Игнатий Лойола (1491-1556) был баскским солдатом, который стал католическим священником и богословом после того, как мистический опыт убедил его, что он призван на служение Христу. Он основал Общество Иисуса (иезуитов) для защиты Церкви и распространения её учения и стал одной из ведущих фигур католической контрреформации.
В юности он испытал значительное влияние рыцарской литературы и стал придворным и солдатом, служа в армии до 1521 года, когда был тяжело ранен в битве при Памплоне.
Выздоравливая в доме своего отца, он читал книги о жизни Иисуса Христа и деяниях святых и убедился, что призван служить Богу.
После выздоровления он отрёкся от прежней жизни и посвятил себя бедности и христианскому служению.
Он посвятил себя изучению, молитве и посту, отправился в Иерусалим и вернулся, чтобы официально изучать богословие в Испании и Франции. В Парижском университете он встретил шесть друзей, которые сформируют ядро того, что станет орденом иезуитов, который был утверждён папой Павлом III в 1540 году. Девиз иезуитов "Иди, подожги мир", придуманный Лойолой, был (и остается) центральной директивой в защите догматов Католической церкви и распространении её послания о всеобщем спасении.
Лойола умер в 1556 году и был канонизирован в 1622 году, став святым Игнатием Лойолой. Школы, колледжи, университеты и семинарии по всему миру продолжают называться в его честь, поскольку он подчеркнул важность образования в продвижении и защите католического видения христианства.
Ранняя жизнь
Игнатий Лойола родился в городе Азпейтия на баскской территории Испании в 1491 году в семье знатных родителей из клана Лойола и получил имя Иньиго Лопес де Оньяс-и-Лойола. Он был младшим из 13 детей от брака дона Бельтрана Ибаньеса де Оньаса и Лойолы и доньи Марии Саэнс де Ликона и Балда и был посвящен своим отцом в священство, когда ему было семь лет. Более поздние истории его жизни утверждают, что он изменил свое имя на Игнатий, когда приехал в Париж, но, по словам учёного Диармайда Маккаллоха, изменение имени было результатом ошибки писца, когда он зарегистрировался в Парижском университете, и не было его выбором.
Лойола в юности вовсе не задумался о церковной карьере, а стал мальчиком - пажом (слугой) родственника дона Веласкеса, который пригласил его ко двору в Кастилию, где он вырос, чтобы стать придворным. Он научился искусству дипломатично говорить, этикету высшего общества, владению оружием и фехтованию, он славился своим вкусом, слыл опытным танцором и дамским угодником. Он, как утверждается, был вовлечен в несколько дуэлей и различных преступлений до и после вступления в армию в возрасте 17 лет.
Игнатий Лойола в доспехах. Фото: www.worldhistory.org
К тому времени, когда ему исполнилось 18 лет, в 1509 году, он находился на военной службе у герцога Наджеры и носил титул "слуги двора", что хорошо соответствовало его мировоззрению, смоделированному по образцу великих рыцарских героев, таких как Эль Сид,
король Артур и рыцари Круглого стола, и рассказы о рыцарях Кастилии и их великих ратных подвигах. По словам более поздних авторов, на него также повлияла поэма XI века "Песнь о Роланде" в которой великий французский рыцарь отдаёт свою жизнь, чтобы спасти своего короля и товарищей на перевале Ронсево. Лойола мечтал стать таким же рыцарем и достичь такого же героического бессмертия, как Эль Сид или Роланд.
Обращение
Однако в 1521 году в битве при Памплоне его правая нога была раздроблена рикошетом пушечного ядра от крепостной стены, одновременно была ранена левая нога. Он лечился в Памплоне в течение примерно двух недель, прежде чем вернуться в дом своего отца в Лойоле. Врачи обнаружили, что кости плохо срослись, и правая нога снова была сломана, но когда она начала заживать, деформировалась, и Лойола настоял на дальнейших процедурах в надежде, что он сможет полностью восстановить свою жизнь при дворе и на поле боя.
После завершения процедур его перевели на постельный режим, пока он снова не сможет ходить, и, выздоравливая, попросили книги, которые он привык читать. Хотя более поздние биографы предположили, что он просил книги о религии, Автобиография святого Игнатия Лойолы не поддерживает эту теорию, поскольку сам Лойола пишет (ссылаясь на себя в третьем лице):
Поскольку Игнатий любил беллетристику, когда он оказался вне опасности, он попросил несколько романов, чтобы скоротать время. В этом доме не было такой книги. Вместо этого они дали ему "Жизнь Христа" Рудольфа картезианца и другую книгу под названием "Цветы святых", обе на испанском языке. Благодаря частому чтению этих книг у него появилась некоторая любовь к духовным вещам. Это чтение заставляло его размышлять о святых вещах, но иногда он блуждал в мыслях, которые он привык останавливать раньше.
По мере выздоровления он понял, что жития святых и духовная литература увлекает его теперь намного больше, чем когда-то увлекали рыцарские романы:
Изучая житие Господа Нашего и святых, он начал размышлять, говоря себе: "Что, если я сделаю то, что сделал святой Франциск?" - А что, если я поступлю, как святой Доминик? Он размышлял над этими вещами в своём уме и постоянно предлагал себе серьезные и трудные вещи. Он, казалось, чувствовал некоторую готовность делать их, не имея другой причины, кроме этой мысли: "Св. Доминик сделал это: я тоже сделаю это ". "Святой Франциск сделал это; поэтому я сделаю это".
Он продолжал читать и размышлять, осознавая, что его всё больше тянет подражать жизни святых, пока его призвание не подтвердилось видением Девы Марии и Младенца Иисуса, которые, казалось, утешали и ободряли его. Он решил отправиться в Иерусалим и провести там остаток своей жизни в служении другим, как это делали Христос и его ученики.
Видение святого Игнатия Лойолы Христа и Бога Отца в Ла-Сторте. Фото: www.worldhistory.org
Путешествия и исследования
Как только он снова смог ходить, он покинул отцовский дом, чтобы начать своё паломничество в Иерусалим. По дороге он встретил мусульманина, который ехал с ним некоторое время, и перед тем, как покинуть его, казалось, оскорбил Деву Марию, предположив, что после рождения Христа она не осталась целомудренной. Лойола ехал один, но боролся между своей старой природой, которая, как он чувствовал, побуждала его следовать и убить человека, чтобы защитить честь Девы, и своей новой природой, призывающей его к молитве и прощению врагов.
Не в силах разрешить этот внутренний конфликт, он оставил выбор за своей лошадью, предоставив ей свободу действий; если лошадь повернёт в ту сторону, куда ушёл мусульманин, он последует за ней, но если лошадь останется на большой дороге, он продолжит путь. Он приписывает Богу направление лошади на большую дорогу приведшею его в Монтсеррат в Каталонии, где он объявит себя слугой Христа.
Он оставался в бенедиктинском монастыре в Монтсеррате, исповедуя свои грехи в течение трёх дней и посвящая себя служению Богу. Вспомнив, как его бывшие герои бодрствовали всю ночь, прежде чем их посвятили в рыцари, он встал перед алтарём Девы Марии, а на следующее утро повесил меч и кинжал возле алтаря, отдал все свои прекрасные одежды, лошадь и деньги, одевшись во вретище, он отправился в Манресу, где поклялся жить жизнью христианского аскета.
Монтсеррат. Фото: www.worldhistory.org
Он жил в больнице, выполняя работу по дому и кухне, но проводил значительное количество времени в пещере, постясь и молясь, где он разработал дисциплины, позже известные как духовные упражнения Лойолы. Он получал видения, которые сначала не мог понять, но в конце концов пришел к выводу, что сатана искушает его оставить свою нынешнюю жизнь. Однако он чувствовал, что Дева Мария поощряет его набраться мужества и продолжать, и он сделал это, хотя временами он размышлял о самоубийстве из-за борьбы между сомнением и верой.
В 1523 году он отправился в Барселону, по пути в Иерусалим, посетил Рим и Венецию и, наконец, прибыл в Святую Землю, где намеревался провести остаток своей жизни. Францисканцы, у которых он надеялся остаться, не имели для него места, однако, и не могли гарантировать его безопасность там. Ему было сказано вернуться домой, и после того, как он посетил Елеонскую гору и другие места, он сел на корабль на Кипр, а затем обратно в Венецию.
Он путешествовал по Италии и Испания пешком, был арестован как шпион и освобождён, был допрошен инквизицией за публичную проповедь, потому что не был священником, и, наконец, вернулся в Барселону, где поступил в университет.
В 1534 году, после завершения обучения латыни и теологии, он поступил в Парижский университет и стал известен как Игнатий вместо Иньиго. Во время учёбы он познакомился с шестью людьми, которые стали основой ордена Общества Иисуса:
- Николас де Бобадилья;
- Питер Фабер;
- Диего Лайнез;
- Симау Родригеш;
- Альфонсо Сальмерон;
- Франциск Ксаверий.
Франциск Ксавьер (ум. 1506-1552, позже святой Франциск Ксавьер) станет таким же известным, как и сам Лойола, благодаря своей миссионерской деятельности на Дальнем Востоке. Шестеро посвятили себя видению Лойолы о "светском ордене" священников, которые будут распространять католическое послание и защищать веру в Иерусалиме, но если это будет невозможно, они сделают всё возможное для папы и Церкви. К этому времени Лойола превратил свои личные духовные упражнения в дисциплину, которой подчинялись его шесть друзей.
Духовные упражнения
Упражнения Лойолы были четырёхнедельным курсом духовных упражнений, чтобы подготовить себя к полной преданности служению Богу. Лойола определяет цель курса во введении к своему руководству к Духовным упражнениям:
«Под термином "Духовные упражнения" подразумеваются все методы исследования совести, медитации, созерцания, вокальной и мысленной молитвы и других духовных действий, которые будут упомянуты позже. Ибо как прогулка, пешее путешествие и бег являются телесными упражнениями, так и духовными упражнениями мы называем всякий способ подготовки и расположения души к избавлению от всех чрезмерных привязанностей, а после их устранения - к поиску и нахождению воли Божией в расположении нашей жизни к лучшему, к спасению нашей души.»
Как уже отмечалось, упражнения были впервые разработаны Лойолой для себя в пещере в Манресе, но со временем, он адаптировал эти упражнения для других. Лойола сделал упражнения обязательными для своих шести друзей, а затем и для всех желающих вступить в орден иезуитов, записав их и опубликовав в 1548 году. Примечания Маккаллоха:
«Духовные упражнения» стали одной из самых влиятельных книг в истории Западной Церкви. Книга предназначена для использования духовными наставниками, руководящими другими, как это делал сам Игнатий, для адаптации на любом уровне, подходящем для ситуации тех, кто стремился извлечь из него пользу, в том, что стало известно как "выполнение упражнений".
Упражнения были сосредоточены на благодарности за дары Бога, выраженные в похвале и отрицании собственных интересов. Когда человек сосредотачивал свой ум на величии Бога, индивидуальное "я" уступало место Святому Духу, поощряя бескорыстную преданность благу других. Лойола поощрял прекращение тенденции судить других, восхваление догматов Церкви и её политики, позитивное мышление и действия, исходящие из благодарного сердца, а также безоговорочное доверие и верность церковным учениям. В одном из самых известных отрывков из произведения он пишет:
«Если мы хотим действовать надежно во всём, мы должны твердо придерживаться следующего принципа: то, что кажется мне белым, я буду называть чёрном, если так определит иерархическая церковь. Ибо я должен быть убеждён, что во Христе, Господе нашем, женихе, и в его супруге церкви, господствует только один Дух, который управляет и правит для спасения душ.»
После того, как шесть друзей Лойолы завершили упражнения, они решили отправиться в Иерусалим и реализовать его прежнее видение служения другим там в подражание Христу и его ученикам. Они отправились в Венецию, чтобы забронировать проезд в 1537 году, но папа и император Священной Римской империи объявили войну туркам Османской империи и все поездки в Святую Землю были запрещены. Однажды Лойола доверил свою жизнь коню, но с тех пор он доверился Богу, который направит его путь. Он и другие пришли к выводу, что у Бога были другие планы относительно них, и поскольку они не могли служить в Иерусалиме, они предложат свои услуги папе.
Общество Иисуса
Папа Павел III (служил 1534-1549) утвердил Общество Иисуса в 1540 году, и Лойола стал первым высшим генералом (официальным лидером) иезуитов. Орден был далёк от мгновенного успеха, однако, из-за отсутствия фокуса и враждебности установленных орденов, таких как Театинцы (также известный как Конгрегация регулярных священнослужителей), которые уже делали то, что иезуиты предложили в аутрич / евангелизме для некатоликов, реформация и воспитание духовенства, и служение бедным. Испанская инквизиция, которая допрашивала Лойолу много лет назад, также с подозрением относилась к новому ордену, поскольку знала, что Лойола принимает мистические видения как подлинные откровения от Бога – требование, которое инквизиция подавила ранее, имея дело с испанской реформаторской группой, известной как алюмбады, с которой они связывали Лойолу.
Проповедь святого Игнатия Лойолы. Фото: www.worldhistory.org
Театины, францисканцы, доминиканцы и другие осуждали иезуитов за то, что сегодня было бы названо "дублированием услуг", но Лойола смог отличить свой орден от других благодаря своим духовным упражнениям, которые вдохновляли усердие и поощряли сосредоточенность в приверженцах. В течение 25 лет после своего основания иезуиты насчитывали 3000 членов, которые обосновались на трёх континентах, создали университеты, колледжи и семинарии и обратили тысячи людей в католичество, а также защищали Церковь от критики, вызванной протестантской реформацией.
Заключение
Иезуиты занимали центральное место в усилиях католической контрреформации по производству высокообразованных, многоязычных священников, которые могли проповедовать в таких разных странах, как Германия или Япония. После Тридентского собора (1545-1563), который осудил протестантскую реформацию как ересь, они опровергли протестантские претензии и богословские аргументы с помощью логики и обращения к классической литературе (в частности, к философскому скептицизму Секста Эмпирика), а также к традициям и авторитету Церкви. Ученый Филипп М. Соергель отмечает:
«Иезуиты будут иметь самые далеко идущие последствия в католическом мире в ближайшие годы…Их «Письма с Дальнего Востока", депеши миссионеров общества, отправленные домой, которые были переведены на многие европейские языки и опубликованы в городских центрах по всему континенту, наполненные рассказами об обращениях, духовных подвигах и чудесах, которые иезуиты творили в Японии и Китае, стали широко распространенной пропагандой для обновления Римской церкви в конце XVI века.»
Игнатий Лойола умер 31 июля 1556 года от малярии и был похоронен в крипте церкви Марии делла Страда в Риме. Он был причислен к лику святых в 1609 году и канонизирован в 1622 году, к этому времени его имя стало таким же известным, как и любой из рыцарских героев, которыми он восхищался в юности.