Катакомбы Ком эль-Шукафа — один из самых исторически важных археологических памятников в Александрии. Катакомбы Александрии, также известные как Ком эль-Шукафа или «курган осколков» на арабском языке, известны как одно из семи чудес средневекового мира.
Сооружение было вновь открыто в сентябре 1900 года, когда осёл, бродивший по окраинам Александрии, оказался на неустойчивой земле. Не в силах восстановить равновесие, несчастный исследователь рухнул в шахту доступа к древней гробнице.
Раскопки катакомб Ком эль-Шукафа, Александрия
Вскоре после открытия этого места группа немецких археологов начала раскопки. В последующие годы они обнажили винтовую лестницу, вырезанную вокруг круглого вала. Внизу они обнаружили вход, ведущий в куполообразное круглое помещение, известное как ротонда. В ротонде археологи нашли несколько портретных статуй. На одной из них был изображён жрец греко-египетского божества Сераписа.
Культ Сераписа пропагандировал Птолемей, один из полководцев
Александра Македонского, а позднее правитель Египта. Он сделал это в попытке объединить греков и египтян в своём царстве. Бог часто изображается греческим по внешнему виду, но украшенным египетскими орнаментами. Происходящий от поклонения египетским богам
Осирису и Апису, Серапис также имеет атрибуты других божеств. Например, ему приписывались полномочия, относящиеся к греческому богу подземного царства Аиду. Эта статуя была одним из первых признаков мультикультурного характера этого места.
Двигаясь от ротонды вглубь гробницы, археологи наткнулись на столовую в римском стиле. После погребения и в поминальные дни эту комнату посещали родственники и друзья усопшего. Поднимать тарелки и банки обратно на поверхность, вероятно, считалось плохой практикой. Таким образом, посетители намеренно разбивали контейнеры с едой и вином, которые приносили, оставляя на полу куски терракотовых кувшинов и тарелок. Когда археологи впервые вошли в комнату, они обнаружили, что она усеяна осколками глиняной посуды. Вскоре после этого катакомбы стали известны как Ком эль-Шукафа или «курган осколков».
Зал Каракаллы (Небенграб)
Ротонда соединяется с комнатой с алтарём, расположенным в центре. В стенах вырезаны места для саркофагов. Центральная стена камеры содержит одну греческую сцену, где Аид похищает греческую богиню
Персефону, и египетскую сцену, где
Анубис мумифицирует труп. На земле камеры археологи нашли большое количество человеческих и конских костей. Они предположили, что останки принадлежали жертвам массовой бойни, организованной римским императором
Каракаллой в 215 году нашей эры.
За восемь лет до резни местный римский гарнизон был отправлен охранять северные границы империи. Неоднократно граждане Александрии использовали ослабление законности для протеста против правления Каракаллы. Кроме того, римский император получил известие, что александрийцы рассказывали сплетни о том, что он убил своего брата и соправителя Гету на глазах у их матери.
В одном из древних источников о резне упоминается, что Каракалла приказал александрийским юношам собраться на назначенной площади под предлогом проверки для военной службы. Когда собралось много александрийцев, солдаты Каракаллы окружили их и атаковали. Другая версия этой истории повествует о том, как Каракалла приглашал видных александрийских граждан на банкет. Как только они начали трапезу, сзади подкрались римские солдаты и убили их. После этого император послал своих людей на улицы, чтобы атаковать любого, с кем они столкнутся.
Фото: thecollector.com
Археологи предположили, что кости, найденные на земле Зала Каракаллы, принадлежали жертвам резни. Несчастные александрийцы нашли убежище в катакомбах, но были пойманы и перебиты. Однако связь между резнёй Каракаллы и гробницей остаётся сомнительной, и по этой причине Зал Каракаллы также известен как Небенграб, поскольку находится рядом с главной гробницей. Что касается костей лошади, то врач осмотрел их и определил, что они принадлежали скаковой лошади. Возможно, победители скачек удостаивались чести быть похороненными в могиле.
Вход в главную гробницу
Из ротонды лестница ведёт вниз ко входу, окружённому двумя колоннами. Над проходом изображён крылатый солнечный диск, расположенный между двумя соколами, символизирующими египетского бога Гора. На фасаде также есть надписи с изображением двух кобр со щитами над ними. Изображения, вероятно, были добавлены для защиты от расхитителей могил и других злонамеренных посетителей.
Проходя через вход в главную гробницу, археологи первым делом обратили внимание на две статуи, расположенные в нишах по обе стороны от дверного проёма. На одном изображён мужчина в одежде в египетском стиле, его волосы изображены в римской традиции I и II веков нашей эры. Другая статуя изображает женщину с волосами, также уложенными в римском стиле. Однако на ней нет одежды, как это принято на греческих статуях. Предполагается, что статуи изображают главных владельцев гробницы. На стенах рядом с двумя статуями есть надписи с изображением змей, представляющих Агафодемона, греческого духа виноделия, зерна, удачи и мудрости. На головах змеи носят двойные короны фараонов Верхнего и Нижнего Египта. Над ними высечены в камне щиты с головой
горгоны Медузы, смотрящей на посетителей своим окаменевшим взглядом.
Главная могила
Войдя в главную погребальную камеру, археологи обнаружили три больших саркофага. Каждый украшен в римском стиле гирляндами, головами горгон и бычьим черепом. На стенах над саркофагами вырезаны три рельефных панно.
На центральной панели изображён Осирис, египетский бог загробной жизни, мёртвый и воскресший, лежащий на столе. Его мумифицирует Анубис, бог смерти, мумификации и подземного мира. По бокам кровати боги Тот и Гор помогают Анубису в погребальном обряде. На двух боковых панелях изображён египетский бог-бык Апис, получающий дары от стоящего рядом с ним фараона. Богиня, возможно, Исида или Маат, наблюдает за Аписом и фараоном. Она держит перо истины, используемое для определения того, достойны ли души умерших загробной жизни. С внутренней стороны дверного проёма вход охраняют два рельефа Анубиса. Оба одеты как римские легионеры, с копьём, щитом и нагрудником.
Катакомбы Ком эль-Шукафа, Александрия: строительство и использование
Катакомбы датируются вторым веком нашей эры. Сооружение достигает глубины более 300 метров, и было построено с использованием древней технологии резки камня. Катакомбы были вырезаны из скалы в ходе длительного и трудоёмкого процесса.
Фото: thecollector.com
На протяжении столетий после постройки катакомбы продолжали использоваться. Умерших людей опускали в гробницу на верёвках через вертикальную шахту, расположенную рядом с лестницей, а затем перемещали вглубь под землю. Катакомбы, скорее всего, начинались как частный комплекс для мужчины и женщины, чьи статуи стоят в нишах главной гробницы. Позже и до 4 века н.э. постройка стала общественным кладбищем. В целом комплекс мог вместить до 300 тел умерших.
Люди приезжали на место захоронений и поминальных пиршеств. Жрецы совершали подношения и ритуалы в катакомбах Ком эль-Шукафа. Их деятельность, вероятно, включала мумификацию, поскольку эта практика изображена в главной погребальной камере. В конце концов, катакомбы перестали использовать. Вход был засыпан землёй, и александрийцы забыли о его существовании.