Скифское искусство наиболее известно своим "звериным стилем". Процветая между VII и III веками до н.э. в степях Центральной Азии, с отголосками кельтского влияния, скифы были известны своими работами в золотыми изделиями. Благодаря
раскопкам курганов мы знаем, что у скифов был высокий уровень культурной утонченности отражающийся в искусстве и одежде.
Декор
Отражая их кочевой образ жизни, большая часть скифского декора была выполнена в стиле бляшек или аппликаций. Благодаря их плоским профилям, выполненным из чистого золота, позолоченного дерева, кожаным вырезам и аппликациям из войлока, такие предметы можно было прикрепить или пришить к лошадиной сбруе или, возможно, повесить на стены фургонов.
В Башадарских и Пазырыкских курганах в Алтайских горах Монголии, датируемых концом VI - началом III века до н.э., были найдены многочисленные образцы украшений для лошадей из войлока, кожи и дерева. С одного седла свисали четыре съёмных кожаных фигурки извивающихся рыб с золотыми штрихами, каждая длиной 58 см. Некоторые войлочные чехлы для сёдел были украшены в виде лоскутного одеяла из контрастных цветных квадратов или треугольников, один был также украшен кожаными розетками с золотыми пятнами посередине, а другие были украшены кожаными орлами.
Одно седло было необычно украшено аппликацией из войлока с изображением разноцветного грифона, а другое было покрыто войлочными медальонами, каждый шириной 20 см. со спиралью из шести стилизованных орлиных голов. Скифы прикрепляли небольшие фрагменты позолоченных деревянных табличек с фантастическими орлами и бараньими головами к уздечкам своих лошадей, а также прикрепляли позолоченные таблички с орлами и пальметтами к нагрудным ремням.
Также были популярны украшения из чистого золота. В то время как многие золотые изделия, найденные в скифских гробницах, предназначались для личного ношения, а тысячи крошечных золотых пантер и кабанов, найденных в погребениях, предполагают атрибуты, подобные талисманам, конструкция других золотых изделий раскрывает их назначение как декора. Некоторые сосуды, украшающие окрестности, красивы своей горизонтальной каннелюрой, в то время как на других изображены удивительно подробные сцены с четким рельефом сцен охоты и скифской войны. На других тонких пластинах изображены сцены хищника с добычей.
Хотя некоторые предметы в стиле бляшек достаточно малы, чтобы их носили, размер, форма и вес других показывают, что их, вероятно, подвешивали.
Скифы украшали стены и ковры из войлока с изысканным рисунком, подобно гобеленам, покрывавшим стены средневековых замков. Вполне вероятно, что скифы по практическим соображениям аналогичным образом утепляли стены своих домов-фургонов войлочными драпировками и могли дополнительно украсить их золотыми бляхами. Небольшие таблички, размером от 2,5 до 5 см с равномерно расположенными отверстиями по периметру, возможно, были пришиты к одежде; другие, длиной от 15-40 см, могли быть подвешены к более крупным поверхностям.
Скифские золотые аппликации. Фото: member.worldhistory.org
Головные уборы
Скифы были известны и гордились своими уникальными
головными уборами. Исходя из функциональной основы – защиты головы от испарения тепла – скифы буквально вывели свои головные уборы на новые высоты моды.
Геродот описывает их "высокие шапки" как "прямые, жесткие и сужающиеся к концу" (7.64). Его наблюдение подтверждается рельефом Ападана в Персеполе, на котором изображена вооруженная делегация скифов в высоких остроконечных головных уборах. Иногда скифы доводили свои высокие головные уборы до ещё большего уровня преувеличения. Известный "Золотой человек" из Иссыкского захоронения возле озера Иссык носил красную остроконечную шляпу высотой 65 см (25 дюймов). Основание, увенчанное четырьмя миниатюрными вертикальными копьями, было украшено сказочными золотыми животными, снежными барсами, козерогами, крылатыми тиграми и птицами.
Дальше на север головной убор из кургана Пазырык-2, принадлежавший вождю, содержал искусно вырезанного мифического орла высотой 34 см (14 дюймов), держащего в клюве голову оленя. Женский головной убор высотой 40 см (16 дюймов) из кургана 5 привлек бы такое же внимание. Найденные на других памятниках Алтая, такие головные уборы скифских женщин (надеваемые поверх бритой головы, с узлом, завязанным на макушке), как правило, украшались силуэтами оленей, затем украшались фигурками птиц, каркасами и заколками из оленей с золотыми листьями. Такое преувеличенное украшение привлекло бы к владельцу заметное внимание.
Скифские знатные женщины, IV-III века до нашей эры. Фото: member.worldhistory.org
Поскольку скифы украшали свои окрестности и лошадей золотым декором и носили сложные головные уборы, их лошади носили то же самое. В Пазырыке на одной лошади были стилизованные оленьи рога, сделанные из толстой кожи, и кисточки из красных волос. Головной убор другой лошади, высотой 50 см (20 дюймов), состоит из шапки, увенчанной головой барана с птицей в полете, сидящей между его рогами, в то время как у еще одного есть высокая голова орла с рогом, выступающим из верхней части клюва.
Внешний вид
Как и их повседневные шапки, используемые с практической целью, многие изображения скифской одежды демонстрируют практическое использование туник с длинными рукавами, брюк и сапог. Поскольку их брюки заправлены в сапоги и туго затянуты вокруг лодыжек, чтобы уберечься от холода, длина их курток достигает колен и завязывается поясом. На известной табличке из причерноморского кургана Кулоба, изображающей лучников, стоящих спиной к спине, видны туники с отделкой в стиле веревки и штаны, украшенные случайными звездами. На золотом стакане с того же места изображены штаны с равномерно расположенными лунами между линиями. Тем не менее, помимо своей обычной одежды, скифы могли по такому случаю разодеться в пух и прах.
Фото: member.worldhistory.org
В то время как их декор и украшения для головных уборов были в основном золотыми, золото для личных украшений также было популярным. Например, золотые браслеты, ожерелья и торки не редкость. В горах Алтая, на стоянке Аржан-2 в Туве, были найдены золотые серьги с гранулированными подвесками. В Пазырыке-2 была обнаружена пара золотых сережек с висячими перегородчатыми секциями. В дополнение к разнообразию их вкусов были найдены ожерелья из цветных камней и стеклянных бус. Помимо их творческого вкуса к золоту, "замерзшие гробницы Алтая дают ни с чем не сравнимое представление об изобилии одежды кочевников: любви к ярким, контрастным цветам и замысловатым украшениям, образованным прострочкой, вышивкой и прикреплением кожаных вырезов". Элементы одежды включают замысловато украшенные туфли, рукава и женскую накидку с меховой оторочкой. Более того, как часть скифского наряда, войлочные чулки были популярны у обоих полов. В Пазырке-2, найдены чулки для женщин украшенные аппликацией из пальметт лотоса, соединенных в гирлянду; на мужских чулках были рисунки в форме сердца.
Кроме того, изысканность их одежды в равной степени сочеталась с пристрастием к татуировкам.
Татуировки с абстрактными изображениями свернувшихся калачиком кошек, оленей, баранов, антилоп, коз и мифических существ были столь же важны, как и модная одежда, и привлекали внимание обоих полов. В то время как тело мужчины - предводителя в Пазырке было украшено татуировками животных на ногах, груди, спине и от плеча до кисти в скифском стиле, у женщины из высшего класса, известной в народе как Сибирская принцесса, также были татуировки аналогичного дизайна и покрытия. Так же, как татуировки сегодня предназначены для демонстрации и оценки, скифские татуировки также отражают уровень взаимной признательности.
Музыка и танец
В то время как находки на Чёрном море и в горах Алтая свидетельствуют об изысканном вкусе в украшении, они также показывают любовь Скифии к музыке и танцам. На некоторых предметах изображены эротические танцовщицы, покачивающиеся в такт музыке. На Сачновском кургане в центральной Украине на золотой повязке изображен человек, играющий на лире. Сковородные трубки, сделанные из птичьих костей, также были найдены в кургане 5 в Скатовке в нижнем Поволжье. В нескольких могилах в Пазырыке были обнаружены барабаны из бычьего рога. Изготовленный путём сшивания двух пластин из рога, а затем пришивания кожной оболочки для покрытия головы, такой инструмент при ударе издавал бы уникальный резонирующий звук. В кургане 2 был обнаружен инструмент, похожий на арфу, у которого было по крайней мере четыре струны. Звуки, издаваемые этим инструментом искусным музыкантом, должны были быть замечательными. По словам Барри Канлиффа:
Он был сделан из цельного выдолбленного деревянного резонатора, средняя часть корпуса была покрыта деревянной декой, а на открытую часть корпуса были натянуты звучащие мембраны. ... В более спокойные моменты скифы наслаждались музыкой. Музыка, несомненно, сопровождала ритуалы и церемонии, но заманчиво представить, как усталый всадник устраивается со своими родственниками, чтобы насладиться вечером пения и танцев.
Кельтское влияние
Кавказские черты скифов, описанные китайскими хронистами I века н.э., и их индоевропейский язык подтверждают более раннее происхождение скифов на Западе в бронзовом веке, вероятно, от
кельтов. Кельтские влияния действительно находят отражение в скифском искусстве, например, в торках. Часто изготовленные из нескольких нитей золотой проволоки, скрученных в толстые шейные кольца, торки были плотно прилегающими и открытыми спереди, их концы были выполнены в виде мифических существ или простых или стилизованных ручек. Однако, что касается других художественных выражений, поскольку кельты рано разработали свои изящные криволинейные узоры и их переплетающиеся узоры превратились в сложные темы, скифы разработали свою собственную культурную идентичность и форму искусства. Тем не менее, влияние безошибочно.
В то время как изгибы обычно добавляют изюминку скифскому искусству, повторяющиеся изгибы на позолоченной серебряной амфоре из Чертомлыкского кургана близ Никополя, Украина, удивительно напоминают кельтские, как и аппликации в виде петушков на гробу из Пазырыка-1 или стилизованный орнамент в виде лошади из Пазырыка-3 с повторяющимися изгибами двух лосиных голов, обращенных наружу. Все три датируются примерно IV веком до нашей эры. Поскольку термин "ажур" определяется регулярным узором отверстий, некоторые плоские металлические изделия кельтов, датируемые примерно V веком до н.э., очень похожи на скифские ажурные изделия того же периода.
Кельтская пряжка для ремня. Фото: member.worldhistory.org
Например, две поясные таблички удивительно похожи. В то время как оба имеют коралловую инкрустацию, кельтская, сделанная из бронзы (из Рейнской области в Германии, датируемая V веком до н.э.), представляет собой стилизованную голову быка, окруженную двумя грифоноподобными существами. На скифской золотой табличке (из Южной Сибири, датируемой III веком до н.э.) изображен конный лучник, преследующий и стреляющий в кабана.
Скифская пряжка для ремня. Фото: member.worldhistory.org
Темы и стили
С отголосками кельтских криволинейных черт уникальным, новаторским подходом к скифам было изображение сцен в середине действия. Помимо остроумных изящных криволинейных рисунков, изображения кельтской жизни довольно сдержанны и лишены воображения. Однако, подобно сибирскому ажурному изображению конного лучника с полностью натянутым луком, преследующего и убивающего кабана с лошади, многие скифские произведения изображают жизнь в напряжённого действия, часто драматическим образом. Помимо уровня замысловатого мастерства в сверкающем золоте, многие скифские артефакты рассказывают историю жизни. Итак, гребень (как и знаменитый гребень Солохи, датируемый V началом IV века до н.э.) - это не просто гребень, он предназначен для демонстрации воинов в жестоком бою.
Точно так же на пекторали из кургана Толстая Могила изображены сцены из повседневной жизни с изысканными, сегментированными деталями в верхнем регистре: доение овцы, двое мужчин, шьющих рубашку, телёнок и кормление жеребят. Напротив, нижний регистр отображает драматические сцены хищьника - добычи: кошки убивают оленя, а грифоны кусают и царапают лошадей. Затем в избранных местах ближе к шее изображены миниатюрные козы, кролики, собаки, кузнечики и птицы. Эти два черноморских артефакта, найденные недалеко от реки Днепр на юге Украины, типичны для скифского искусства, предлагая уникальные, иногда драматические снимки скифской моды, интересов, верований, привычек и повседневной жизни - визуальные эффекты, которые делают немногие погребальные предметы. Более того, в то время как некоторые артефакты показывают безмятежные сцены жизни, другие изображают людей на охоте или в бою, например, гребень Солохи, лучники из кургана Куль-Оба или мемориальная доска с того же места, на которой изображен всадник, охотящийся на кролика.
Скифский золотой гребень. Фото: member.worldhistory.org
Другой темой скифов является изображение животных. В то время как кельты создавали их в мифических, стилизованных или неумелых природных формах, скифы довели свои изображения до такого уровня мастерства и количества, что некоторые описывают их как "искусство животных Скифии". Скифы изображали животных двумя способами: в абстрактной или реалистичной форме, либо в доброкачественном состоянии, либо в конфликте. Многие предметы имеют тематику добычи/хищника. На золотой пластине из Братолюбовского кургана в Херсонской области в более естественной форме изображен снежный барс, нападающий на оленя. Затем на нескольких ажурных дощечках изображены абстрактные сцены: кошка, кусающая и убивающая лошадь, гигантский орёл, терзающий яка, тигр в схватке с чудовищем и тому подобное. Такая общая склонность к необычным изображениям жестокого хищничества, возможно, отражала насилие, распространенное в жизни самих скифов как воинов.
Помимо изображений животных, прикрепленных к упряжке их лошадей или приколотых к головным уборам (например, головной убор знатных женщин в Ак-Алахе, который был покрыт золотыми фигурками кошек), на навершиях вездесущих жреческих шестов также изображены олени и птицы. Кроме того, некоторые из наиболее распространенных их животных - абстрактные изображения лежащих оленей и пантер.
Как уже упоминалось, скифы не только одевались и окружали себя животными, но и наносили татуировки на свои тела. Хотя такое отображение можно считать исключительно данью моде или формой художественного выражения, учитывая примесь религиозных убеждений в повседневной жизни древних, возникает вопрос, какую роль такие изображения играли в системе верований скифской религии. Поскольку они окружали себя ими таким плодовитым образом, похоже, они считали, что их судьбы переплетены, и поэтому изображения животных обеспечивали реальную удачу и защиту. На стоянке Аржан-2 (датируемой 7 веком до н.э.) из 9300 найденных предметов 5600 были золотыми, в основном крошечные аппликации в виде животных. Удивительно, но 5000 золотых аппликаций были золотыми пантерами, которые одинаково носили "король" и "королева".
Скифы. Фото: member.worldhistory.org
Заключение
Поскольку их жилищами были повозки, ездовые лошади и кочевой образ жизни, можно предположить, что одежда и искусство скифов, бродивших по степям Центральной Азии, были в лучшем случае рудиментарными. Тем не менее, как показывают места их захоронений, они окружали и украшали себя произведениями искусства, удивительно разнообразными по своему изготовлению и изощренному выражению. Когда скифы украшали своих лошадей фантастическими орлами и баранами, а интерьер своих повозок украшали красивыми гобеленами и, возможно, золотыми бляшками, они довели практичность своих головных уборов и одежды до новых высот стиля и украшения.
Сохраняя кельтские криволинейные аспекты в своих художественных проектах, они также создали свой собственный стиль и темы. С множеством работ в золоте, часто сложной формы, их мастерство заключалось в изображении сцен повседневной жизни и животных. Поскольку они окружали себя изображениями животных и даже наносили на них татуировки, их стиль колебался между замечательным реалистичным захватом предмета в середине действия и абстрактным отображением реальности. Соответственно, скифы, хотя и вели кочевой образ жизни и были склонны к воинственности, в то же время были первоклассными знатоками искусства.