Жизнь женщин в древней Месопотамии регулировалась патриархальной иерархией, но в этой социальной структуре было много отличившихся, а некоторые смогли занять должности, традиционно занимаемые мужчинами. Женщины служили генералами, писцами и даже правили самостоятельно.
Раскрашенная обетная статуя женщины, Ур. Фото: member.worldhistory.org
Хотя женщины, по-видимому, были ближе к равноправию в раннединастический период Месопотамии (2900-2334 гг. до н.э.), есть свидетельства сильных женщин после этого периода, которые были способны строить свою судьбу в рамках патриархата. Среди них были женщины надиту из города Сиппар, около 1880-1550 гг. до н.э., которые были жрицами, посвященными мужскому богу города Самасу (хотя надиту также служила богу Мардуку в Вавилоне и Нинурте в Ниппуре).). Эти женщины "занимались предпринимательской деятельностью", которая была весьма прибыльной, хотя её природа неясна. Они были освобождены от социальных ожиданий рожать детей, хотя могли вступать в брак и, похоже, жили более или менее так, как им нравилось.
Царица Есфирь из библейской книги Есфирь (IV век до н.э.) является примером того, какой власти могут достичь женщины, даже если, как утверждают многие учёные, она вымышленный персонаж. В повествовании она изображается достаточно сильной, чтобы раскрыть заговор вице-короля Амана по уничтожению евреев королевства своему мужу, персидскому царю Артаксерксу (связанному с Ксерксом I, ум. 486-465 гг. до н.э.). Артаксеркс казнил Амана, евреи были спасены, а дядя Есфири получил высокое положение при дворе.
Характер Есфирь, возможно, был основан на более ранних месопотамских царицах, которые могли оказывать такое же влияние.
Хотя на протяжении долгой истории Месопотамии было несколько женщин, достойных внимания, следующие десять являются одними из самых впечатляющих:
- Королева Пуаби (2600 г. до н. э.);
- Королева Кубаба (около 2500 г. до н.э.);
- Ама-э (около 2330 г. до н.э.);
- Энхедуанна (2285-2250 гг. до н.э.);
- Самму-Рамат (811-806 гг. до н.э.);
- Закуту (728-668 гг. до н.э.);
- Серуа-этерат (652 г. до н. э.);
- Оракул Нуска (671 год до н.э.);
- Артемисия I из Карии (480 г. до н. э.);
- Азадохт Шахбану (жена Шапура I, 240-270 гг. н.э.).
Все эти женщины, за исключением Ама-э и Оракула Нуску, были царственными особами и известны либо из надписей, относящихся к месопотамским царям, из их собственных надписей или литературных произведений, из записей, хранящихся в семейных фирмах, от более поздних древних историков, либо, в случае с королевой Пуаби, из её обширных гробниц, в которой находились артефакты, идентифицирующие её. Женщины имели почти равные права на протяжении большей части истории Месопотамии, но, как отмечает учёный Гвендолин Лик:
Похоже, что статус женщин на высоких уровнях постепенно уменьшался после раннего династического периода. Существовали некоторые остатки влиятельных должностей, таких как должность жрицы бога Луны в Уре, которую часто занимали дочери правящего царя. Принцессы и королевы были обязаны своим социальным положением своим отношениям с королем, и особенно некоторые королевы могли время от времени сохранять баланс сил после смерти своего мужа.
Хотя это правда, не каждая королева или дочь правящего короля смогла занять и успешно удерживать влиятельное положение. На самом деле большинству женщин никогда не предоставлялась возможность вносить такой вклад или обладать такой автономией, как те, которые перечислены выше.
Положение женщин в Древней Месопотамии
Считалось, что главной ролью женщины в древней Месопотамии были жена и мать. Женщины должны были выходить замуж, рожать детей, воспитывать их и заботиться о доме и большой семье своего мужа, которая, возможно, жила с парой. Женщины, как и мужчины, были классифицированы в соответствии с социальной иерархией, которая проходила сверху вниз:
- король / знать;
- духовенство;
- высший класс;
- низший класс;
- рабы.
Однако в рамках этой иерархии женщины были далее классифицированы как:
- свободные женщины из знати / высшего класса;
- свободные женщины из духовенства;
- женщины-администраторы;
- свободные женщины низшего класса;
- проститутки и / или одинокие женщины;
- иждивенцы, принадлежащие не к домашнему хозяйству (а к храму);
- женщины-рабыни.
Восходящая мобильность была возможна, но ни в коем случае не вероятна, и большинство людей умирали в том же социальном классе и в тех же обстоятельствах, в которых они родились. Некоторые женщины в этом списке родились в дворянской семье, и поэтому, можно подумать, неудивительно, что они должны были обладать такой властью, какой обладали. Однако женщины из высшего и знатного сословия Месопотамии по-прежнему считались менее ценными, чем мужчины, и поэтому тот факт, что любая из них могла претендовать на верховную власть над мужчинами и удерживать её, весьма впечатляет.
Глиняная фигурка обнаженной женщины из Ниппура. Фото: member.worldhistory.org
В каждом случае с женщиной-монархом или авторитетной фигурой всё свидетельствует об эффективном и процветающем правлении, а там, где женщина не является центральной правящей фигурой, её влияние очевидно и, согласно современным исследованиям, становится всё более очевидным, как в случае с Азадохт Шахбану. Подробности о многих из этих женщин были утеряны (или ждут своего открытия), но то, что известно об их жизни, наводит на мысль о влиятельных личностях, которые отказались жить в соответствии с диктатом других.
Королева Пуаби (2600 г. до н. э.)
Пуаби известна только по находке её гробницы в XX веке. Останки королевы Пуаби были обнаружены британским археологом Леонардом Вули на месте, которое он назвал Королевским кладбищем в Уре в 1922 году, что стало одной из величайших археологических находок в истории, но отодвинуто на второй план открытием гробницы Тутанхамона в том же году. Она наиболее известна своим головным убором из золотых листьев, лент и нитей сердолика и лазурита.
Вули раскопал много интересных и исторически ценных артефактов из её гробницы, и среди них её цилиндрическая печать, которая, по сути, служила личной идентификацией человека в Месопотамии, идентифицировала её как царицу без упоминания о супруге мужского пола.
Археологи и историки пришли к выводу, что она, скорее всего, правила самостоятельно как царица Ура в конце II династии (2800-2600 гг. до н.э.) или в начале III династии (2600-2334 гг. до н.э.). Количество слуг, похороненных вместе с ней, а также её огромное богатство свидетельствуют о могущественном и богатом монархе.
Цилиндрическая печать королевы Пуаби. Фото: member.worldhistory.org
Королева Кубаба (2500 г. до н. э.)
Кубаба, согласно списку шумерских царей (около 2100 г. до н.э.), была содержательницей таверны (alewife), прежде чем стать королевой Киша. Нет никаких записей о том, как она смогла возвыситься, но она единственная женщина, которая появилась в списке королей в качестве правящего монарха.
"Говорят, что Третья династия Киша была основана женщиной, "трактирщицей" Кубабой ... которая была побеждена правителем Акшака. Её сын Пузур-Син восстановил власть и положил начало Четвертой династии Киша". (Лейк, 99-100)
Поэтому она связана как с 3-й, так и с 4-й династиями Киша. По мнению некоторых учёных, она была вдохновением, в частности, для более поздней анатолийской богини Кибелы. Основанная ею династия закончилась, как и Ранний династический период, с возвышением Саргона Аккадского (Великого, 2334-2279 гг. до н.э.), который основал Аккадскую империю.
Ама-э (около 2330 г. до н.э.)
Ама-э была успешной шумерской бизнесвумен из города Умма, которая, хотя и была замужем, вела собственный бизнес под своим именем. Ученый Х. Дж . Марсман пишет:
В раннем месопотамском обществе женщины, по-видимому, действовали совершенно независимо и могли поручиться за кого-то другого как в случае с бизнесвумен Ама-э, которая жила в Саргонической Умме. Она занималась торговлей зерном, шерстью и металлами.
Она использовала часть прибыли для инвестирования в недвижимость и строительные проекты и курировала широкую торговую сеть. Эти подробности сохранились в записях семейного бизнеса, но о её жизни ничего не известно, кроме того, что она была замужем за человеком по имени Ур-Сара.
Энхедуанна (2285-2250 гг. до н.э.)
Энхедуанна была дочерью Саргона Аккадского, хотя есть некоторые сомнения относительно того, была ли она его внебрачной дочерью или "дочь" была почетным титулом. Она является первым автором в мире, известным по имени, и прославилась при жизни как Верховная жрица Ура богу луны Нанне и своими произведениями во славу богини Инанны, которые представили более интимный образ отношения человека к божественному, чем более ранние гимны писцов-мужчин. Она также писала личные стихи, пережила переворот в городе, который вынудил её отправиться в изгнание, а затем вернулась, чтобы продолжать быть жрицей и поэтессой более 40 лет. Её работы повлияли на написание более поздних псалмов и до сих пор используются в качестве образцов для литургической и личной поэзии в наши дни.
Самму-Рамат (811-806 гг. до н.э.)
Саммуру-Рамат (также известная как Саммурамат) была королевой-регентом своего маленького сына Адада Нирари III (811-783 гг. до н.э.) Ассирийской империи после смерти её мужа Шамши-Адада V (823-811 гг. до н.э.). Женщинам было запрещено занимать руководящие посты над мужчинами, и до неё никогда не было ассирийской царицы. Она инициировала строительные проекты, заказала собственный обелиск со своим именем и, возможно, руководила военными кампаниями для обеспечения безопасности империи и поддержания стабильности. Считается, что её правление вдохновило более поздние рассказы о легендарной королеве Семирамида, воспитанная голубями, завоевала Месопотамию, завела несколько красивых любовников, а после смерти превратилась в голубку и улетела. Подробности фактического правления Самму-Рамат неясны (некоторые учёные утверждают, что она никогда даже не существовала), но её способность управлять самостоятельно и просто заказать обелиск со своей собственной надписью свидетельствует о могущественной женщине, которая сама распоряжалась своей судьбой.
Стела королевы Самму-рамат. Фото: member.worldhistory.org
Закуту (728 - 668 гг. до н.э.)
Закуту - ещё одна такая женщина, которая прошла путь от второстепенной жены до вдовствующей королевы, матери короля и бабушки короля. Она была "дворцовой женщиной", второй женой
Сеннахериба (705-681 гг. до н.э.), которой каким-то образом удалось назначить своего сына
Асархаддона (681-669 гг. до н.э.) его преемником, хотя он был младшим по крайней мере из одиннадцати сыновей, многие из которых родились от царицы Сеннахериба Ташмету-шаррат (ум. ок. 684/681 до н.э.). Во время правления Асархаддона
она построила дворец в Ниневии и издала свою собственную дарственную надпись, а в 670 или 668 году до н.э. издала свой знаменитый Договор о Закуту, обеспечивший плавную передачу власти её внуку
Ашшурбанипалу (668-627 до н.э.), который затем занял трон после смерти своего отца. Она оставалась внушительной фигурой при дворе в начале правления своего внука, прежде чем либо уйти из общественной жизни, либо умереть.
Серуа-этерат (652 г. до н. э.)
Другой влиятельной женщиной в той же семье была Серуа-этерат, старшая дочь Асархаддона и старшая сестра Ашшурбанипала. Она единственная из дочерей Асархаддона, известная по имени, поскольку она фигурирует в списках, касающихся праздников, вместе со своими братьями. Несмотря на то, что она женщина и, следовательно, считается менее ценной, чем мужчина, она значится третьей после Ашшурбанипала (наследника престола) и его младшего брата, который должен был править Вавилоном, но выше других своих братьев, предполагая, что она занимала высокое положение при дворе. Как и её бабушка, она, похоже, обладала значительной властью и наиболее известна письмом, в котором отчитывала свою невестку (жену Ашшурбанипала) за лень в учёбе и риск навлечь позор на семью своей необразованностью.
Оракул Нуска (671 год до н.э.)
Оракул Нуска была неназванной рабыней, которая была вовлечена в заговор с целью свержения Асархаддона около 671 года до нашей эры. В отличие от любого официального оракула, девушка не была привязана к священному месту или храму, а была собственностью человека по имени Бел-аху-усур. В какой-то момент около 671 г. до н.э. она начала действовать так, как будто была одержима божественными духами, и дала пророчество о том, что Асархаддон скоро падёт, и чиновник по имени Саси станет царём Ассирийской империи. Саси серьёзно отнесся к её пророчеству и привёл её в свой дом, когда начал планировать переворот, но Асархаддон, который всю жизнь интересовался астрологией и пророчествами, также серьёзно отнесся к предсказанию и принял меры, чтобы защитить себя, в том числе попытался захватить девушку в центре заговора. В 670 году до н.э. ему это удалось, и, хотя её судьба неизвестна, она, вероятно, была казнена вместе с Саси и другими заговорщиками. Её значимость зиждется на её неортодоксальном положении рабыни, которая не была привязана к какому-либо месту или храму, что говорит о той сильной и харизматичной личности, которая заставляла людей прислушиваться к ней и превращала её из рабыни в почётную гостью в доме Саси и зачинщицу заговора с целью свержения могущественного ассирийского царя.
Артемизия I из Карии (около 480 г. до н.э.)
Артемизия I была королевой Карии (на территории современной Турции) и наиболее известна своим участием в битве при Саламине в 480 году до н.э. во время вторжения Ксеркса I в Грецию. Она была королевой-регентом при своём маленьком сыне после смерти мужа, но правила в соответствии со своим собственным суждением без мужского надзора или совета. Она увековечена Геродотом в восхвалении её в Саламине:
Я пропускаю всех остальных офицеров, потому что мне нет необходимости упоминать их, кроме Артемизии ... её эскадра была второй по известности во всем флоте. (VII.99).
Она известна не только своим поведением при Саламине, но и советом, который она дала Ксерксу I перед битвой, предложив заморить греков голодом, чтобы они подчинились, а не вступали с ними в бой. Ксеркс I проигнорировал её предложение, потерпел поражение при Саламине, а затем его вторжение провалилось. Артемисия I сопровождала сыновей Ксеркса I обратно в Персию, а затем исчезла из исторических записей.
Артемизия из Карии. Фото: member.worldhistory.org
Азадохт Шахбану (жена Шапура I, 240-270 гг. н.э.)
Азадохт Шахбану давно известна как дипломат Сасанидской империи при Шапуре I, его первая супруга, а также искусная фехтовальщица, но современная наука всё больше склоняется к тому, чтобы считать её руководящей силой в правление Шапура I и ответственной за создание великого интеллектуального, культурного и медицинского центра - центр Гундешапура. Её имя Азадохт означает "свободная девушка", а Шахбану - это титул ("жена царя"). Одним из ярких моментов впечатляющего правления Шапура I всегда считалось создание учебной больницы и библиотеки в Гундешапуре, но недавние исследования указывают на то, что Азадохт пригласил греческих врачей ко двору Шапура I с целью основания больницы и учебного центра. Она известна своим умением обращаться с оружием, а также, возможно, владела собственным бизнесом, хотя это утверждение оспаривается.
Заключение
Как отмечали Лейк и другие учёные, права женщин в древней Месопотамии пришли в упадок после раннего династического периода, и были предложены различные теории относительно причины. Среди них есть связь с появлением мужских божеств, которые заменили многих богинь шумеров более раннего периода. Эта теория, отстаиваемая, в частности, учёным Сэмюэлем Ноем Крамером, подвергается сомнению, но когда монотеистическая религия ислам стала доминирующей после падения империи Сасанидов в 651 году н.э., наблюдается явное снижение статуса женщин. Тем не менее, как отмечает учёный Жан Боттеро:
В Месопотамии, как и везде, у каждой женщины были в рукаве два надёжных козыря, чтобы противостоять любому представителю так называемого "сильного" пола и даже доминировать над ним, несмотря на все обычные или юридические ограничения: во-первых, её женственность; затем её личность, дух, и характер. И она должна была использовать их, чтобы плыть против противоположного течения современного мышления.
Даже после 651 года н.э. были женщины, которые нашли способ выразить себя и жить в соответствии со своим собственным видением. В случае с этими десятью знаменитыми женщинами их личность, дух и характер, похоже, сыграли самую важную роль в завоевании им места в исторических записях, и то же самое можно сказать и о других, не упомянутых здесь. Однако, без сомнения, было много других женщин с не менее впечатляющими талантами и навыками, чьи имена были утеряны просто потому, что они никогда не находили возможности поделиться ими.