Чёрная смерть – это термин, который повёлся в XIX веке для определения чумы. Эпидемия разгуливала по Европе в 1347-1352 годах. По оценкам исследователей в Европе умерло около 30 миллионов человек, а в мире ещё больше, ведь эта страшная болезнь достигла масштабов пандемии.
Само название «чёрная смерть» возникла из-за чёрных бубонов – воспалённых лимфатических узлов. Возбудителем этой болезни является бактерия Yersinia pestis.
Её переносчиками были заражённые люди, и блохи, который быстро распространяли по городу крысы. Но это стало известно лишь в 1894 году, а до этого выискивали разнообразные мистические причины: кара божья за неправедность, выравнивание планет, дисбаланс «юмора» тела, колдовство евреев.
Но люди того времени не знали истинных причин, и не могли оказать правильной медицинской помощи больному. Они использовали то, что было им доступно на тот момент. Основой медицинских знаний были исследования греческого врача Гиппократа (ум.384-322 до н.э.) и римского врача Галена (130-210 н.э.). Кроме того, в арсенале врачевателей была религия, травничество, суеверия и даже порой магия. Часто лечение было просто неэффективным, а иногда и наоборот, вредило и ускоряло распространение болезни. Все ти способы можно условно разделить на 5 категорий:
- Использование животных;
- Зелья, окуривание, кровопускание;
- Бегство из заражённого места;
- Лечение религией;
- Карантин.
По сути, только последний способ действительно оказывал хоть какое-то влияние на распространение болезни. Сегодня мы называем это социальным дистанцированием. Но, как и в наши дни, далеко не все исполняли предписания и соблюдали карантин. Так богачи за взятку покупали себе выход из закрытого города и уезжали в свои загородные поместья, тем самым только способствовали распространению болезни.
Религия всегда считала себя выше всех других законов и богослужения продолжались. Люди искали защиты у бога и пытались вымолить прощение и избавление от болезни для себя или своих родственников. Большое скопление людей на проповеди, да ещё и традиция крестоцелования привело к тому, что эпидемия распространялась по городу ещё быстрее.
Появление и распространение чумы
Эпидемия началась на ближнем востоке задолго до 1346, но именно в этом году началось её путешествие по миру. В 1343 году монголы под предводительством хана Джанибека (1342-1357 гг. н.э.) находились в Тане. На улице города один из итальянских торговцев убил монгола. Тану быстро захватили, но часть торговцев успели сбежать в Каффу (сейчас это город Феодосия в Крыму). Монголы осадили город и вместе с тем, стали переносчиками чумы.
Габриэле де Мусси – итальянский нотариус, оставил записи об осаде Каффы. Итальянцы радовались, когда узнали, что в лагере осаждающих воины умирают от страшной болезни. Они считали, что это бог защищает их таким способом. Ведь итальянцы были христианами, а монголы приняли мусульманскую веру. Но Джанибек использовал смерть воинов в свою пользу. В катапульты вместо ядер зарядили трупы умерших от чумы. Так они занозили город, и злорадство местных жителей быстро прекратилось.
Распространение черной смерти. Фото: www.worldhistory.org
Каффа был портовым городом и несколько десятков жителей бежали от болезни на торговых судах. По пути они останавливались на Сицилии, потом отправились в Валенсию и Марсель.
Эти торговцы распространяли заразу на каждой остановке, а помогали им уже упомянутые крысы с блохами.
Постепенно вся Европа оказалась в огне эпидемии. Болезнь достигла даже Британских островов и Ирландии, где так же пришвартовывались торговые суда с заражёнными членами команды или пассажирами.
Медицинские знания
Врачам ещё не приходилось сталкиваться со столь сильными эпидемиями, да и болезнь развивалась стремительно, было всего 3 дня от появления первых симптомов до смерти. Врачи даже не могли посетить всех больных, не то, что справиться с болезнью.
В XIV веке уровень медицинской науки просто не мог найти эффективную меру. Они использовали старые, привычные методы борьбы с болезнью: кровопускание, целебные отвары, молитвы об исцелении, направленные богу.
Средневековое мировоззрение просто не позволяло выйти за рамки древних рецептов и советов общепризнанных авторитетов.
Даже труды авторитетных учёных не были доступны в оригинале. Латынь к тому времени знали, но труды античных авторов доходили через восток. Многие из них переводили на арабский, и уже потом, с арабского, снова на латынь. Было популярно учение Ибн Сины, так же известном, как Авиценна (980-1037 гг.), но переводы часто были весьма корявыми.
Распространено среди врачей было учение Галена о настроении. Четыре основных стихии тесно связаны с жидкостями в организме человека и определяют его настроение. Жёлтая желчь – это огонь, кровь – воздух, мокрота – вода, чёрная желчь – земля. То или иное количество этих жидкостей определяли настроение человека, его вкусы и, в том числе, здоровье. В теле здорового человек должен быть определённый баланс этих жидкостей, чтобы он чувствовал себя хорошо в моральном плане и не болел физически.
Портрет семи известных греческих врачей и ботаников. Фото: www.worldhistory.org
На человека влияют и более абстрактные и даже мистические силы. Причиной эпидемии могли считать космическое выравнивание планет. Астрологии и небесным телам всегда предавалось огромное значение и в этом видели некие знаки.
На человека оказывали влияние Бог и дьявол, разные демоны и духи, а так же магическое воздействие которое часто приписывалось моргинализированным народам: цыганам и евреям. Их образ жизни и мировоззрение отличались от христианках представлений о мире и добродетелях.
Люди всерьёз считали, что евреи специально отравили колодцы и заразили из болезнью. Это всё привело к ужасным последствиям, целый народ долгое время подвергался гонениям из за этих предположений.
Люди пытались найти причину болезни, чтобы устранить её, но найти её не могли, поэтому возникали разного рода предположения. Винили испорченный магически или как-то ещё воздух или воду, жаркую погоду и южные ветры, болотные испарения, отсутствие солнечного света, способного очистить воздух, нечистоты, которые в те времена выплёскивали прямо на улицы, чрезмерное употребление пищи.
Религиозные фанатики бродили по городам и добавляли паники и без того перепуганному народу. Они публично бичевали себя, утверждая, что болезнь – это кара божья за грехи человеческие. Нужно молить и выпрашивать прощение у бога. Даже говорили, что это конец света и именно так вершится суд божий.
Пока одни впадали в панику, другие всеми силами пыталась найти лекарство от чёрной смерти. Они использовали всё, что было в их распоряжении и науку, и суеверия.
Лечение животными
Современному человеку этот метод покажется сумасшедшим, но тогда в эго эффективность искренне верили. Этот метод получил название «Метод Вайкери”, названный в честь английского врача Томаса Вайкери, придумавшего его. Брали живую курицу и ощипывали ей спину и заднюю часть. Этой голой частью прикладывали к воспалённому бубону и фиксировали курицу. Как только на самой курице появлялись признаки болезни, её снимали, мыли и вновь привязывали к поражённому месту. Так продолжалось до тех пор, пока не умирали человек или курица. Считалось, что при непосредственном контакте курица вытягивает болезнь из человека, тем самым происходит лечение.
Для исцеления так же использовали змей. Для этого, ползучего гада разрубали на куски, и натирали им воспалённые места, или прикладывали к ним куски змеи. Змея считалась одним из воплощений дьявола, а дьявол – это зло, болезнь – тоже зло. Считалось, что зло притягивается к злу, а раз тело не может впитать кусочки змеи, значит болезнь притянется к ним.
Кроме обычных использовали и разных магических существ. Были врачи, которые заявляли, что имеют порошок, сделанный из
рога единорога. Чтобы поймать это волшебное существо, приходилось приманивать его девственницей. Считалось, что рог прекрасно помогал при заживлении самых сложных ран, и от чумы такое лекарство тоже теоретически могло помочь. Однако нет ни одного свидетельства о реальном существовании единорогов и уж тем более его целебных свойствах.
Зелья, окуривания, кровопускания и пасты
Поршок из рога единорога был не единственным элитным эликсиром. Целительную силу приписывали и драгоценным камням. Так, истолчённые в порошок изумруды считали прекрасным средством и профилактикой от чумы. Его добавляли в еду или напиток. А бедные заменяли это зелье мышьяком или ртутью, от которого можно было скончаться с большей вероятностью, чем подхватить чуму.
Распространённым лекарством был уксус четырёх воров, его готовили из сидра, уксуса и вина со специями. Название своё этот состав получил благодаря легенде. Его якобы создали четыре вора, и благодаря этому напитку они знатно обогатились во время чумы, обкрадывая дома больных и могилы, а выжили они благодаря своему чудесному напитку.
Уксус четырёх воров производят до сих пор, и он считается хорошим дезинфицирующим средством, чаще его используют в гомеопатии.
Богачи использовали ещё одно средство – териак. Состав этого зелья до сих пор неизвестен, сохранились лишь данные о том, что в состав входило около восьми ингредиентов, и одним из них был опиум. Всё перемешивали, до образования однородной пасты. Эффективность териака от чумы всё же спорна, одно можно сказать с уверенностью, болей умирающий от чумы не испытывал.
Чумной доктор. Фото: www.worldhistory.org
Помимо териаковой пасты, активно использовали крема и мази из разнообразных трав. Им наносили на вскрытые бубоны, чтобы получить прямое воздействие на болезнь. Биологические отходы здоровых людей тоже считались целебными, особенно моча. Сборщикам чистого продукта хорошо платили, а мочу принимали и наружно, и внутрь. Но порой такой метод давал обратный эффект, и, вместе с чумой, человек получал и дополнительные инфекции.
Считалось, что зараза передаётся по воздуху, поэтому защитить себя пытались очищая воздух. Для этого использовали разнообразные окуривания с использованием ладана и других растений. Растения старались использовать и всякий раз, выходя на улицу, чтобы не чувствовать гнилостный запах разлагающихся трупов и пытаясь защититься. В это время появилась знаменитая детская английская песенка:
Ring-a-round the rosie, (круг вокруг розы)
A pocket full of posies, (мешочек с букетами цветов)
Ashes! Ashes! (пепел, пепел)
We all fall down (мы все упали)
Даже из слов этой песенки ясно, что подобный способ был неэффективен. Окуривания ничуть не защищали людей от чумы.
Пытались использовать и уже проверенные способы, например, посидеть у камина и хорошенько пропотеть, как при простуде. Считалось, что с потом выходит болезнь, но нам ясно, что это не помогало.
Другой способ, связанный с воздухом – это посидеть у сточной канавы или зловонного болота или ручья. Здесь использован тот же принцип, что и с привязыванием змеи. Плохой воздух в организме притянется плохим воздухом от стоков и человек будет жить.
Популярным средневековым методом было кровопускание. Считалось, что обновление крови поможет восстановиться организму. Пиявки были дорогими, их собирали специально и после использования утилизировали. Тем, кто победнее, просто делали порез, чтобы кровь втекла сама.
Ещё один болезненный способ – купирование болезни. Раскалённую железную чашу прикладывали к воспалённому бубону рассчитывая, что болезнь удастся выжечь и она не распространиться дальше. Люди были готовы терпеть боль, осознавая, что впереди их ждёт смерть.
Бегство из зараженных районов
Те, кто не хотел купаться в моче, мазаться калом или пробовать другие лекарства, покидали пострадавший регион или город, но этот вариант обычно был доступен только богатым. Итальянский поэт и писатель Джованни Боккаччо (1313-1375 н.э.) описывает бегство десяти богатых молодых людей из Флоренции на сельскую виллу во время чумы в своём шедевре "Декамерон" (написан 1349-1353 н.э.), Где персонажи рассказывают друг другу истории, чтобы скоротать время, пока чума бушует в городе.
Джованни Боккаччо и флорентийцы, бежавшие от чумы. Фото: www.worldhistory.org
Паникёры старались бороться с чумой своими способами – уничтожая тех, кого они считали ответственными за распространения страшной заразы, как правило, это маргинальные группы или просто ненавистные определённому классу.
Городской люд считал, что в чуму принесли аристократы, чтобы освободить улицы от черни. Богатеи наоборот, винили нищих, которых в связи с экономическими трудностями становилось всё больше на улицах города. В этот период как раз шёл процесс огораживания – экспроприации земель у крестьян богатыми лордами. В результате крестьяне теряли свои наделы, а город ещё не мог обеспечить их всех работой. Городские улицы просто наводняли попрошайки. в бедных кварталах на самом деле эпидемия распространялась намного быстрее, но лишь потому, что люди здесь проживали скученно, часто большими семьями ютились в небольших коморках.
Многие считали виновниками бед евреев. ненависть к этой нации росла на протяжении веков. Здесь скорее стояла проблема религиозного и культурного характера. Евреи не имели своей земли, но в любой стране держались обособленно. Кроме того, часто именно евреи были ростовщиками, а христианам такой способ заработка запрещён.
Религиозные лекарства
Средневековое общество было крайне религиозным, в ней искали и причину, и защиту. Выше уже говорилось, о том, что чума считалась карой божьей, люди бичевали себя и разгуливали по городу провозглашая страшные предсказания. Тем временем, другие пытались защититься с помощью религии. Они молились, давали обеты во имя исцеления, держали строгий пост, посещали массовые шествия и мессы, и, в то же время, старались запастись магическими амулетами, чтобы отогнать болезнь.
Основная проблема была в том, что религия не помогала, а наоборот, способствовала распространению болезни. Массовые шествия, как правило, начинались в центре города и двигались к местной церкви, или святыни. Но в них принимали участие и здоровые – в надежде не заразиться, и больные – в надежде исцелиться. В результате вторые заражали первых.
Карантин и социальное дистанцирование
Излечить чуму при существующем уровне медицины было невозможно, оставался только один шанс остановить распространение болезни – изолировать больных от здоровых. Первым подобную меру ввели в портовом городе Рагуза. Они стали пускать в порт корабли только после 30 дневного карантина, позже, эту практику переняли и другие города, продлив срок изоляции до 40 дней. Само слово карантин появилось от английского карантино – 40 дней.
Чума Арнольда Боклина. Фото: www.worldhistory.org
Карантин помогал сохранить множество жизней, но не все решались на изоляцию больных, да и сами люди неохотно придерживались запрета.
В некоторых городах меру приняли слишком поздно. Хороший пример – Венеция и Генуя – города, потерявшие больше половины своих жителей.
В Милане напротив, введённые меры оказались даже слишком жёсткими. Городские власти всеми силами пытались взять под контроль, доходило до того, что некоторые дома с заражёнными семьями заколачивали, чтобы они не смогли выбраться и заразить других. Позднее, они построили специальный центр за стенами города, куда свозили всех больных.
Заключение
За время эпидемии чумы в Европе в разных регионах умерло от 30 до 50% населения. Мир уже не был прежним. Исчезла дармовая рабочая сила, и работники теперь могли диктовать свои условия. Опустевшую землю нужно было обрабатывать.
Изменилась и идеология. Люди разочаровались в медицине, разочаровались в религии, что дало толчок новым духовным и философским исканиям. Стали больше ценить женщин. Теперь они были полноценными работниками, на ровне с мужчинами и отвечали за демографическое воспроизводство.
Мир уже не был прежним.