Первые цивилизации в истории человечества были индивидуально уникальны и чрезвычайно независимы. Одним из немногих вещей, которые их объединяли, было поклонение важнейшим месопотамским богам. Когда статую Мардука несли через город Вавилон, все мужчины, женщины и дети останавливались, чтобы отдать дань уважения фигуре. Хотя она не двигалась и не говорила, люди считали эту скульптуру живым воплощением своего самого главного бога.
Вавилоняне, как и другие месопотамские общества, были политеистической культурой, поклонявшейся нескольким богам и богиням.
Коллективный пантеон древних месопотамских богов состоял из местных богов, которые выступали в качестве покровителей отдельных городов, а также межрегиональных божеств, которым поклонялись многие культуры. Некоторые божества стали настолько выдающимися, что им поклонялись по всей Колыбели Цивилизации. В результате они считаются самыми важными богами
Месопотамии.
Ан/Ану: верховный месопотамский бог
Ан, которого аккадцы называли «Ану», был месопотамским богом неба. Подобно богам неба из других древних мифологий, таким как Зевс, Ан считался верховным богом пантеона и отцом многих других месопотамских божеств.
Ан также был указан как один из трёх богов, участвовавших в создании вселенной, и широко почитался как высшая авторитетная фигура в месопотамской культуре.
Хотя Ану поклонялись на протяжении всей «Колыбели цивилизации», говорят, что он имел особую связь с шумерским городом Урук и часто упоминался как его божество-покровитель. Как на верховное божество и фигуру высшей власти, жители Месопотамии полагались на Ану для поддержания своего физического и социального мира. Говорили, что Ан содержал в себе всю вселенную, и также контролировал законы, которыми управляла вселенная. Соответственно, жители Месопотамии считали Ан высшим авторитетом в своей административной структуре и последним словом в любых юридических спорах. В результате короли поддерживали своё право на власть, утверждая, что пользуются благосклонностью Ан. Точно так же месопотамские администраторы узаконивали свою политику, утверждая, что законы поддерживаются Ан. Юридические документы, такие как Кодекс Хаммурапи, будут обеспечивать соблюдение, утверждая, что те, кто нарушил их законы, навлекут на себя гнев Ан.
По сравнению с другими божествами Ан был относительно отстранён от повседневных событий в месопотамском обществе. Однако он, несомненно, был одним из самых важных божеств в их пантеоне.
Энки/Эа: мудрейший из месопотамских богов
Энки, также известный как Эа, был месопотамским богом воды и мудрости. Говорят, что Энки жил в Абзу, который, по мнению жителей Месопотамии, был пресноводным океаном, расположенным под землей, был источником всех ручьёв, рек и озёр.
Одной из основных ролей Энки была роль божества-творца, поскольку он был одним из трёх месопотамских богов, участвовавших в создании вселенной.
Энки также приписывают создание первых людей из глины, и считается, что он создал реки Тигр и Евфрат из своего семени.
Помимо того, что Энки был богом воды и мудрости, он ассоциировался с хитростью, магией и плодородием. Как и многие месопотамские боги, Энки был тесно связан с конкретными городами и считался покровителем города Эриду.
Будучи сельскохозяйственными обществами, жители Месопотамии зависели от воды для своего дальнейшего выживания. Как божество, связанное с производством воды, Энки считался важным для жизни людей и непрерывности функционирования городов. Кроме того, Энки также считался защитником человечества, который сохранял смертных от разрушительной агрессии других божеств.
Фото: historylib.org
Как к богу мудрости, к Энки часто обращались люди, нуждавшиеся в совете, или администраторы и короли, ищущие самый мудрый план действий. Помимо поддержания своего физического и психического благополучия, жители Месопотамии также полагались на Энки в вопросах своего духовного здоровья. Что касается его связи с магией, Энки приписывают разработку ритуалов для тренировки демонов и изгнания зла. Затем Энки обучал этим практикам жрецов, от которых жители Месопотамии зависели в защите и поддержании их духовного благополучия.
Таким образом, Энки исполнял множество ролей, которые сделали его неотъемлемой частью жизни жителей Месопотамии.
Энлиль: Великая гора
Энлиль был одним из самых выдающихся богов в месопотамском пантеоне, уступавшим только верховному богу Ану.
Энлиль был прежде всего месопотамским богом воздуха, земли, ветра и бурь. Однако также считалось, что он контролирует судьбы, и его приказы неотвратимы. Он был указан вместе с Аном и Энки как один из трёх богов, участвовавших в создании вселенной.
Однако жители Месопотамии рассматривали Энлиля как бога разрушения и созидания, поскольку считали, что это божество в первую очередь несёт ответственность за стихийные бедствия и катастрофы.
В «Эпосе о Гильгамеше» Энлиль несёт ответственность за наслание Великого потопа, который почти уничтожил человечество.
Хотя главный храм Энлиля находился в городе Ниппур, ему поклонялись во всём Плодородном Полумесяце, и у него были храмы во многих политически важных городах, таких как Ассур и Вавилон. Важность Энлиля отражена в его титулах, таких как «Великая гора» и «Царь всех земель». Поскольку Энлиль был одновременно созидателем и разрушителем, жители Месопотамии приписывали ему все аспекты своего существования. Как божеству с неизменной властью, судьба событий, происходивших на земле, приписывалась воле Энлиля.
Таким образом, это божество занимало центральное место в месопотамском мировоззрении. Помимо своего космологического значения, Энлиль был также важен для политического структурирования месопотамских обществ. Считалось, что как авторитетное божество Энлиль наделял царской властью рукоположенных правителей. Цари Месопотамии, которые хотели узаконить своё правление, делали это, потребовав благословения Энлиля.
Фото: historylib.org
Мардук: Царь богов
Учёные считают, что Мардук, возможно, возник как сельскохозяйственное божество, которому поклонялись как покровителю города Вавилона. По мере того, как Вавилонская империя становилась политической силой в регионе, Мардук становился всё более заметным божеством в месопотамском пантеоне. Со временем Мардук взял на себя роли многих других богов, таких как Ан и Энлиль, пока не стал одним из самых важных и могущественных месопотамских богов в истории.
На пике своего поклонения Мардук считался царём богов и верховным авторитетом, управляющим всем сущим «на небе и на земле».
В результате Мардуку также приписывают помощь в формировании вселенной и наведении порядка в физическом мире после победы над богиней Тиамат и её армией изначального хаоса.
Однако центральная роль Мардука заключалась в поддержании вселенского баланса, поэтому его считали богом как созидания, так и разрушения. Как бог, который помог создать вселенную и навести порядок в мире природы, Мардук занимал центральное место в космологии более поздних жителей Месопотамии. Мардук также был связан с происходящими стихийными бедствиями. Эти аспекты Мардука в сочетании с верховной властью, вероятно, сделали его влияние всеобъемлющим для жителей Месопотамии.
Наряду с этим, статус Мардука как верховного бога сделал его важным для политической структуры Вавилонской Месопотамии. Чтобы быть принятым в качестве правителя, каждый царь Вавилонской империи должен был получить одобрение Мардука посредством ритуала, в ходе которого они держались за руки статуи Мардука. Вавилоняне были настолько зависимы от Мардука, что, когда статуя бога была вывезена из города во время войны, вавилоняне не могли совершать свои религиозные ритуалы, пока статуя не была возвращена.
Иштар/Инанна: Царица Вселенной
Иштар, также известная как Инанна, была месопотамской богиней любви, секса и войны. В соответствии с основными ролями Иштар ассоциировалась с плодородием и политикой. Однако сфера влияния Иштар выходила за рамки её основных аспектов, поскольку она также воспринималась как божественный вершитель правосудия.
Этой богине также поклонялись как типу лиминального божества, способного влиять на переходные периоды в жизни. В месопотамской мифологии Иштар часто выступала в качестве подстрекателя, который бросал вызов авторитету других богов или инициировал конфронтации, которые приводили к значительным событиям. В месопотамских текстах записано, что Иштар была сестрой-близнецом Шамаша и младшей сестрой
Эрешкигаль, богини подземного мира. Этой богине поклонялись повсеместно во всем Плодородном Полумесяце, и у неё были храмы в каждом крупном городе. Однако её культовый центр находился в шумерском городе Урук.
Фото: yaustal.com
В соответствии с широкой сферой влияния, Иштар была вовлечена почти во все аспекты месопотамской жизни.
Жители Месопотамии шли в храм Иштар, чтобы получить благословение на заключение брака или искать её помощи в зачатии ребенка.
Как богиня, которая часто бросала вызов социальным нормам, жители Месопотамии считали, что Иштар позволяет последователям преодолевать укоренившиеся социальные границы, такие как гендерные роли и классовые ограничения.
Точно так же Иштар имела значительное влияние на политику Месопотамии, поскольку короли узаконивали своё правление, церемониально «женившись» на богине. Иштар также играла роль в более жестокой стороне месопотамской политики как богиня войны. В частности, правители часто призывали её для победы в битвах. Из-за своего влияния на светскую и политическую жизнь в Месопотамии Иштар продолжала оставаться одним из самых важных божеств на протяжении всей истории Месопотамии, даже когда другие боги потеряли свой статус в пантеоне.
Шамаш/Уту: Всевидящий
Шамаш, также известный как Уту, был месопотамским богом солнца. Подобно греческому богу Аполлону, считалось, что Шамаш каждый день перемещал солнце по небу. Из-за этого месопотамцы верили, что Шамаш видит всё, что происходит на земле, и поэтому этот бог также стал ассоциироваться с истиной и справедливостью. В результате Шамаш был главным богом справедливости и в месопотамском пантеоне.
Шамаш был братом-близнецом Иштар. Хотя Шамашу поклонялись по всей Месопотамии, его основные храмы располагались в городах Сиппар и Ларса. В отличие от некоторых других важных божеств месопотамского пантеона, Шамашу не приписывают создание вселенной. Скорее, его значение исходило из роли в поддержании физического мира, когда он следил за тем, чтобы солнце вставало каждый день.
Будучи сельскохозяйственным обществом, жители Месопотамии зависели от солнца при выращивании урожая. Хотя одно это обеспечило Шамашу место важного божества, его роль бога справедливости имела такое же значение для социальной и политической структуры месопотамской культуры. Шамашу приписывают установление верховенства закона для людей, и говорят, что он является высшим судьёй как смертных, так и других месопотамских божеств.
Фото: yaustal.com
Шамаш также участвовал в обеспечении соблюдения юридических контрактов, договоров и деловых сделок. Некоторые учёные считают, что Кодекс Хаммурапи, один из старейших юридических кодексов в истории человечества, должен был стать договором между царём Хаммурапи и богом Шамашем.
Нанна/Син: Бог Луны
Нанна был месопотамским богом луны. Называемый в некоторых текстах «Син», этот бог был одним из старейших божеств в пантеоне.
Считалось, что помимо своей основной роли лунного божества, Нанна обладает способностью видеть будущее и управлять судьбами смертных.
В результате он был тесно связан с магией и ритуалами. В частности, Нанна связан с гаданием, астрологией и приметами. Нанна указан как сын Энлиля и муж Нингаль, богини плодородия и тростника. В некоторых месопотамских текстах Нанна указан как отец Эрешкигаль, Иштар и Шамаша.
Нанна поклонялись на протяжении всей истории Месопотамии, и его культ был широко распространён в Плодородном Полумесяце. Культ Нанна был сосредоточен в шумерском городе Ур, и Великий Зиккурат в этом городе был посвящён ему. Подобно Шамашу, важность Нанна заключалась в его роли в поддержании физического мира. Точно так же, как жители Месопотамии считали, что у них не будет солнца без Шамаша, они полагались на Нанна для постоянного присутствия луны. Месопотамцы также зависели от Луны, чтобы следить за временем, и их годовые календари были разделены по лунным фазам.
Нанна также был важен для религии месопотамских обществ, поскольку гадание и наблюдение за предзнаменованиями занимали центральное место в их системах верований. Поскольку религия часто интегрировалась в месопотамскую политику, Нанна также имел влияние на вынесение вердиктов в юридических спорах, и его часто призывали «осветить» правду.
Влияние месопотамских богов
Религия древней Месопотамии была сложной и иногда противоречивой, поскольку роль каждого божества менялась в зависимости от потребностей времени и доминирующих культур, поклонявшихся этим фигурам. Однако месопотамские боги выполняли ряд ролей, которые были необходимы людям Плодородного полумесяца. Для жителей Месопотамии эти древние божества породили вселенную и поддерживали как физический, так и духовный мир.
Фото: yaustal.com
Месопотамские боги поддерживали социальную структуру первых цивилизаций и заботились о людях в их повседневной жизни. Когда они умирали, как и все смертные, эти божества заботились об их душах в загробной жизни. Хотя поклонение месопотамским богам постепенно угасло после падения Персидской империи, эта религия сильно повлияла на мифологию более поздних политеистических цивилизаций, таких как египтяне и греки.
Понятия, возникшие в месопотамской мифологии, такие как Великий потоп или конфликт между хаосом и порядком, также оказали влияние на монотеистические семитские религии, такие как иудаизм и христианство. Хотя таким богам, как Мардук и Энлиль, больше не поклоняются в больших храмах и не проносят через города, эти важные божества, несомненно, оказали неизгладимое влияние на всю человеческую историю.