Древнее искусство и артефакты восхищали коллекционеров на протяжении веков. Определяемые просто как предметы из древнего мира, древности охватывают широкий спектр мест, периодов и средств передачи информации. В то время как в западной торговле в основном преобладают предметы искусства и культуры классической эпохи и средиземноморских цивилизаций, реликвии восточных, исламских и мезоамериканских культур также пользуются популярностью у коллекционеров древностей.
Антикварные артефакты являются свидетельством непреходящей важности красоты, творчества и искусства, а также служат постоянным напоминанием о самых гениальных новшествах человечества в технике и стиле.
Древние реликвии, безусловно, будоражили воображение интересных людей на протяжении всей истории и породили споры, приключения и некоторые из самых великолепных коллекций, которые были когда-либо созданы.
Наполеон Бонапарт спешил собирать лучшие реликвии Египта, сэр Джон Соун превратил свой дом в сокровищницу классических товаров, а одна голливудская знаменитость имеет склонность к коллекционированию старинных монет.
Лоренцо Медичи (1449 – 1492)
Известный как Лоренцо Великолепный во Флорентийской Республике, первый коллекционер в этом списке был главой самой могущественной семьи итальянского Возрождения. Будучи втянутым в интриги и махинации современной политики, Лоренцо Медичи был одним из самых страстных меценатов того времени.
Фото: thecollector.com
В его двор художников входили такие фигуры, как
Леонардо да Винчи,
Микеланджело и
Боттичелли, которых он часто использовал в качестве пешек в своих союзах и борьбе за власть. Лоренцо также был художником, писателем и учёным, значительно увеличив количество книг в семейной библиотеке, созданной его дедом Козимо. Лоренцо добавил большое количество классических произведений, отправив своих агентов забрать рукописи с Востока и заказав копии для изготовления в своей собственной мастерской.
Это стремление отражает его рвение к древнему миру: известно, что Лоренцо изучал работы греческих философов и рано проявил интерес к реликвиям классических цивилизаций. Он приобрёл обширную коллекцию монет, ваз и драгоценных камней из Древней Греции и Рима, прежде всего через Джованни Чамполини, одного из первых торговцев древностями.
Лоренцо разместил свою коллекцию в великолепном Палаццо Медичи в самом сердце Флоренции. Считается, что Микеланджело черпал вдохновение из многих древних предметов и артефактов, выставленных во дворце.
Фото: thecollector.com
Сэр Томас Ро (1581–1644)
Хотя он и не так известен, как лорд Элгин и его удаление фризов Парфенона, действия сэра Томаса Ро по созданию собственной коллекции древностей были столь же сомнительными.
Дипломат елизаветинской эпохи, путешествовавший по миру от Америки до Индии, Ро служил послом Англии в Османской империи с 1621 по 1627 год. К концу своего назначения на Востоке он собрал обширную коллекцию древностей, в том числе 29 рукописей на латыни, иврите и арабском языке, которые он подарил Бодлеанской библиотеке Оксфорда по возвращении в Англию. Он собрал более 200 старинных монет, также подаренных библиотеке, и набор мрамора, который он привёз для двух своих покровителей, герцога Бекингема и графа Арундела.
Это был первый случай, когда греческий мрамор был импортирован в Англию. Вскоре они разожгли манию антиквариата, которая никогда не исчезнет.
Но как Ро попытался удалить такие культурно и материально ценные объекты? В одном случае, пытаясь присвоить тот или иной фриз, Роу убеждал имама в том, что языческие темы скульптур являются запрещёнными формами идолопоклонства, настаивая на том, что их необходимо убрать для духовного блага местных жителей. Он также потратил 700 крон на подкуп чиновников и организацию секретных перевозок. В итоге эти попытки оказались безрезультатными, и рассматриваемый фриз остался на месте. Однако его двуличные и эксплуататорские методы подчёркивают тёмную сторону коллекционирования.
Фото: thecollector.com
Хотя большинство коллекционеров древностей в настоящее время считают сохранение и защиту старинных ценностей одной из своих основных обязанностей, реликвии в некоторые моменты истории использовались в качестве козырей и символов статуса, о чем свидетельствует следующий коллекционер и его печально известные дела.
Наполеон Бонапарт (1789 – 1821)
С 1798 по 1801 год армия Наполеона Бонапарта предприняла поход в Османский Египет и Сирию. Хотя в конечном итоге это закончилось военным поражением, годы на Востоке принесли множество культурных, художественных и исторических артефактов и знаний, включая Розеттский камень.
Благодаря этим открытиям родилась область египтологии, и общественный интерес к древности достиг беспрецедентного уровня.
Экспедицию Наполеона в Египет сопровождали около 170 гражданских учёных и исследователей, известных как ответственные за сбор и запись обнаруженных ими древних реликвий. С 1809 по 1829 год эти люди составили и опубликовали энциклопедический труд, в котором перечислены все знания и предметы Древнего Египта, приобретённые за годы до этого, известный как «Описание Египта».
Вторжение в Египет было первым этапом усилий Наполеона против Британской Индии и частью его попытки избавить Французскую революционную войну от британского влияния. В рамках этого конфликта и Великобритания, и Франция участвовали в гонке за лучшие египетские древности для своих национальных музеев. Это соревнование продолжалось и в девятнадцатом веке. Обе нации использовали свою военную и политическую мощь, богатство и влияние опредёленных людей для приобретения величайшей коллекции древних товаров. Наследие этих усилий до сих пор можно найти в Британском музее в Лондоне и Лувре в Париже.
Сэр Уильям Гамильтон (1730–1803)
Названный будущим королём Георгом III «приёмным братом», Уильям Гамильтон был воспитан со всеми атрибутами аристократического мальчика в восемнадцатом веке. После окончания учёбы в Вестминстерской школе он служил адъютантом в британской армии. Затем он был назначен на дипломатический пост послом в Неаполитанском королевстве. За годы своего пребывания в Италии Гамильтон начал собирать множество антикварных товаров, включая драгоценные камни, бронзу, скульптуры и, самое главное, вазы. Его энтузиазм по поводу урн даже побудил Гамильтона самому заняться археологией, открывая древние гробницы в попытках обнаружить больше предметов, которые можно было бы добавить в коллекцию.
Фото: thecollector.com
Эта страсть вызвала волну «вазомании» в Британии и дала артефактам новую жизнь в современном воображении. Это также принесло Гамильтону заслуженное место в Обществе дилетантов, группе молодых людей, разделяющих любовь к римской и греческой цивилизациям, а также членство в Обществе антикваров.
Хотя большая часть коллекции Гамильтона в конечном итоге оказалась выставленной в Британском музее, он не выставлял её содержимое публично при жизни. Вместо этого их держали в отдельной комнате в его итальянском палаццо. Те, кто получил доступ к этому внутреннему святилищу, в том числе
Гёте, описали его как сокровищницу древнего искусства.
Ричард Пейн Найт (1751–1824)
Родившийся в 1751 году в аристократической семье в Англии, Ричард Пейн Найт получил классическое образование, соответствующее его элитному происхождению. Получив частное образование до совершеннолетия, Пейн Найт затем совершил Гранд-тур по Италии и другим европейским странам. Во время своих путешествий он начал собирать древние изделия из бронзы, драгоценные камни и монеты, многие из которых позже были переданы в дар Британскому музею.
Будучи энтузиастом всего древнего, Пейн Найт также посвятил себя изучению греческих текстов, особенно текстов Гомера, а также был принят в члены Общества дилетантов. В отличие от многих его современников, жаждавших самых больших и смелых реликвий тех эпох, коллекция древнего искусства Найта состояла из более мелких предметов с более глубоким значением: монет, драгоценных камней и изделий из бронзы, на которых были изображены символы, относящиеся к древней религии.
Однако его интерес и исследования в области древней религии вызвали споры, когда в 1787 году он опубликовал свой «Отчёт об остатках поклонения Приапу».
В работе исследуются фаллические образы в древнем искусстве, и делается вывод, что религия и сексуальность были неразрывно связаны в классическом мире. Его обсуждения оргий и смелое предположение, что христианский крест представляет собой фаллос, были особенно провокационными в обществе 18-го века.
Сэр Джон Соун (1753–1837)
В отличие от многих других имён в этом списке, Джон Соун не был дворянином по рождению. Он был сыном каменщика и воспитывался дядей, тоже каменщиком. Дядя Соуна познакомил его с разными землемерами и архитекторами. Он выбрал последнее для своей профессии, изучая архитектуру в Лондоне и поступив в Королевскую академию. Соун путешествовал по Италии в рамках Гранд-тура, прежде чем основать свою архитектурную практику. Практика привела его к успеху с рядом важных комиссий, в том числе от Банка Англии. В дополнение к созданию сети связей с различными деятелями искусства и науки, Соун сосредоточился на том, чтобы «увидеть и изучить многочисленные и бесценные останки античности» во время своего Гранд-тура.
Фото: thecollector.com
Его любовь к древнему миру самым экстравагантным образом проявилась в огромной коллекции древностей, которую он приобрёл при жизни. Одними из самых известных объектов, принадлежавших известному архитектору, были саркофаг
Сети I и отлитая копия статуи Дианы, найденная в храме
Артемиды в Эфесе.
Коллекция Соуна отличалась огромным количеством и разнообразием предметов, которые он собрал, а также тем, как они хранились и выставлялись.
В 1792 году он приобрёл 12 и 13 Lincoln's Inn Fields в качестве своего дома, и в последующие десятилетия существенно реконструировал и расширил собственность, чтобы разместить свою постоянно растущую коллекцию. Он превратил свой собственный дом в музей древностей. Это преобразование было официально оформлено в 1833 году, когда он получил разрешение парламента завещать дом британскому народу в качестве музея. Музей сэра Джона Соуна открыт и сегодня, в нём представлена великолепная коллекция, которую он собирал на протяжении многих десятилетий.
Семья Торлония (18 век – настоящее время)
Торлония — итальянская дворянская семья, чьё имя и состояние были закреплены в конце 18 века благодаря Джованни Торлония. В обмен на управление финансами Ватикана ему был присвоен ряд титулов, включая герцога, маркиза и принца. В течение следующего столетия семейные фонды и престиж только увеличивались, как и его легендарная коллекция древностей.
Торлония приобрели эти бесценные древние скульптуры разными способами: некоторые из них они получили от торговцев, скупали артефакты целыми коллекциями у других знатных семей в условиях финансового кризиса, а некоторые даже обнаружили на земле Торлония.
До сих пор известная как самая важная частная коллекция древнего искусства, коллекция Торлония включает в себя бюсты, статуи, саркофаги, скульптуры, рельефы и портреты, которые дают ценную информацию о цивилизациях Древней Греции и Рима.
В 1875 году сын Джованни, Алессандро Торлония, который монополизировал торговлю солью и табаком на юге Италии, создал музей для хранения коллекции. Однако он не был открыт для всех. После Второй мировой войны один из его преемников поместил всю коллекцию на хранение, и только в этом году она, наконец, стала доступной для публики.
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
Известный своей основополагающей работой в области психоанализа,
Зигмунд Фрейд также активно занимался искусством и был заядлым коллекционером древностей. К тому времени, когда он уехал из оккупированной нацистами Вены в Лондон в 1938 году, Фрейд приобрёл более 2000 реликвий древних цивилизаций. Эти предметы поступали не только из Египта, Греции и Рима, но также из Индии, Китая и Этрурии. Его первыми покупками были гипсовые слепки древних статуй, но по мере того, как его средства росли, Фрейд мог приобретать подлинные произведения древнего мира, в том числе египетские погребальные посвящения, греческие сосуды и римские статуи.
Среди последних была копия бронзовой статуи богини Афины II века до н.э., которая была единственным материальным объектом, без которого Фрейд не мог жить.
Фото: thecollector.com
Огромная и тщательно подобранная коллекция Фрейда отражает его увлечение человеческим поведением, верованиями и обществом, а также его задокументированный интерес к классической мифологии.
Николь Кидман (1967 – настоящее время)
Коллекционирование не является прерогативой исключительно учёных и антикваров, как доказывает последняя персона в этом списке. Несколько новостных агентств сообщили, что голливудская актриса
Николь Кидман собирает старинные монеты. Оскароносная звезда питает особую страсть к иудейским монетам. Хотя Кидман не подтвердила этот слух, она не будет первой знаменитостью, интересующейся
нумизматикой.
Эти девять коллекционеров демонстрируют, что древности обладают вневременной и непреходящей привлекательностью. С пятнадцатого века до наших дней художественные реликвии древнего мира ценились как дополнения к любой коллекции. Независимо от предмета или региона, откуда он прибыл, будь то месопотамские монеты, египетские статуи или греческие фризы, все они служат важным напоминанием о культурном наследии, которое современные люди получили от предыдущих цивилизаций, и об основной обязанности по его защите и сохранению.