Великий китайский философ Конфуций обращался к прошлому, чтобы помочь людям мирно жить в настоящем. Его идеи на протяжении тысячелетий во многом определяли китайскую философию и культуру.
Для человека, который повлиял на образование, мысли и жизнь большего числа людей, чем кто-либо в истории, мало кто за пределами Азии много знает о китайском философе Конфуции.
Не то чтобы он отождествлял себя со словом «философ». Из всех титулов, которые ему дали, он, вероятно, считал себя больше учителем, тем, кто учил правителей и королей, как стать лучше, чтобы они могли подавать пример и вдохновлять своих подданных тоже становиться лучше. Все его учения были мотивированы надеждой обеспечить стабильность во времена перемен. Его влияние стало настолько сильным, что с тех пор идеи Конфуция легли в основу большей части восточноазиатской и китайской философии и культуры.
Конфуций родился в 551 году до нашей эры в провинции Лу на востоке Китая, ныне известной как Шаньдун. Первоначально его звали Конг Цю. Позже к его имени добавился суффикс «zi», что означает «мастер», поэтому его стали звать Мастер Конг, Конг Фузи. Конфуций — это латинизированное имя, которое использовали миссионеры-иезуиты в Китае в 16 веке.
Период осевого время и современники Конфуция
Поскольку он родился в 551 г. до н.э., Конфуций был современником Сиддхартхи Гаутамы, Будды, жившего в Индии; а также Пифагора, Гераклита и Парменида в Греции. Конфуций умер в 479 году до нашей эры, за десять лет до рождения Сократа. Все они были частью того, что немецкий философ Карл Ясперс назвал осевым временем.
Фото: tureligious.com.ua
Осевое время сосредоточено около 500 г. до н.э. Оно ознаменовало закат Мифического века, конец древних цивилизаций и начало способов мышления, которые до сих пор влияют и вдохновляют людей сегодня. Примечательно, что такое излияние интеллектуальных изобретений произошло примерно в одно и то же время в трёх не связанных друг с другом местах; тем более, что Конфуций, Сиддхартха и Сократ стремились помочь простому человеку жить лучше, даже если у них были разные представления о том, как этого добиться.
Одной из особенностей периода осевого времени для Ясперса было то, что он ознаменовал крах старых, иногда тысячелетних цивилизаций, таких как Древний Египет. Именно это произошло в Китае за несколько столетий до времени Конфуция с концом династии Чжоу.
Начало китайской династической культуры
Первая крупная цивилизация в Китае, о которой есть записи, называлась Шан. Основанное как политическое государство около 1700 г. до н.э., Шан был единственным по-настоящему грамотным государством к востоку от
Месопотамии и имел суды, писцов и архивистов. Шан был заменён Чжоу около 1045 г. до н.э. в качестве главной державы Китая после крупной битвы.
Именно от Чжоу развились многие черты китайской философии и культуры.
Так называемый «небесный мандат» начался с Шан, но был закреплён Чжоу. Небесный мандат давал правителям возможность править только в том случае, если они были праведны и правили справедливо на благо всего государства. Если нет, то воля небес будет двигаться дальше, и новый правитель поднимется, чтобы заменить отступников, как утверждалось Чжоу, это произошло, когда они сменили Шан.
Бюрократия, заслуги и ритуал — элементы династии Чжоу
Государство Чжоу расширилось через Китай до восточного побережья, превратившись в государство, которое было больше, чем всё, что было до него. Оно заложило основу бюрократического правительства, а занимаемые в нём должности исходили из заслуг.
Государственные чиновники должны были быть морально добродетельными и доказывать свою способность управлять, для чего были написаны книги по этике и управлению государством, чтобы помочь в их обучении. Ритуалы и обряды, начавшиеся при Шан, расширились и стали более важной чертой культуры Чжоу. Всё это направлено на то, чтобы подчеркнуть духовные качества правителей Чжоу и побудить другие государства вступить с ними в мирные отношения.
Фото: thecollector.com
Действительно, культурные и художественные традиции, установленные Чжоу, не только глубоко повлияли на культуры и государства в их окрестностях, но и продолжались ещё долго после того, как Чжоу перестало быть крупной державой в Китае. Эти традиции на протяжении столетий эхом отдавались в китайской философии вплоть до Конфуция и далее.
Китай во времена Конфуция – хрупкая стабильность
Ко времени рождения Конфуция государства Чжоу уже не было более 200 лет. Оно всё ещё существовало на востоке Китая, но его политическая власть ослабла, а владения сократились. Период между 770 г. до н.э. и 480 г. до н.э. известен как эпоха Весны и Осени. Это было время хрупкой стабильности, когда различные государства, унаследовавшие культуру и территорию Чжоу, существовали в полумирном сосуществовании, за исключением случайных вспышек насилия. Его сравнивают с «Организацией Объединенных Наций середины первого тысячелетия», которая стремилась избежать полномасштабной войны. Несмотря на такое разделение, в этот период произошло много экономических и культурных достижений, и кто-то вроде Конфуция мог путешествовать между разными штатами, чтобы предлагать свои услуги.
Родословная Конфуция неясна.
Некоторые источники предполагают, что он мог быть дальним потомком знатного герцога династии Шан, но записи размыты, и связь, возможно, была недостоверной.
Ясно только то, что его семья принадлежала к классу между аристократией и крестьянами в Лу, среднему классу, по крайней мере, до тех пор, пока его отец не умер, когда ему было три года. Следовательно, он был воспитан матерью в бедности.
Образование Конфуция в шести искусствах
Конфуций пошёл в обычную школу и изучил Шесть искусств, которые были установлены Чжоу как основа образования. Он состоял из обрядов, музыки, стрельбы из лука, колесниц, каллиграфии и математики, а позже был включен в конфуцианскую философию. После окончания учёбы Конфуций работал на различных второстепенных официальных должностях бухгалтером, пастухом и управляющим зернохранилищами.
Фото: thecollector.com
«В молодости я был скромного происхождения. Вот почему я освоил многие презренные занятия». («Аналекты», книга IX)
При помощи друга он также смог получить доступ к библиотеке и продолжить учёбу. И, скорее всего, он много изучал историю, этику, обряды и ритуалы древних, которыми для него были Чжоу и Шан. Это заложило основы его философии, которая стремится принести стабильность, обучая людей тому, как жить вместе.
Доброжелательность как ядро философии Конфуция
Ядро философии Конфуция вращается вокруг того, что называется «жэнь», слово означает доброжелательность или человечность. Ему нечего было сказать о метафизических или духовных вещах. Он не отрицал существования духов, привидений или загробной жизни, но ясно дал понять, что им нет места в его философии.
Его заботили только человеческие отношения, и все этические соображения исходили из того, как обращаться с другими людьми.
Как и Аристотель, Конфуций считал, что люди должны развивать добродетели, чтобы жить в обществе хорошо. В то время как Аристотель стремился к государству, эвдемонии, Конфуций стремился к особому виду идеального нравственного характера, называемому джентльменом, джунзи или, ещё лучше, мудрецом. Для того чтобы стать джентльменом, человек должен был развить в себе несколько нравственных качеств.
Первичной характеристикой была благожелательность, доброта по отношению к другому человеку. Это означало рассмотрение того, что было хорошо для этого человека с его точки зрения, а не с вашей собственной. Вы должны были быть бескорыстными, а затем выносить моральные суждения, учитывая как свою точку зрения, так и точку зрения другого человека.
«Фань Чи спросил о благотворительности. Мастер сказал: «Любите своих ближних». (Аналекты, книга XII)
Другими характеристиками джентльмена были праведность, соблюдение ритуалов, мудрость и надёжность, но все они следовали идее уважения к другим.
Сила ритуала в развитии нравственного характера
Идеи Конфуция относительно ритуала завораживают. В этом отношении он был консерватором, поскольку призывал людей следовать ритуалам и обрядам, установленным Чжоу несколькими веками ранее. Он находил в них ценность прежде всего потому, что они учили людей, как вести себя по отношению друг к другу, и, когда они делались с должным намерением, помогали людям развивать моральный характер. Ритуалы были правилами этикета для джентльмена, но они должны были выполняться с надлежащим эмоциональным содержанием.
Фото: thecollector.com
Политическое применение идей Конфуция
Доброжелательность, добродетельная жизнь и соблюдение ритуалов имели важное значение для политической философии Конфуция. Он твёрдо верил и выступал за то, чтобы лидеры показывали пример. Они должны вести добродетельную жизнь и доброжелательно относиться к своим подданным. Таким образом, люди будут следовать за своим лидером из уважения, восхищаться им и пытаться подражать его поведению.
Он считал, что управлять государством посредством страха и угроз насилием не только аморально, но и не работает.
Конфуций заметил, что большинство лидеров не соответствовали этому высокому стандарту.
Конфуций в образе странствующего мудреца
Тот факт, что лидеры не стремились быть доброжелательными, по-видимому, является одной из причин, по которым Конфуций оставил свой официальный пост при дворе Лу около 497 г. до н.э. К этому моменту он стал доверенным и уважаемым советником герцога Лу, но, как гласит история, герцог получил в подарок танцующих девушек от герцога другого государства, Ци, и исчез из дворца на три дня, пренебрегая своими служебными обязанностями. Конфуций был настолько разочарован этим неуважением к должности и отсутствием моральных качеств у Лу, что покинул двор и решил путешествовать по Китаю в качестве странствующего учителя.
С этого момента неясно, куда именно Конфуций пошёл и что он сделал. Источники предполагают, что в течение следующих тринадцати лет он путешествовал и посетил несколько других провинций, предлагая свои советы и услуги различным судам, и всё это с целью научить людей, как совместно жить. К этому моменту он, вероятно, был уже довольно известен и почитаем, и, несомненно, многие лидеры и ученики искали его, чтобы получить совет или поучиться у него.
Именно в это время укрепилась его репутация великого учителя китайской философии.
Конфуций возвращается домой: основы китайской философии
Конфуций никогда не записывал то, чему учил. Он вернулся в Лу в 484 г. до н.э. и оставался там до своей смерти в 479 г. до н.э. Только после его смерти ученики собрали собрание учений и изречений Конфуция в книге, которая сейчас известна как Аналекты. Именно благодаря этой книге и более поздним работам таких людей, как Мэн-цзы, репутация и влияние Конфуция в китайской философии выросли после его смерти.
Вскоре после смерти Конфуция произошло то, чего он боялся и против чего боролся: хаос. Китай погрузился в кровавый период Воюющих царств, который длился ещё 200 лет, пока Цинь не основал первую Китайскую империю.
При династии Хань, сменившей Цинь, идеи Конфуция были заново открыты, почитаемы и распространены, став основной частью китайской философии и политического мышления на следующие 2000 лет.