Один из новейших национальных парков США привлёк внимание к Западной Вирджинии, но в остатках его афроамериканских угольных сообществ можно обнаружить более глубокую историю. История прошлого Западной Вирджинии часто выглядит примерно так: в конце 1800-х годов рабочие из Уэльса, Восточной Европы и других отдалённых уголков мира приезжали, чтобы добывать уголь, который в конечном итоге построил города, создавшие Америке статус мировой сверхдержавы.
Но эта история упускает важный элемент: яркий, а иногда и трагический опыт афроамериканских общин региона, которые были неотъемлемой частью индустрии и расцветающей культуры Аппалачей.
Спасаясь от насилия со стороны белых и законов о расовой сегрегации (известных как законы Джима Кроу) в южных штатах после окончания Гражданской войны в США и отмены рабства в 1865 году, афроамериканцы устремились на север в угольные месторождения Западной Вирджинии в поисках работы и хоть какой-то безопасности. В последующие десятилетия целые общины возникали в угольных лагерях и процветали благодаря спросу на столь востребованный источник топлива. К 1930 году на юге Западной Вирджинии проживало около 80 000 афроамериканцев, и эта цифра удвоилась всего за 20 лет.
Теперь один из новейших национальных парков США, Национальный парк и заповедник ущелья Нью-Ривер, привлёк внимание туристов к этой области. И хотя большинство посетителей приезжают из-за потрясающих каньонов, бурных порогов и отдыха на природе, у них также есть возможность узнать о менее известной части истории этого района: чернокожих общинах, которые переехали сюда, чтобы работать на местных шахтах и железных дорогах больше, чем век назад.
Чтобы отметить вклад этих жителей, Служба национальных парков разработала автотур по наследию афроамериканцев. Тур, который лучше всего провести за пару дней, проведёт посетителей по ущелью Нью-Ривер на юге Западной Вирджинии и за его пределами, освещая важные места и события, с которыми столкнулись афроамериканцы в то время, когда уголь был королём. «Такие места, как Кэмп Вашингтон Карвер [первый афроамериканский лагерь 4-H в США] являются обязательными для посещения», — говорит Ив Уэст, руководитель службы перевода, обслуживания посетителей и культурных ресурсов в парке ущелья Нью-Ривер.
Фото: bbc.com
Художница
Дорис Филдс, блюзовая певица, выступающая под именем
Lady D, выросла в Кейфорде, одном из местных угольных лагерей, в 1960-х годах. «
Мне очень нравилось здесь быть, — делится она впечатлениями.
За нашим домом бежал ручей, а прямо перед домом проходили железнодорожные пути. Мой отец работал недалеко от дороги. Это был просто хороший способ повзрослеть».
Одной из 17 остановок тура является аналогичный угольный лагерь Слэб-Форк, который сегодня представляет собой ничем не примечательный посёлок приблизительно в 20 километрах к юго-западу от города Бекли. Так было не всегда. Расположенный на вершине угольного месторождения Виндинг Галф, Слэб-Форк в первой половине 20-го века представлял собой шведский стол языков, культур и, чтобы сломать монотонность повседневного труда, разнообразной музыкальной деятельности. По окончании дневных работ по добыче полезных ископаемых или прокладке железнодорожных путей ирландские иммигранты доставали скрипки и пели баллады. Афроамериканцы играли на банджо и пели гармонии; горняки из Восточной Европы пели народные песни и играли на духовых инструментах.
Именно в этой динамичной среде в 1938 году родилась икона музыки Билл Уизерс. О вкладе Уизерса в мир музыки ходят легенды. Песни исполнителя, обладателя множества наград «Грэмми», «Ain’t No Sunshine», «Just The Two Of Us» и «Lean On Me», вдохновлённые его ранними днями в Слэб-Форк и близлежащем Бекли, получили мировую известность. Уизерс, возможно, стал самым известным музыкантом Слэб-Форка, но множество музыкальных исполнителей внесли свой вклад в уникальную афроамериканскую культуру в этом регионе.
Фото: bbc.com
Дорис Филдс вспоминает, что, хотя её собственный отец-угольщик не был вовлечён в местную музыкальную сцену (политика, по её словам, была его сильной стороной), более широкая музыкальная среда, которая процветала в угольных лагерях и вокруг них, быстро привлекла её.
Шахтёры не только играли музыку в лагерях, но и часто посещали концерты в близлежащих деревнях, где звуки Аппалачей проникали в популярную музыку.
«Я проводила дни с бабушкой, наблюдая за музыкантами по телевизору. По субботам вечером мы [Филдс и её друзья] шли к Фредди [музыкальное заведение в деревне Чесапик] и заглядывали в дверь, чтобы посмотреть, кто играет», вспоминает она. «Конечно, мы были слишком молоды, чтобы нас пустили внутрь, но могли слышать музыку снаружи».
Возникла шумная музыкальная экосистема. Джазовые музыканты, признанные на национальном уровне, были приглашены для игры в посёлках угольных лагерей или рядом с ними, чтобы удовлетворить спрос. «Они играли сет в Чарльстоне субботним вечером, затем собирались вместе с местными музыкантами — шахтёрами — и джемовали всю ночь на площадке или в угольных лагерях», — рассказывает Филдс, которая в настоящее время разрабатывает проект, который рисует чёрную культуру в угольных лагерях Западной Вирджинии. «На следующее утро в церкви музыканты играли эти новые стили».
Сообщества процветали и в других отношениях. К 1940-м годам район Гарлем-Хайтс в городе Оук-Хилл, Западная Вирджиния (один из пунктов назначения автотура) начал превращаться в престижный афроамериканский район. Анклав, в котором проживали чернокожие министры, учителя, инспекторы и другие специалисты в середине 20-го века, был впервые основан пятью семьями, которые построили свои дома на открытом поле. Многие афроамериканцы приехали в Западную Вирджинию, потому что доступные для них школы были лучше, чем во многих южных штатах, и к 1947 году в Гарлем-Хайтс была построена школа для обучения сегрегированных детей.
Фото: bbc.com
«Когда афроамериканцы приехали сюда из Вирджинии и других штатов, они обнаружили, что могут голосовать [благодаря местной политике], в отличие от других мест», — говорит Уэст. «Говорили, что над землёй существовала сегрегация, а под землёй, в шахтах, рабочие были равны».
Тем не менее, расизм и трагедия также были заметны, и автотур проведёт путешественников через эти события. Например, в нём рассказывается о больнице McKendree Miner's Hospital, где афроамериканцы, пострадавшие в результате несчастных случаев на шахте, лечились в отдельных больничных палатах. И есть остановка в туннельной катастрофе «Ястребиное гнездо»: начиная с 1930 года группы мужчин, преимущественно афроамериканцев, рыли более чем пятикилометровый туннель, в результате работы над которым по меньшей мере 724 из них умерли от силикоза, болезни лёгких, вызванной вдыханием смертельной кварцевой пыли.
На сегодняшнийдень трагедия отмечена мемориалом и могильником. «Как и все горняки, они столкнулись с чрезвычайно опасными условиями труда, но это усугублялось тем фактом, что менеджеры, как правило, помещали чернокожих горняков в худшие участки шахт», — говорит Лу Мартин, доцент истории в Университете Чатем в Питтсбурге, Пенсильвания, который специализируется на истории Аппалачей. Более того, Ку-клукс-клан активно работал на местных угольных месторождениях. Некоторые города в этом районе были закрыты для афроамериканцев или действовали законы о закате, что означало, что они не могли посещать такие города после наступления темноты.
Фото: bbc.com
В декабре 1919 года линчевали двух чернорабочих. Столетие спустя угольные месторождения в значительной степени закончили свою работу. Но для Филдс, Уэста и других вклад афроамериканских горняков Западной Вирджинии в историю Аппалачей неоспорим, и открытие нового национального парка даёт возможность поделиться им. «Это важная история, которую нужно рассказать», — говорит Уэст. «Это открывает двери — и наши глаза — к более глубокому пониманию тех, кто нас окружает».