харуна ар-Рашида. Гитриф оставался наместником Хорасана до конца 793 г. В это время к Гитрифу прибыла делегация от жителей Бухары с жалобой на то, что «бухарская монета» перестала появляться в обращении среди населения, и просила амира Хорасана (т. е. Гитрифа) «приказать чеканить монету по старому образцу и сделать такую монету, чтобы её никто не вывозил из Бухары, а жители Бухары могли бы при помощи этих денег совершать свои торговые операции».
В чём же здесь дело? Высокопробные дирхемы типа мусейяби и даже более низкопробные мухаммади вывозились из Бухары в другие области или же частично припрятывались самим населением Бухары. В результате на денежном рынке Бухары ощущался острый голод в средствах обращения и особенно в сфере обращения серебряной монеты. Жители Бухары просили аббасидское правительство выпустить монету «старого типа», но такую низкопробную, чтобы её уже никто не вывозил из Бухары и чтобы они могли при помощи этих монет совершать торговые операции в городе и его окрестностях.
Такие низкопробные монеты были выпущены и получили название дирхемов гитрифи. По сообщению Наршахи, из-за большого количества лигатуры монеты получились чёрные, и жители Бухары не хотели их принимать, «если же и принимали, то только по принуждению правительства. Тогда был установлен курс в 6 дирхемов гитрифи за один дирхем из чистого серебра, и правительство стало принимать монеты по этому курсу. Монета стала беспрепятственно обращаться в народе».
Что же это за «дирхемы из чистого серебра», к которым приравнивались 6 гитрифи? Несомненно, речь идёт о высокопробных дирхемах «мусульманского» или «общехалифатского» типа. Первые такие дирхемы были выбиты в Бухаре ещё в 765-766 гг., а в Самарканде в 767-768 гг. Однако затем, во время «восстания людей в белых одеждах», выпуск «мусульманских», с религиозными формулами и стихами из Корана, монет был приостановлен из политических соображений.
Выпуск «общехалифатских» дирхемов был возобновлён в Самарканде в 790 г., а в Бухаре — 808 г. Однако выпуск этих дирхемов производился периодически, а основной ходячей монетой всё ещё оставались арабо-согдийские драхмы, в Бухаре — гитрифи, в Согде, Кеше, Несефе, Фергане и части Усрушаны — мухаммади, а в Шаше, Хадженте, части Усрушаны и в тюркских городах по Сырдарье — мусейяби.
Ко времени образования Тахиридского государства в Мавераннахре обращалось четыре типа дирхемов: мусейяби, мухаммади, гитрифи («чёрные дирхемы») и высокопробные (90-96% серебра) дирхемы «общехалифатского» типа. Причём мусейяби по пробе были близки к «общехалифатским», мухаммади — к тургаровским пятидесятипроцентным, а гитрифи — самые низкопробные.
Почему же новое правительство восприняло выпуск этих «чёрных дирхемов» и почему они обращались не только при тахиридах и саманидах, в IX-X вв., но и в XI - первой половине XII в.? Дело в том, что в «чёрных дирхемах» правительство нашло очень выгодный способ добавочной эксплуатации монетного чекана, способ извлечения дополнительных прибылей. Было ли это ещё изобретение аббасидской или уже новой, тахиридской администрации — сейчас судить трудно. Механика извлечения дополнительных прибылей была несложной.
Наршахи сообщал, что с самого начала появления 6 монет гитрифи равнялись одному серебряному дирхему. Впоследствии аббасидское правительство изменило курс: гитрифи стали дороже, они сравнялись с полноценным дирхемом, и всё ради получения дополнительных налогов.
Тахиридо-саманидская администрация пошла ещё дальше: в 835 г. в правление Абдуллы ибн Тахира (828-844 гг.) гитрифи уже стоили дороже высокопробных дирхемов «общехалифатского» типа. Так, 100 дирхемов из чистого серебра равнялись 85 дирхемам гитрифи.
Если учесть, что гитрифи были самыми низкопробными из «чёрных дирхемов», нетрудно вообразить, каков был курс дирхемов мухаммади и мусейяби и какие огромные доходы получало правительство от выпуска «чёрных дирхемов». Выпустив, например, 85 дирхемов гитрифи, в которых не было (или было очень мало) серебра, правительство получало взамен от населения 100 дирхемов «общехалифатского типа» с содержанием серебра 90-96%.
Примерно около 809 г. арабо-согдийские драхмы прекратили своё существование. Процесс эволюции арабо-согдийских драхм завершился возникновением качественно нового типа - «чёрных дирхемов», которые по существу своему были уже скорее не эквивалентом, а знаками стоимости с высоким принудительным курсом.
Удачно найденная форма извлечения дополнительных прибылей из монетного чекана была настолько выгодной, что в конце X — начале XI в. перешла от саманидов к караханидам. Она ещё имела какой-то смысл в первой четверти XI в. Пока караханидские дирхемы были достаточно высокопробными: от 60 до 89% серебра. Об этом говорит и тот факт, что в кладах ранних караханидских дирхемов встречаются достаточно качественные «дирхемы бухархудатского типа».
Однако в связи с начавшимся «серебряным кризисом» в Караханидском государстве происходит довольно интенсивный процесс порчи монеты, так что к концу 60-ых годов XI в. содержание серебра в дирхемах составляло всего лишь около 23%, а иногда опускалось и ещё ниже — до 18% серебра. В этих условиях выпуск «чёрных дирхемов», содержащих хотя бы небольшое количество серебра, и спекуляции на их курсе теряли всяческий смысл.
Относительно высокопробные мусейяби и мухаммади исчезли из обращения сразу же, как начался процесс «порчи» серебряных дирхемов.
Остались только гитрифи, причём они, судя по сообщению Гардизи, состояли уже из сплава меди и свинца. Значит, всё-таки в середине XI в. «чёрные дирхемы» ещё выпускались и были в обращении, давая казне какие-то прибыли.
В XI в., наряду с выпуском дирхемов с уменьшённым количеством серебра, выпускали также и дирхемы «трёхслойные»: медное ядро, а по краям — плёнки серебра или белого «сереброподобного» сплава, который со временем становится чёрным или тёмно-серым, а после чистки приобретает тусклый серебристый цвет.
Снова о «дирхемах гитрифи» вспомнили уже в первой четверти XII в. Новые дирхемы гитрифи явились результатом денежной реформы Арслан-хана Мухаммада ибн Сулеймана (1102-1130 гг.). Они представляли собой медные кружки, покрытые тончайшей плёнкой серебра, нанесённого на медь посредством амальгамации.По своим надписям эти монеты уже не были билингвами: легенда была только на арабском языке. Надпись, расположения вокруг бюста правителя в зубчатой короне, гласила следующее: «Во имя Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха, Ал-хакан ал-агзам, искренний друг повелителя правоверных (т. е. халифа)». Титул «Ал-хакан ал-агзам», как это установлено по монетам «мусульманского типа», выпущенным в Бухаре в 1120 г., принадлежал Арслан-хану Мухаммаду ибн Сулейману. Причём не исключено, что этот вариант легенды на дирхемах гитрифи, выпущенных Мухаммадом ибн Сулейманом, был выработан не сразу: известны монеты, очень близкие по технике исполнения к дирхемам гитрифи Мухаммада ибн Сулеймана, но двуязычные, с надписью «ал-Махди» в арабской части легенды или арабоязычные с легендой в точности повторяющей надпись на низкопробных серебряных «мухаммадийках» Али Сулеймана, выпускавшихся примерно в конце VIII в. Бросается в глаза идентичность начальной части легенд на «мухаммадийках» Али Сулеймана и «гитрифках» Мухаммада ибн Сулеймана.
Именно об этих пореформенных дирхемах гитрифи Мухаммада ибн Сулеймана и писал в 1128 г. переводчик «Истории Бухары» с арабского на персидский язык Ахмад ибн Наср ал-Кубави.
По сообщению ал-Кубави, 70 дирхемов гитрифи равнялись 100 дирхемам (в данном случае дирхем — весовая единица) чистого серебра, и 1 мискаль (4,8 гр.) червонного золота равнялся 7,5 дирхемам гитрифи.
При старой форме «чёрных дирхемов» пореформенные дирхемы гитрифи Мухаммада ибн Сулеймана имели уже совсем новое содержание и были правозвестниками тех медных посеребренных дирхемов «мусульманского типа», которые широко распространились в государстве караханидов во второй половине XII в.
Последнее упоминание о чекане «чёрных дирхемов» относится к 1128 г. «Чёрные дирхемы» вышли из обращения уже в середине XII в.