Для древних египтян смерть была не концом жизни, а только началом следующего этапа в вечном путешествии человека. В древнеегипетском языке не было слова, соответствующего понятию "смерть", которое обычно определяется как "прекращение жизни", поскольку смерть была просто переходом в другую фазу вечного существования.
На самом деле, учёные утверждают, что современное египетское арабское слово, обозначающее смерть, аль маут, совпадает с древнеегипетским и также используется для обозначения "матери", явно связывая переживание смерти с рождением или, точнее, перерождением на вечном плане.
После того, как душа успешно прошла через суд бога Осириса, она отправилась в вечный рай, На Поле Тростника, где всё, что было потеряно при смерти, было возвращено, и человек действительно будет жить долго и счастливо.
Несмотря на то, что египетский взгляд на загробную жизнь был самым утешительным среди всех древних цивилизаций, люди всё ещё боялись смерти.
Даже в периоды сильного центрального правительства, когда царь и священники обладали абсолютной властью и их представление о загробном рае было широко распространено, люди всё ещё боялись умереть.
Ритуалы, связанные с оплакиванием мёртвых, никогда кардинально не менялись за всю историю Египта и очень похожи на то, как люди реагируют на смерть сегодня. Можно подумать, что знание того, что их любимый человек находится в путешествии к вечному счастью или живёт в раю, заставило бы древних египтян чувствовать себя более спокойно со смертью, но это явно не так.
Надписи, оплакивающие смерть любимой жены или мужа, ребенка или домашнего животного, выражают скорбь утраты, то, как они скучают по тем, кто умер, как они надеются когда-нибудь снова увидеть их в раю, но не выражают желания умереть и присоединиться к ним в ближайшее время. Есть тексты, в которых выражается желание умереть, но это делается для того, чтобы положить конец страданиям своей нынешней жизни, а не для того, чтобы обменять своё смертное существование на вечный рай.
Книга мертвых Анеру, Фивы. Фото: member.worldhistory.org
Преобладающее настроение среди этих древнеегипетских текстов, на самом деле, прекрасно подытожено Гамлетом в знаменитой пьесе
Шекспира:
Неоткрытая страна, из которой
Ни один путешественник не возвращается, озадачивает волю
И заставляет нас скорее переносить те беды, которые у нас есть,
Чем лететь к другим, о которых мы не знаем.
Египтяне любили жизнь, праздновали её в течение всего года и не спешили покидать её даже ради того рая, который обещала их религия.
Беседа между человеком и его душой
Известное литературное произведение на эту тему: Беседа между человеком и его Ба (также переводится как беседа между человеком и его душой и Человеком, который устал от жизни). Эта работа, датированная Средним царством Египта (2040-1782 гг. до н.э.), представляет собой диалог между подавленным человеком, который не может найти радости в жизни, и его душой, которая побуждает его стараться наслаждаться и относиться ко всему проще.
Человек в ряде моментов жалуется, что он должен просто сдаться и умереть, но, похоже, он не думает, что найдёт лучшее существование на "другой стороне" - он просто хочет положить конец страданиям, которые он испытывает в данный момент. Диалог часто характеризуется как первая письменная работа, в которой обсуждаются преимущества самоубийства, но учёный Уильям Келли Симпсон не согласен с этим, написав:
То, что представлено в этом тексте, - это не дискуссия, а психологическая картина человека, подавленного злом жизни до такой степени, что он чувствует себя неспособным прийти к какому-либо принятию врожденной доброты существования. Его внутреннее "я", так сказать, неспособно к интеграции и покою. Его дилемма представлена в том, что кажется драматическим монологом, который иллюстрирует его внезапные смены настроения, его колебания между надеждой и отчаянием и почти героические усилия найти в себе силы справиться с жизнью. Говорящего утомляет не столько сама жизнь, сколько его собственные усилия найти способ справиться с жизненными трудностями.
Пока говорящий пытается прийти к какому-то удовлетворительному выводу, его душа пытается направить его в правильном направлении - благодарить за свою жизнь и принимать всё хорошее, что может предложить мир. Его душа побуждает его выразить благодарность за все хорошее, что у него есть в этой жизни, и перестать думать о смерти, потому что ничего хорошего из этого не выйдет. Для древних египтян неблагодарность была "грехом врат", который впускал в жизнь все другие грехи.
Если кто-то был благодарен, то ценил всё, что имел, и благодарил богов; если кто-то позволял себе чувствовать себя неблагодарным, то это вело его по спирали ко всем другим грехам горечи, депрессии, эгоизма, гордыни и негативных мыслей. Послание души человеку подобно посланию говорящего в библейской книге Екклесиаста, когда он говорит: "Бог на небесах, а ты на земле; поэтому да будут слова твои немногочисленны".
Человек, пожелав, чтобы смерть забрала его, кажется, серьёзно относится к словам души. Ближе к концу пьесы человек говорит:
Несомненно, тот, кто там, будет живым богом
Избавившись от зла, которое поразило его ...
Несомненно, тот, кто там, будет тем, кто знает всё.
Последнее слово остается за душой, уверяя человека, что смерть придёт естественным образом со временем, а жизнь следует принимать и любить в настоящем.
Слово Арфиста
Другой текст Среднего царства, "Слово арфиста", также перекликается с той же темой. Среднее царство - это период в истории Египта, когда представление о вечном рае после смерти наиболее серьёзно оспаривалось в литературных произведениях. Хотя некоторые утверждают, что это связано с сохраняющимся цинизмом после хаоса и культурной неразберихи Первого промежуточного периода, это утверждение несостоятельно. Первый промежуточный период Египта (2181-2040 гг. до н.э.) был просто эпохой отсутствия сильного центрального правительства, но это не означает, что цивилизация рухнула с распадом Старого царства, просто страна пережила естественные изменения в правительстве и обществе, которые являются частью любой живой цивилизации.
"Слово арфиста" ещё более похоже на Экклезиаста по тону и выражению, что ясно видно из припева:
Наслаждайтесь приятными временами
И не утомляйтесь ими
Вот, никому не дано взять с собой свое имущество
Вот, нет никого ушедшего, кто вернется снова.
Утверждение о том, что нельзя брать с собой в смерть своё имущество, является прямым опровержением традиции хоронить умерших с погребальными принадлежностями: всеми теми предметами, которыми человек пользовался и пользовался при жизни, которые понадобятся в следующем мире.
Книга мертвых, период Птолемеев. Фото: member.worldhistory.org
Конечно, вполне возможно, что эти взгляды были просто литературными приемами, чтобы подчеркнуть, что человек должен максимально использовать жизнь, а не надеяться на какое-то вечное блаженство после смерти. Тем не менее, тот факт, что эти настроения находят такое выражение только в Среднем царстве, предполагает значительный сдвиг в культурном фокусе. Наиболее вероятной причиной этого является более "космополитичный" высший класс в этот период, что стало возможным именно благодаря Первому промежуточному периоду.
Распад Древнего Царство Египта наделило полномочиями региональных губернаторов и привело к большей свободе выражения мнений в разных районах страны вместо подчинения единому видению короля.
Цинизм и усталый от мира взгляд на религию и загробную жизнь исчезают после этого периода, и литература Нового царства (около 1570-1069 гг. до н.э.) снова фокусируется на вечном рае, который ждёт после смерти. Популярность "Книги грядущего дня" (более известной как "Египетская книга мертвых") в этот период является одним из лучших доказательств этой веры. Книга мертвых - это учебное пособие для души после смерти, путеводитель по загробной жизни, который понадобится душе, чтобы добраться до Поля Тростника.
Вечная жизнь
Репутация Древнего Египта как "одержимого смертью" на самом деле незаслуженна; культура была одержима стремлением жить полной жизнью. Ритуалы погребения, которые так тщательно соблюдались, были предназначены не для прославления смерти, а для празднования жизни и обеспечения её продолжения. Мёртвых хоронили вместе с их имуществом в великолепных гробницах и с тщательно продуманными ритуалами, потому что душа будет жить вечно, как только пройдет через врата смерти.
Пока человек жил, от него ожидали, что он будет максимально использовать время и наслаждаться собой, насколько это возможно. Песня о любви времен Нового царства Египта, одна из так называемых Песен Сада, прекрасно выражает египетский взгляд на жизнь. В следующих строках платан в саду обращается к одной из молодых женщин, которая посадила его, когда была маленькой девочкой:
Будьте внимательны! Пусть они придут со своим снаряжением,
Принесут всевозможные сорта пива, всевозможные сорта хлеба в изобилии,
Овощи, вчерашние и сегодняшние крепкие напитки
И всевозможные фрукты для наслаждения.
Приходите и проведите день в счастье,
Завтра и послезавтра,
Даже в течение трёх дней, сидя в моей тени.
Хотя в жизни можно найти выражения недовольства и несчастья, например, в беседе между человеком и его Душой, египтяне, по большей части, любили жизнь и принимали её полностью. Они не с нетерпением ждали смерти или умирания, хотя и обещали самую идеальную загробную жизнь, потому что они чувствовали, что уже живут в самом совершенном из миров.
О вечной жизни стоило только мечтать из-за радости, которую люди находили в своем земном существовании. Древние египтяне культивировали цивилизацию, которая превращала каждый день в переживание благодарности и божественной трансцендентности, а жизнь - в вечное путешествие, в котором пребывание в теле было лишь краткой интерлюдией. Далекие от предвкушения или надежды на смерть, египтяне полностью восприняли время, которое они знали на земле, и оплакивали уход тех, кто больше не был участниками великого праздника жизни.