Медуза - персонаж греческой мифологии, единственная смертная из трёх Горгон, вместе со своими бессмертными сёстрами Сфено и Эвриалой. Три Горгоны были рождены морским богом опасностей скрытых глубин Форсисом и богиней морских чудовищ и опасностей моря Чето.
Согласно Гесиоду в его "Теогонии", Медуза и её сёстры были сёстрами Граев и жили "за обрамленным Океаном на суровом краю мира Ночью, где находятся ясноголосые Геспериды" ("Теогония", 270). Три сестры часто упоминаются вместе, но именно Медуза обычно изображается как в древнегреческой литературе, так и в искусстве.
Название Горгона происходит от древнегреческого слова, означающее "мрачный", "свирепый" и "ужасный", и имя Медузы происходит от древнегреческого глагола, означающего "охранять" или "защищать", что очень подходит, учитывая апотропейное качество лица Горгоны, известное как Горгонейон.
Медуза наиболее известна из истории о её смерти, от рук героя – Персея. Самая ранняя версия смерти Медузы взята из "Теогонии" Гесиода, в которой подробно описывается обезглавливание и её дети Пегас, крылатый конь и великий Хрисаор, который появился из её шеи. Упоминания о голове Горгоны в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, которые были частью греческой устной традиции, прежде чем были записаны где-то в VIII веке до нашей эры, что намекает на долгую историю о сложном характере Медузы Горгоны.
Персей и Медуза
Со временем история Медузы менялась среди бесчисленных древних писателей и поэтов, которые писали о её истории. Она наиболее известна змеиными волосами и способностью превращать людей в камень одним взглядом. Поэт VIII века до н.э. Гесиод описывает, как
Посейдон занимался сексом с Медузой на мягком весеннем лугу, а
Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.), римский поэт около 700 лет спустя рассказывает, как Нептун (римский эквивалент Посейдона) надругался над Медузой в святилище Минервы (римского эквивалента Афины) и как в отместку за осквернение её святилища Минерва превратила прекрасные волосы Медузы в змей. Вообще говоря, более ранние поэты изображали Медузу чудовищем с рождения, вместе с бессмертными сёстрами, но более поздние авторы говорят, что изначально она была прекрасной юной девушкой, но была превращена в чудовище Афиной или Минервой.
Псевдо-Аполлодор в мельчайших подробностях рассказывает историю смерти медузы от рук Персея. По его словам, Персей был сыном Зевса, который принял форму золотого дождя, и Даная, запертая отцом Акрисием после того, как оракул сказал ему, что он будет убит сыном Данаи. Когда Акрисий узнал, что Персей родился и был сыном царя богов, он положил Данаю и её сына Персея в сундук и бросил его в море. Сундук в конце концов выбросило на берег на острове Серифос, и Персей был воспитан Диктисом, братом Полидекта, царя Серифоса. Полидект влюбился в Данаю, но Персей очень защищал свою мать, и поэтому царь разработал план, как обмануть Персея. Он собрал своих людей на пир под предлогом сбора пожертвований на свадьбу Гипподамии, приручившей лошадей. Когда Персей прибыл без лошадей в подарок, как просил Полидект, Полидект велел Персею принести ему голову Медузы, единственной смертной Горгоны, в надежде, что ему это не удастся.
"Персей и Медуза" Челлини. Фото: www.worldhistory.org
Персея в путешествии направляли бог Гермес и богиня Афина. Говорят, что Афина помогла в убийстве Медузы, потому что девушка хотела, чтобы её красоту сравнивали с Афиной. Некоторые нимфы дали герою крылатые сандалии, мешок, известный как кибисис, для хранения головы Горгоны и шапку-невидимку Аида. Кроме того, Гермес дал ему адамантиновый серп. Персей прибыл в дом Горгон, пока они спали. Когда он стоял над спящими существами, Афина направляла руку Персея, пока он смотрел в отражение бронзового щита, чтобы не превратиться в камень от взгляда Горгон, если они проснутся, и он отрубил голову Медузы серпом. Из её отрубленной головы возникли Пегас, крылатый конь и Хрисаор. Персей положил голову Медузы в свой кибисис, но, когда он уходил, две оставшиеся Горгоны проснулись и отправились в погоню, но, герой надел шапку-невидимку и они его не нашли.
Голова Медузы
Персей несколько раз использовал отрубленную голову в своих целях. В некоторых версиях истории об Аридане, Тесее и
Дионисе говорится, что
Ариадна была убита
Артемидой, а в других говорится, что Персей случайно обратил её в камень после того, как Дионис развязал войну.
В другой раз голову Медузы использовали для спасения Андромеды, которая была привязана к скале в качестве подношения морскому чудовищу Кето. Её мать утверждала, что она была красивее Нереид, которые пришли в ярость, услышав это, и на их стороне был Посейдон, бог моря. Единственным способом остановить наводнения морского бога и морского монстра было отказаться от Андромеды. Персей влюбился в неё с первого взгляда, он убил морское чудовище и освободил девушку. Единственная проблема заключалась в том, что Андромеда уже была помолвлена со своим дядей Финеем. Персей быстро расправился с Финеем, превратив его в камень головой Медузы. Когда Персей вернулся на остров Серифос, он обратил Полидекта и его людей в камень головой Горгоны и сделал Диктиса царем. Затем он отдал голову Медузы Афине, которая поместила её в центр своего щита, известного как эгида, чтобы устрашить своих врагов.
Трансформация Медузы в литературе и искусстве
Не было единого описания Медузы и её сестёр Горгон, и ее характеристики менялись у разных авторов и в разных регионах. Гесиод в своей "Теогонии" не упоминает никаких физических особенностей Горгон, но Гомер в "Одиссее" упоминает "голову чудовища, Горгону" (11.636), а в "Илиаде" он описывает Горгонейона под эгидой Афины как "голову мрачной гигантской Горгоны, ужасной Горгоны"."вещь страха и ужаса" (5.741-742). Эсхил, трагик VI/V века до н.э., описывает Горгон в своей греческой трагедии "Связанный Прометей" как "три крылатые сестры, ненавистные враги человечества, змееволосые Горгоны, увидев которых не выживет ни один человек" (798-799). Затем есть Пиндар, который в своей Двенадцатой пифийской оде упоминает "погребальную песнь свирепой Горгоны", "змеиные головы дев" и голову "Медузы с прекрасными щеками" (12.7-16). Пиндар также рассказывает нам об изобретении Афиной авлоса, чтобы воссоздать "с помощью инструментов гулкий вопль, вырвавшийся из скрежещущих челюстей Эвриалы" (12.20-21), когда бессмертные сестры Медузы преследовали её убийцу.
Бегущая Медуза. Фото: www.worldhistory.org
Позже, в римский период, о них пишет греческий писатель Псевдо-Аполлодор, который описал их с "головами, обвитыми чешуйчатыми змеями, и большими клыками, похожими на свиные, и руками из бронзы, и крыльями из золота, которые давали им способность летать; и они обращали всех, кто их видел в камень" (11.4). Согласно Овидию в "Метаморфозах", которая является основным источником повествования о прекрасной деве, превратившейся в монстра, только у Медузы из трех Горгон были змеи вместо волос. Он рассказывает историю о том, как Медузу, у которой была завидная шевелюра, преследовали многие поклонники, пока она не была изнасилована Нептуном в святилище Минервы, после чего богиня наказала Медузу, превратив её прекрасные волосы в змей. Да, у богов свои представления о справедливости. Когда Персей двигался к дому Горгон, он прошёл мимо многих статуй – людей и зверей, превращенных Медузой в камень, – прежде чем отрубил ей голову, пока она спала.
Как Медуза по-разному описывалась в литературе, от отвратительного зверя до прекрасной девушки, так и в древнегреческом искусстве она изображалась по-разному.
Голова или лицо Медузы были обычным атрибутом греческой керамики, искусства и архитектуры и известны как Горгонейон. Что было настолько уникальным в её изображении, так это то, что чаще всего она изображалась лицом вперед. Это довольно необычно по сравнению с большинством других древнегреческих произведений искусства, где лица изображались в профиль. В архаический период, с VIII по начало V веков до нашей эры, Горгонейон можно было найти на храмовых фронтонах и антефиксы, в статуе и керамике. Её изображали с большим круглым лицом, бородой, клыками или бивнями, крыльями и часто с открытым ртом и высунутым языком.
Орнамент на крыше с головой Медузы. Фото: www.worldhistory.org
Медузу продолжали изображать на сосудах и керамике, и даже на щитах и нагрудниках, лицом вперед с растрепанными волосами, но со временем её черты стали более женственными и похожими на человеческие. Медузу можно найти во всем древнегреческом, эллинистическом и римском искусстве. И хотя черты лица становились всё более человеческими, на теле её всё ещё оставались крылья. Изображение лица Медузы и, в частности, её смерти стало не только популярным изображением, но и Горгонейон стал апотропейным, это означает, что изображение считалось способным отгонять зло.