Существует множество мифов и заблуждений об
охоте на ведьм в Европе. Что неверно, а что правда в продолжительном геноциде женщин?
История охоты на ведьм в Европе до сих пор остаётся одной из самых интригующих, но малоизученных и неправильно понятых тем.
В то время как некоторые учёные характеризуют эту эпоху как настоящий гендероцид, другие отрицают её более глубокие корни и последствия.
Для большинства людей по-прежнему табу характеризовать казнь тысяч женщин в так называемую эпоху помешательства на ведьмах как геноцид. Многие учёные отказываются считать это преступлением против женщин, ссылаясь на
случаи обвинения мужчин в том, что они волшебники. И хотя многие феминистские учёные и организации признают это гендероцидом, всё ещё существует много неправильных представлений.
Рассмотрим семь мифов и истин о ведьмах и охоте на ведьм в Европе.
Охота на ведьм в средние века проводилась необразованными людьми
Многие люди считают, что это миф из-за распространённых предположений и недоразумений в отношении определённых исторических периодов.
Средневековье часто ассоциируется с варварством и рассматривается как тёмная эпоха человечества. Хотя это правда, что некоторые люди уже верили в колдовство и чёрных ведьм в средние века (5-15 века), охота на ведьм ещё не была широко распространена и систематична. Некоторые казни ведьм действительно имели место в Европе в 14 и 15 веках.
Однако в основном они были результатом политических интересов, а не суеверий и гендерной дискриминации.
Агнес Бернауэр, например, была казнена как ведьма в 1435 году, потому что герцог Аугсбургский не мог принять её в качестве жены своего сына.
Жанна д'Арк была сожжена на костре в 1431 году, поскольку она угрожала политическим и военным интересам Англии. Охота на ведьм происходила с эпохи Возрождения и раннего Нового времени до 18 века; последняя известная казнь состоялась в 1782 году, и жертвой стала швейцарка по имени
Анна Гольди.
Всё началось в 1486 году с публикации Генрихом Крамером, католическим инквизитором, «Malleus Maleficarum» («Молот ведьм»). В своей книге, как и во всех других книгах об охоте на ведьм, существовавших в этот период, он пишет, почему женщины гораздо более заметны в колдовстве, чем мужчины. Тот факт, что в эпоху охоты на ведьм были опубликованы книги на эту тему, доказывает, что привилегированные и образованные люди также принимали участие и проявляли интерес к этому явлению. Несмотря на то, что обвинителями эпохи охоты на ведьм были в основном необразованные женщины и мужчины из низшего сословия, охотниками на ведьм, которые казнили тысячи женщин и пропагандировали гендерную ненависть, чаще всего были богатые, образованные и влиятельные мужчины. Крестьянство могло лишь обличать ведьм, а те, кто имел власть влиять на народное сознание и решать, жить кому или нет, находились на высших ступенях иерархии.
Ведьм сжигали на костре
Не всегда. Методов казни было много, и они варьировались от региона к региону. Смерть на костре стала самой популярной благодаря таким известным фильмам, как «Горбун из Нотр-Дама» и «Имя розы». Сожжение Жанны д'Арк, одной из самых известных «ведьм», также является причиной того, что многие люди верят в этот стереотип. Хотя сожжение считалось наиболее успешным методом убийства ведьмы, повешение, удушение, обезглавливание и линчевание также были популярными методами.
Фото: thecollector.com
Англия была единственной страной, где казнили через повешение. Франция, Германия и Шотландия в основном использовали метод удушения, чтобы убить ведьм, а затем сжечь их. В Италии и Испании палачи сжигали их заживо. Многие ведьмы также умерли во время ужасных пыток, которым они подверглись, пока их допрашивали инквизиторы.
Ведьмы были красивыми молодыми женщинами с рыжими волосами
В некоторых вирусных статьях и сообщениях в социальных сетях утверждается, что многих молодых женщин обвиняли в том, что они ведьмы, из-за их рыжего цвета волос. Возможно, существовали негативные стереотипы о людях с рыжими волосами. Однако это не было причиной охоты на ведьм.
Ни в стенограмме суда, ни в книге об охоте на ведьм женщину не обвиняют в том, что она ведьма из-за рыжих волос.
Например, Анн де Шантрейн была юной рыжеволосой француженкой, казнённой за колдовство, но цвет волос не был причиной её обвинения и убийства. Многие из казнённых ведьм были женщинами старшего возраста, среднего возраста, инвалидами или женщинами-изгоями. Ведьмы в народном воображении были в основном безобразны; старухи горькие из-за своей утраченной молодости. Поскольку женское уродство ассоциировалось с женской злобой, сельские жители, горожане, церковь и губернаторы нередко обвиняли женщин, которых считали старыми, непривлекательными, сумасшедшими и маргиналами, в том, что они ведьмы.
С другой стороны, существовало распространённое мнение, что молодые и красивые женщины также могут быть орудием сатаны для соблазнения и уничтожения души человека. Причин для того, чтобы обвинить женщину (а иногда и мужчину) в том, что она ведьма, может быть много. Ревность, неприязнь, поиск козла отпущения, а также финансовые и имущественные интересы были лишь некоторыми из этих причин. Причиной казни ведьмы также могло быть сексуальное неприятие.
Фото: thecollector.com
Франц Буйрманн был одним из самых безжалостных судей, известных преследованиями сотен людей, а также пытками, изнасилованием и казнью молодой женщины, чья сестра сексуально отвергла его. Другой ещё более странный пример — городская охота на ведьм в Вюрсбурге. Сотни женщин, мужчин и детей исключительной красоты были убиты из-за ревности духовенства. Однако в судебных стенограммах не упоминается цвет волос.
Ведьмы были умными женщинами с экстраординарными познаниями в медицине
Большинство женщин, обвинённых в колдовстве в эпоху охоты на ведьм, были необразованными, бедными крестьянками в уязвимых жизненных ситуациях. Они не были ни богатыми, ни влиятельными. Некоторые из них были незамужними молодыми девушками, которые просто вызвали зависть односельчан. Другие были вдовами, ведущими скромную жизнь, пытаясь позаботиться о себе в суровом патриархальном обществе. Это были горничные или повивальные бабки, гадатели, «хитрые» женщины, проститутки и матери-одиночки.
Вальпурга Хаусманин была типичным примером бедной, необразованной ведьмы. Она была пожилой акушеркой, которую обвинили в колдовстве и убийстве младенцев, матерей и коров. После того, как она претерпела ужасные пытки, она призналась, что сделала всё это из-за своей сексуальной похоти к демонам. У неё не было никого, кто мог бы её защитить, не было ни образования, ни социального статуса, чтобы защитить себя.
Тем не менее, есть также много богатых и известных образованных женщин, обвиняемых в том, что они ведьмы. Ребекка Лемп была набожной, образованной женой богатого купца. Её скорбные письма семье во время пребывания в тюрьме перед казнью являются ценными историческими памятниками. Они раскрывают абсурдность эпохи охоты на ведьм глазами хорошо образованной женщины, которая описывает свой опыт жертвы. Помимо образования и социального положения, всех этих женщин объединяло одно: они были изгоями, незамужними, пожилыми, незащищенными или «странными» женщинами. Их жизнь могла ничего не значить для их односельчан, штата и пуританских правителей.
Все обвиняемые ведьмы были приговорены к смертной казни
Вероятность быть приговоренным к смертной казни по обвинению в колдовстве была очень высока. Большинство ведьм пытали до тех пор, пока они не признавались в своих злодеяниях. Было трудно, а иногда даже невозможно избежать смерти, если судьи были полны решимости казнить обвиняемого. Однако выживаемость зависела от региона, строгости губернаторов и судей, обид или симпатий соседей. Многим ведьмам удалось сбежать или доказать свою невиновность. По оценкам, половина обвиняемых избежала смерти.
Фото: thecollector.com
Вероника Франко, известная писательница и куртизанка, была одной из тех, кому повезло выжить в Италии эпохи Возрождения. Воспитатель её сына обвинил её в том, что она ведьма, потому что не мог смириться с тем, что он, образованный человек, менее популярен, чем женщина, которая была независимой куртизанкой и поэтессой. К счастью, она пережила венецианскую инквизицию благодаря своей силе, влиянию и союзникам-мужчинам. После длительного судебного разбирательства судьи признали её невиновной и освободили. Однако Франко так и не удалось восстановить свой статус после обвинения. Она умерла бедной и с плохой репутацией.
Мужчин почти с одинаковой частотой обвиняли в том, что они колдуны
Об этом говорят многие историки и учёные. Они используют это как аргумент, чтобы опровергнуть гендерную природу охоты на ведьм и доказать, что это был исключительно религиозный вопрос. Однако быстрый поиск в книгах по истории и оригинальных записях доказывает, что женщины были главными жертвами обвинений в колдовстве. В книгах об охоте на ведьм, таких как Malleus Maleficarum, говорится, что женщины по своей природе злые существа, которые могут продать свои души сатане, а затем околдовать и соблазнить честных мужчин, чтобы уничтожить их души. Это ясно показывает, что основными целями охотников на ведьм были женщины.
Другой известный пример разногласий по поводу современных феминистских исследований заключается в том, что многие из обвинителей ведьм сами были женщинами. Действительно, многие женщины были обвинителями. Однако это не меняет того факта, что главными жертвами охоты на ведьм были женщины. В этом парадоксе есть логика, если мы подумаем о том, сколько женщин выросли в то время, ненавидя и боясь своего пола. Они сами стали жертвами невежества и антифеминистских патриархальных ценностей.
Оригинальные судебные протоколы того времени полны возмутительных описаний воображаемого полового акта между ведьмами и сатаной. Сегодня их можно рассматривать как мужские сексуальные фантазии, вызывающие ненависть к женщинам, которые были навязаны как конституционная истина о греховной природе женщин.
Фото: thecollector.com
Мужчины, обвиняемые в колдовстве, обычно были мужьями ведьм или финансово выгодны охотникам на ведьм. Таким образом, из-за этой системной чистки гибли в первую очередь женщины. Однако интересно отметить, что в Исландии и Финляндии за колдовство было казнено больше мужчин, чем женщин. Кроме того, около половины казнённых ведьм во Франции на самом деле были мужчинами. Однако эти случаи были исключением. Общее количество жертв охоты на ведьм в этих странах также было намного меньше. Женщины, казнённые как ведьмы, составляли 80% всей Европы.
Охота на ведьм не была актом гендероцида
Это самое опасное заблуждение об охоте на ведьм. Поскольку охота на ведьм пока официально не считается ни геноцидом женщин, ни гендероцидом, многие люди и даже учёные не характеризуют её как таковую. Такие определения, как «ведьмины помешательства», «ведьмины эпидемии» и «ведьмины паники» снимают всю ответственность с преступников и системы, совершившей это вопиющее преступление против европейских женщин раннего Нового времени (и некоторых мужчин).
Эти определения обвиняют жертв и описывают это преступление как болезнь и массовую проблему психического здоровья.
Охота на ведьм в Европе была способом систематической чистки женского пола. Большинство жертв составляли женщины, считавшиеся изгоями, неподходящими членами патриархального общества. В них видели опасность, пока они не соответствовали патриархальным критериям. И хотя вероятность стать жертвой охоты на ведьм была невелика, обвинение представляло собой реальную угрозу для уязвимых и незащищенных. Эту тёмную сторону истории следует изучать как крайнее следствие систематического угнетения, дегуманизации и насилия в отношении женщин, восходящих к началу истории человечества. Изучение его исключительно как преступления религиозного фанатизма против человечества не помогает зафиксировать историю женщин, корень женских проблем сегодня.