Джордано Бруно был противоречивым философом эпохи Возрождения, чьи теории пространства и бесконечности привели к тому, что римская инквизиция сожгла его на костре. Джордано Бруно — человек с множеством ярлыков. За свою короткую жизнь (1548-1600) Бруно был монахом, философом, космологом и математиком. Он изучал магию и ненадолго прославился среди европейской знати своей невероятной памятью (которую некоторые люди приписывали тайным магическим силам!). К сожалению, Бруно также был объявлен еретиком из-за его противоречивых взглядов на природу вселенной, а также из-за его неприятия некоторых католических учений.
Однако, хотя римская инквизиция и сожгла Бруно на костре, уничтожить его наследие им не удалось.
Фактически, многие люди сегодня считают Джордано Бруно мучеником, который был готов говорить правду власти.
Начало жизненного пути Джордано Бруно в Италии и Европе
Бруно родился в Ноле, недалеко от Неаполя, в 1548 году. Подростком он поступил в доминиканский монастырь и, в конце концов, стал священником в 1572 году. Однако он был отлучён от церкви и вынужден бежать после того, как современники обнаружили у него запрещённые еретические книги. Так начался знакомый цикл для Бруно, который имел тенденцию привлекать неприятности, куда бы он ни пошёл.
Только между 1576 и 1578 годами он жил в Турине, Брешии, Бергамо, Венеции, Падуе и Милане, среди других мест. В конце концов, он вообще покинул Италию и путешествовал по Европе в поисках преподавательской работы или покровительства. У него были сложности в этом начинании из-за привычки конфликтовать с местными религиозными или политическими властями. В Женеве, например, Бруно стал зарабатывать на жизнь на должности профессора богословия. Но после публикации трактата, в котором критиковал главу Женевской академии, Бруно был вынужден извиниться за свой поступок и немедленно покинуть город.
Жизнь Бруно при французском дворе
Несмотря на эти проблемы, Бруно удалось пробиться во французский двор Генриха III. Он прибыл в Париж в 1581 году, где добился успеха в качестве лектора и опубликовал несколько текстов по запоминанию, в том числе «Песнь Цирцеи» (1582 г.) и «Искусство памяти» (1582 г.). Именно здесь его репутация мастера «мнемотехники» (искусства запоминания) действительно прижилась.
Фото: thecollector.com
Мнемоника была растущей тенденцией в Европе 16 века. Академикам нравилось учиться читать речи и тексты по памяти, поскольку эта практика восходит к древнегреческому искусству риторики. Получив некоторую известность за эти таланты при французском дворе, Бруно решил переехать в Лондон в 1584 году.
Теории о бесконечной Вселенной
По прибытии в Англию Бруно уже заработал себе репутацию агитатора в академических кругах. На титульном листе своей пьесы «Подсвечник» (1582) Бруно описывает себя как «Бруно из Нолы, академик без академии, также известный как Нарушитель спокойствия». Его неприятности в Англии в основном заключались в написании серии из шести текстов, в которых исследовались его противоречивые идеи о природе вселенной. С такими названиями, как «О бесконечной вселенной и мирах» (1584), становится ясно, что Джордано Бруно был более чем готов пойти против господствующей в обществе эпохи Возрождения веры в замкнутую, конечную вселенную.
В этих шести книгах Бруно страстно отстаивает многие вещи, которые, как известно, верны на сегодняшний день, в том числе то, что Солнце находится в центре Солнечной системы, что Земля вращается вокруг своей оси и что сама Вселенная бесконечна.
Фото: thecollector.com
Трагедия жизни Бруно заключалась в том, что ему не удалось убедить людей серьёзно отнестись к этим теориям.
Космология XVI века была глубоко переплетена с христианскими учениями, и спорить с этой космологией означало спорить с самим христианством.
В 1500-х годах европейцы считали, что Земля (а не Солнце) находится в центре одной-единственной солнечной системы. Люди были самым совершенным творением Бога, поэтому, конечно, они существовали посреди всего остального. За другими планетами и звездами была граница, отмечавшая начало небесного царства, где обитал Бог, окружая всю солнечную систему своим божественным присутствием. В Европе такое видение Вселенной было принятым статус-кво на протяжении многих веков.
Настойчивое утверждение Бруно о том, что Вселенная бесконечна, ставило серьёзные теологические дилеммы. Если вселенная бесконечно простиралась в пространство и время, то где именно находилось царство Бога среди бесконечных планет и звёзд? Вместо аксиомы, что Бог окружал Землю и звёзды своим божественным присутствием, в бесконечной вселенной Бруно Бог был гораздо менее видимым: для критиков Бруно это было глубоко тревожным знаком.
Более того, если Вселенная состоит из бесконечных солнечных систем, как утверждал Бруно, что же такого особенного в Земле? В конце концов, Библия не упоминает о других планетах. Действительно ли Бог создал бесконечное количество планет? Если да, то почему этого нет в Священном Писании?
Фото: thecollector.com
Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) ранее утверждал, что Вселенная гелиоцентрична. Но даже Коперник не зашёл так далеко, чтобы теоретизировать существование бесконечных «землей» и бесконечных «солнц», подобных нашему. Теории Бруно нарушили естественный иерархический порядок традиционной конечной вселенной, где люди находились в центре творения, которое Бог-творец окружил своим защитным божественным «я».
Напряжённость в Англии и Франции
Излишне говорить, что Бруно столкнулся с английскими учёными из-за своих противоречивых взглядов. Джордж Эббот, в то время академик Оксфордского университета, увековечил итальянского учёного особенно лестным описанием. Эббот слышал, как Бруно в своей лекции утверждал, что «земля вращалась, а небеса стояли на месте; тогда как на самом деле это его собственная голова скорее закружилась, а его мозги не стояли на месте» (Блюм, 2012).
Вскоре после этого Эббот стал архиепископом Кентерберийским. А Бруно постигла совсем другая судьба. Заблудший философ вернулся во Францию в 1585 году, не снискав благосклонности при дворе Елизаветы I. Но в Париже всё изменилось: в период ожесточённых столкновений между католиками и протестантами король Генрих III отменил покровительство протестантов. Атмосфера была настолько напряжённой, что Бруно действительно пытался (и не смог) снова войти в католическую церковь, чтобы чувствовать себя в большей безопасности. Несмотря на религиозную напряженность, Бруно пошёл дальше и организовал публичные дебаты, в которых его философия природы и вселенной противопоставлялась преобладающей ортодоксальности.
Фото: thecollector.com
Дебаты получили неоднозначные отзывы. Во время самого сеанса очевидцы сообщили, что один мужчина ворвался на сцену и оскорбил Бруно «нецензурными словами, назвав его Jordanus Brutus» (Блюм, 2012). Однако другой обозреватель отмечает, что у Бруно «похоже, есть веские аргументы. Но скоро он уедет в Германию. Достаточно того, что он оставил после себя большой вопрос в Англии; он приятный и весёлый парень» (Блюм, 2012).
Бруно решает вернуться в Италию
И поэтому Бруно, всегда одинокий академик, продолжал свои странствия. Он написал больше книг, исследовал новые теории магии и математики, но снова не смог найти постоянного дома. Находясь во Франкфурте, он получил приглашение от венецианского дворянина Джованни Мочениго. Мочениго был большим поклонником книг Бруно о памяти и хотел узнать о них больше. Бруно прибыл в Венецию в 1591 году, но вместо того, чтобы обучать Мочениго, как ожидалось, философ провёл большую часть своего времени, пытаясь получить работу в соседнем Падуанском университете!
Мочениго был разочарован отсутствием учения Бруно и объявил его еретиком перед венецианской инквизицией 23 мая 1592 года.
Бруно быстро предстал перед судом в Венеции. Как ни странно, поначалу разбирательство шло гладко. Мочениго не смог предоставить никаких конкретных доказательств своих обвинений, в то время как Бруно извинился за несколько фрагментов философии, которыми он поделился с Мочениго. Однако в 16 веке отделения инквизиции обычно сообщали о своих находках в Рим. А у римской инквизиции была очень хорошая память, особенно когда дело касалось Джордано Бруно.
Преследование Бруно со стороны римской инквизиции
Теперь Бруно был вынужден предстать перед судом в Риме. На этот раз инквизиторы просмотрели перечень его противоречивых текстов о природе вселенной, а также его взглядов на некоторые религиозные вопросы веры, касающиеся, среди прочего, воплощения, души и почитания святых.
Фото: thecollector.com
Инквизиция, как правило, судила обвиняемых по тому, насколько они раскаивались в своих прошлых действиях во время самого суда. Они не наказывали автоматически людей за публикацию еретических текстов или выступление против христианского учения. Поэтому ключом к выживанию Бруно было отречение, то есть признание вины, раскаяние, разрешение уничтожить любые ранее опубликованные тексты и согласие никогда не учить этим вещам в будущем. Это была не та цена, которую Бруно был готов заплатить.
Несмотря на некоторое раскаяние во время суда в Венеции, Бруно отказался отречься от всего своего мировоззрения и вместо этого написал длинные показания, защищая свои взгляды.
Суд над ним длился несколько лет. В конце концов, инквизиторы установили, что подсудимый оставался в своей ереси «без угрызений совести, упорно и ожесточённо» (Фирпо, 1993). Это подтверждал и сам Бруно, утверждавший, что «он не нуждался и не хотел отрекаться, что ему не от чего было отрекаться, что у него не было воззрений, от которых нужно было отрекаться».
Неудивительно, что Бруно был приговорён к смертной казни. Его приговор был вынесен 8 февраля 1600 года. После того, как трибунал зачитал ему смертный приговор, Бруно ответил: «Возможно, ваш страх при вынесении приговора надо мной больше, чем мой при его получении». Примерно через неделю, 17 февраля, Бруно был заживо сожжён на костре посреди площади Кампо-деи-Фиори в Риме. Большинство жертв костра были задушены заранее, но палачи отказали Бруно в этой милости. Очевидец по имени Каспар Шоппе сообщил, что кто-то протянул Бруно распятие, когда он был привязан к столбу, но он демонстративно отвернулся от него. В других сообщениях утверждается, что рот Бруно был символически зажат металлической пластиной.
Наследие Джордано Бруно
Смерть учёного была порочной и жестокой. Но, несмотря на все усилия религиозной и академической элиты, идеи Бруно выжили. Его теории о природе бесконечности привлекли внимание Готфрида Вильгельма Лейбница, а его критика католической церкви в Риме повлияла на британского философа Джона Толанда (1670-1722).
Фото: thecollector.com
Бруно стал особенно популярен в немецких философских кругах с 1700-х годов, прежде чем его наследие было пересмотрено в 19 веке другими итальянцами, включая Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле. Однако, вероятно, больше всего людей вдохновлял отказ Бруно подчиняться господствующей ортодоксальности.
Сегодня на площади Кампо-деи-Фиори в Риме, на той самой рыночной площади, на которой он был казнён, возвышается гигантская статуя Бруно.