Тайны и мифы окружают древнее общество Тартесс — в какой-то момент оно даже было связано с
Атлантидой. Но раскопки и технологии проливают новый свет на культуру.
Проходя по дорожке из гравия, которая окружена выжженными солнцем равнинами, есть шанс добраться до места археологических раскопок Канчо-Роано. В долине Гвадиана в регионе Эстремадура на юго-западе Испании, можно представить себе, насколько другой выглядела бы эта пыльная и засушливая равнина 2500 лет назад, когда она была центром торговли и поклонения для Тартесса, загадочного иберийского общества, которое процветало в период между 9 и 5 веками до нашей эры, а затем внезапно исчезло.
На сегодняшний день кульминация продолжающихся исследований и новых технологий раскрывают больше информации об этой затерянной цивилизации и той роли, которую она сыграла в истории Иберии.
На протяжении тысячелетий Тартесс упоминается в греческих и римских текстах, но из-за противоречивых описаний — и, в течение длительного времени, отсутствия убедительных археологических свидетельств — современным историкам и археологам было нелегко точно определить, что же он из себя представляет – это город, царство, река?
Геродот, греческий историк V века до н. э., писал о портовом городе за Геркулесовыми столбами (современный Гибралтарский пролив), что навело некоторых исследователей на мысль, что Тартесс был водоёмом, а других — на то, что это был порт (возможно, расположенный вокруг современного города Уэльва на южном побережье Испании).
Имеется также ряд теорий, которые были вдохновлены трудами Аристотеля, о том, что Тартесс был мифической Атлантидой, хотя это широко отвергалось в научном сообществе. На данный момент Тартесс представляют как цивилизацию, сформировавшуюся из смеси коренных жителей и греческих и финикийских колонизаторов на Пиренейском полуострове. И он тоже был богат благодаря огромным запасам металла и процветающей торговой экономике.
Фото: bbc.com
Ранние открытия натолкнули историков на мысль, что цивилизация была сосредоточена вокруг долины Гвадалквивир в Андалусии, но более поздние находки в долине Гвадиана — дальше на запад, недалеко от границы Испании с Португалией — заставили археологов переосмыслить, насколько обширным был Тартесс.
В общей сложности по всей Испании было обнаружено более 20 памятников Тартесса, и три из них были раскопаны в долине Гвадиана: Канчо-Роано, Касас-де-Туруньуэло и Ла-Мата.
Археологи обнаружили Канчо-Роано в 1978 году, и это событие раскрыло ещё одну часть истории. На этом месте есть остатки трёх тартесских храмов, которые были построены последовательно, каждый на руинах предыдущего, и все они были обращены к восходу солнца. Центр интерпретации объясняет, что известно об истории храмов и артефактов, которые были найдены внутри.
Глиняные стены самого последнего храма (построенного примерно в конце 6 века до н.э.) очерчивают 11 комнат и занимают площадь около 500 квадратных метров. Но по причинам, которые археологи ещё не расшифровали, в конце V века до н.э.люди, жившие здесь, проводили ритуал, во время которого ели животных, выбрасывали останки в центральную яму, поджигали храм, запечатывали его глиной и затем бросили всё это, оставив множество предметов для сжигания внутри, таких как железные инструменты и золотые украшения.
«Открытие Канчо-Роано стало революцией в археологии Пиренейского полуострова», — говорит Себастьян Селестино Перес, который руководил раскопками в течение 23 лет, а сейчас является научным исследователем в Институте археологии в Мериде.
Фото: bbc.com
Касас-де-Туруньуэло, который изучался только в последние несколько лет (он был найден в 2015 году), является наиболее хорошо сохранившимся доисторическим зданием в западной части Средиземноморья и местом самого крупного жертвоприношения животных в этом районе — более 50 животных — которое помогает учёным больше узнать о тартесской культуре.
«Туруньуэло было святилищем, где также практиковались жертвоприношения животных, а затем их бросали в яму», — рассказывает Селестино Перес, отметив, что это место было сожжено и запечатано глиной так же, как и Канчо Роано. «Но у Турунуэло есть и другая функция, более показная – это как бы символ власти. Он является современником Канчо Роано, но тем не менее методы строительства, используемые в Турунуэло, гораздо более продвинуты, а материалы более богаты и привезены из многих точек Средиземное море».
Используя новую технологию, называемую фотограмметрией, археологи делают фотографии руин в Турунуэло, а затем с помощью программного обеспечения совмещают их и создают трёхмерные изображения, которые виртуально реконструируют здания. Этот процесс помогает им понять типы и методы строительства, а также используемое сырьё, и в результате руины в Турунуэло теперь известны как тартесские, а не римские, как считалось ранее.
Фото: bbc.com
Участок Ла Мата был обнаружен намного раньше двух других (в 1930 году), но он имеет поразительное сходство, и подход, который сейчас используется в Турунуэло, может раскрыть больше его секретов. «Самое удивительное для меня — весьма своеобразная привычка Тартессов разрушать свои жилища, то есть во всех найденных местах соблюдалось одно и то же поведение: опорожнение всех сосудов и амфор, сжигание здания и закапывание его», — говорит Ана Белен Галлардо Дельгадо, историк и гид в Ла Мата. «Я надеюсь, что благодаря новым технологиям можно будет прояснить гораздо больше о происхождении этой цивилизации и немного больше вникнуть в её образ жизни. Присутствие тартесов в районе Эстремадуры становится всё более и более важным благодаря новым достижениям в археологии. Кроме того, считается, что ещё восемь курганов, найденных в районе Бадахоса, могут быть тартесскими постройками, подобными уже раскопанным».
В то время как исследования в экстремадурских памятниках продолжаются (Канчо-Роано и Ла-Мата открыты для публики), любители истории могут также увидеть восстановленные тартесские инструменты, статуэтки лошадей и украшенную слоновую кость в Археологическом музее Бадахоса. Он расположен внутри Алькасабы, мавританской цитадели 12-го века, расположенной на вершине холма и окружённой ухоженными садами недалеко от португальской границы.
В галерее, посвящённой доисторическому периоду Испании, сотрудница музея Селия Лозано Сото указывает на стелу с выгравированными тартесскими надписями — первый образец письменности на Пиренейском полуострове. «Язык всё ещё изучается и переводится, — сказала она, — это смесь разных вещей, которые делают его уникальным в этом отношении».
Фото: bbc.com
Любопытный палиндромный шрифт, датируемый примерно 8 веком до н. э., этот шрифт восходит к финикийскому алфавиту. Его можно читать справа налево или наоборот, хотя звуки, представленные каждым символом, всё ещё неопределенны. Помимо языка, массовых жертвоприношений и пожаров, другая большая загадка Тартесса заключается в том, почему он внезапно исчез около 2500 лет назад. Эдуардо Феррер-Альбельда, профессор археологии Университета Севильи, отметил, что, поскольку тартесское общество было богато металлами, любое замедление торговли могло усилить напряжённость. «Кризис в горнодобывающей промышленности также задокументирован, но насилие должно было сыграть важную роль», — пояснил он. «Договорённость между финикийской и местной аристократией могла внезапно прекратиться, так что можно предположить антифиникийское и антиаристократическое движение среди населения тартесской области».
Селестино Перес придерживается другой теории. Он считает, что самая актуальная вероятность заключается в том, что, по-видимому, в середине 6-го века могло произойти землетрясение, вызвавшее цунами, которое могло затронуть основные тартесские порты и стать причиной быстрого падения Тартесса.
Хотя понимание того, почему исчезла цивилизация, важно, социальное и культурное влияние Тартесса находится в центре внимания текущих исследований. Как объяснил Селестино Перес: «Было обнаружено то, что кажется тартесским портом Уэльвы. Если это подтвердится, то может стать гигантским шагом к пониманию тартесской торговой сети. И так называемые тартесские гробницы Гвадианы [Канчо Роана, Турунуэло и Ла Мата], похоже, имеют ключ к лучшему познанию этой культуры».