Истоки египетской цивилизации остаются неясными. У большинства самых ранних королей сохранились только их имена. Вот 10 фактов, которые известно на сегодняшний день о Нармере, первом египетском фараоне.
Ранний династический период Египта, несмотря на его важность для развития египетской цивилизации, всё ещё малоизвестен. Сохранились лишь имена нескольких малоизвестных правителей, и тем немногим, что люди знают о них, они обязаны более поздним источникам, которые могут быть неточными. Однако одно имя выделяется: Нармер.
Древние источники сходятся во мнении, что он был первым царём, объединившим Верхний и Нижний Египет в одно царство.
В этой статье описано наследие первого в истории египетского фараона.
Нармер был, вероятно, первым египетским фараоном
Основным источником раннего египетского царствования является так называемый камень Палермо, чёрная гранитная плита, на которой выгравированы имена царей Египта до 5-й династии. Он также содержит записи о высоте ежегодных наводнений, подробности о фестивалях, проводимых в конкретном году, и других важных ежегодных событиях, таких как войны и строительные работы. К сожалению, сохранилось лишь несколько фрагментов, и в настоящее время они хранятся в Палермо (Италия), Каире (Египет) и Лондоне (Великобритания).
Часть камня, на которой высечено имя первого царя 1-й династии, утеряна. Как и в случае его преемника, хотя общепризнано, что первым королём был Нармер, а вторым - Ага. Среди египтологов существует консенсус в отношении того, что Нармер был основателем 1-й династии, но периодически возникают дискуссии, потому что, несмотря на то, что эта гипотеза является наиболее вероятной, просто недостаточно доказательств, чтобы утверждать её без всяких сомнений.
Его имя буквально означает «Свирепый Сом»
У древних египтян была идеографическая система письма, что означает, что изображения можно читать и как идеи, и как фонемы. Имя Нармер состоит из двух идеограмм: сом (читается как Нар) и долото (Мер). Долото и сом выгравированы на знаменитой палитре Нармера рядом с фигурой короля, и именно так можно его идентифицировать.
Фото: livejournal.com
Но в Египте имя и личность были одними и теми же, поэтому в других изображениях, таких как цилиндрическая печать из слоновой кости, найденная в Абидосе, можно видеть царя Нармера в образе сома, сражающегося с врагами Египта. Прямо под рыбой, держащей копьё, находится иероглиф долото, позволяющий идентифицировать египетского фараона.
Его тело так и не нашли
Местонахождение тела Нармера ускользает от археологов уже два столетия. Первые египетские фараоны строили тип гробницы, называемой мастаба, сооружение из сырцового кирпича, названное в честь арабского слова, означающего скамью. Каждый король во времена Старого царства был похоронен внутри мастабы до конца 3-й династии, когда они начали строить пирамиды.
Итак, предполагалось, что Нармер был похоронен в одной из многих мастаб на полях мастаб в Саккаре. Но поскольку нет ни одного, носящего имя Нармера, это так и не было доказано. Позже египтологи обнаружили большое поле додинастических и раннединастических царских гробниц в Умм-эль-Каабе, недалеко от Абидоса. Именно профессор Вернер Кайзер из Немецкого археологического института в Каире в 1964 году определил имя Нармера в надписи, найденной в Умм-эль-Каабе.
Однако за последние 5000 лет это место претерпело серьёзные беспорядки и ограбления гробниц, и артефакты, носящие имя Нармера, были найдены разбросанными по всему периметру, что делает невозможным определение точного местоположения гробницы Нармера.
По сей день археологи и египтологи расходятся во мнениях относительно того, был ли Нармер похоронен в Саккаре или в Умм-эль-Каабе, и этот вопрос останется без ответа до тех пор, пока тело египетского фараона не будет найдено.
Греки называли его Менес
Никак не доказано, что Менес и Нармер были одним и тем же человеком. На самом деле мнения учёных по этому поводу разделились. Правда в том, что когда греческий историк Геродот посетил Египет около 445 г. до н. э., он собрал имена царей с самого начала, и первым из них был Менес.
Фото: thepyramids.org
В «Историях» Геродота нет упоминания о Нармере, поэтому вполне естественно предположить, что Нармер и Менес были одним и тем же человеком. Проблема в том, что Геродот совершил своё путешествие в Египет в Поздний период Египта, то есть примерно через 2500 лет после жизни Нармера/Менеса. Кроме того, египетские фараоны при жизни брали много имён.
Великий египтолог Уильям Мэтью Флиндерс Петри утверждал, что Нармер и Менес — всего лишь два разных имени одного и того же человека. Нармер было его именем при рождении, а Менес — почётным титулом. Другой древний историк, Манефон, грекоязычный священник, родившийся в Египте во времена греческого правления, написал свою «Эгиптиаку» («Историю Египта») в 3 веке до нашей эры. Он утверждал, что Менес было имя первого египетского фараона, который предположительно основал 1-ю династию после объединения Египта около 3200 г. до н.э. Мнения Манефона и Геродота различаются по продолжительности правления, дате и именам его преемников, но они согласны в том, что он был первым царём, и в том, как он умер.
Первый египетский фараон был убит бегемотом
Бегемоты были и остаются самыми опасными млекопитающими в мире. Египетские цари обычно изображали себя сражающимися с этими великолепными зверями, чтобы доказать свою ценность. Хотя более поздние фараоны не участвовали в охоте такого рода, наиболее вероятно, что самым ранним царям действительно нужно было ходить на настоящую охоту, чтобы доказать своим подданным, что они достойны их поддержки и налогов. Вот почему рассказ Манефона о царствовании Менеса заканчивается утверждением: «Он был унесён бегемотом и погиб».
Быть убитым достойным зверем не стыдно для египетского фараона. Однако египтяне никогда не говорили и тем более не писали о целях своих лидеров. Так что только в эллинистический период греческий священник мог это записать. Вот откуда мы знаем о смерти Нармера.
Он навязал моду фараона
Египетские фараоны появляются на изображениях с рядом определяющих атрибутов. Урей, золотая кобра, которую они носили как тиару, была добавлена позже. Красную корону Нижнего Египта и белую корону Верхнего Египта носили уже додинастические цари Египта. Но первым, кто был изображён с обеими коронами (символизирующими союз Нижнего и Верхнего Египта) и остальными определяющими царскими атрибутами, был Нармер.
Фото: focus.ua
В знаменитой палитре Нармера он изображён с фальшивым бычьим (позже собачьим) хвостом, который символизировал силу, необходимую для управления страной Нила. Он также носил шендит, своего рода килт или набедренную повязку, типичную для правящего класса. Это был первый раз, когда правитель изобразил себя с королевской бородой, которую носил каждый египетский фараон, включая
печально известного Тутанхамона.
Наконец, следует отметить, сандалии египетских фараонов, которые были единственным предметом одежды, который отделял их от земли Египта, и по праву символизировал союз между небом, божественным миром, и землёй, человеческим миром. На сандалиях Тутанхамона были начертаны изображения его врагов, а это означало, что с каждым шагом он сокрушал врагов Египта. Но именно Нармер положил начало моде на египетских фараонов, носящих особый вид магических сандалий.
Нармер был воином
Сохранившиеся отчёты, в том числе Геродота и Манефона, изображают Нармера опытным военным вождём. Царства Нижнего и Верхнего Египта воевали веками, прежде чем Нармеру удалось подчинить себе Север (Нижний Египет) и установить свою власть над всей долиной Нила. Артефакты, такие как палитра Нармера, булава Нармера (которая сама по себе является оружием), а также ряд надписей, печатей и табличек из слоновой кости, показывают, что он безжалостно убивает врагов.
Фото: thepyramids.org
Палитра Нармера показывает, как он хватает врага за волосы и держит булаву в другой руке, собираясь нанести последний удар. На другой стороне палитры два ряда обезглавленных заключённых, и король Нармер идёт к ним в победном шествии. Он убивал врагов в образе рыбы и, по словам Манефона, «перевёл войско через границу и снискал великую славу». Теперь египтологи считают, что это означало, что он достиг Палестины, поскольку на юге Израиля было найдено несколько серехов с именем Нармер.
Основатель городов
Согласно Манефону, Нармер основал множество городов, которые впоследствии стали великими египетскими городами, такими как Мемфис, первая столица объединённого царства. Вероятно, он основал город Иераконполис, который в древности назывался Некхен, где он учредил культ Гора, первый общегосударственный религиозный культ.
Основание городов было важной частью существования египетского фараона, и многие из первых царей изображались с плугом, символом основания города. Ритуально король отмечал место, где должно было быть поселение, прочерчивая колею на земле недалеко от реки Нил. Затем строители начали закладывать фундамент официальных зданий, таких как храмы и королевские дворцы. Также строился амбар, чтобы хранить драгоценное зерно, которое можно было раздать в случае засухи или других бедствий.
Он объединил страну
На обратной стороне палитры Нармера изображена странная сцена с участием двух четвероногих с длинной шеей. Египтологи называют их серпопардами, потому что они представляют собой гибрид змеи и леопарда. В этом случае два королевских чиновника тянут верёвки, прикреплённые к шеям серпопардов, которые переплетаются между собой. Эта сцена обычно интерпретируется как метафора объединения Нижнего и Верхнего Египта, поступок, которым наиболее известен Нармер.
Фото: livejournal.com
Египетское царство будет оставаться единым на протяжении тысячелетий с тремя промежуточными периодами оспариваемого царствования. Оно было не только долгоживущим, но и первым государством в Африке и одним из первых территориальных государств в истории человечества. Нармер был египетским фараоном, ответственным за это поворотное событие в мировой истории.
Нармер был уважаем поздними египетскими фараонами
Палитра Нармера была найдена среди других важных предметов в храме Гора в Нехен (Иераконполис). Его первооткрывателями были Джеймс Кибелл и Фредерик Грин, два самых важных исследователя Египта в начале 20-го века. Они опубликовали свои результаты в 1900 году, но, хотя они были учениками Флиндерса Петри, их записи раскопок были не очень точными. Таким образом, мы никогда не узнаем точное место, где была найдена палитра. Это важно для датировки Храма, который в любом случае был построен спустя столетия после жизни Нармера.
Фото: livejournal.com
Практика захоронения вотивных и ритуальных предметов в фундаментах храмов была широко распространена на протяжении всей истории Египта, и закапываемые артефакты обычно были важными предметами, принадлежавшими предыдущим египетским фараонам, которые пользовались уважением. В этом случае основатели Храма Гора считали Нармера самым важным египетским фараоном, чей образ будет защищать Храм и его посетителей на протяжении веков.