Скандинавская космология делила вселенную на девять сфер. Центром вселенной было великое мировое древо Иггдрасиль, и девять царств либо простирались от дерева, либо существовали на уровнях, простирающихся от корней вниз и, незначительно, из стороны в сторону.
Более ранние скандинавские произведения (известные как эддическая и скальдическая поэзия) предполагают знание космологии и не слишком утруждают себя описанием мест или, в некоторых случаях, даже спецификой того, как выглядели царства, и из–за этого – а также из-за того, что скандинавская религия не имела письменных писаний - некоторые из царств менее ясны, чем другие.
Норвежская религиозная вера характеризовалась понятием si?ur (что означает “обычай” или “привычка”) в том смысле, что она была полностью интегрирована в жизнь людей. Человек не посещал богослужения ни в какой церкви, а поклонялся богам у себя дома, на лесной поляне или в каком-нибудь священном месте, обладающем хтонической силой.
Несмотря на то, что существуют свидетельства существования храмов богов, нет никаких записей о том, какие службы или ритуалы там проводились.
Исландский мифограф Снорри Стурлусон (1179-1241), наконец, записал великие норвежские саги, но был христианским письмом для христианской аудитории и поэтому изменил исходный материал. Даже Сага о вольсунгах, регулярно цитируемая учёными как воплощающая “подлинные” норвежские верования, была окончательно записана только около 1250 года н.э. анонимным христианским писцом. Эти более поздние работы, безусловно, указывают на гораздо более старые и подлинные норвежские сказки, но окрашены христианским контекстом, в котором они были написаны. Концепция загробного царства Хель, например, учёные считают, что это полностью христианская концепция, добавленная в скандинавскую космологию после того, как Скандинавия была введена в новую религию, хотя в более ранней литературе существует некоторая область, известная как Niflhel.
Первоначальные девять царств скандинавской вселенной, вероятно, были:
- Асгард – Царство озиров;
- Альфхейм – Царство Светлых эльфов;
- Йотунхейм – Царство великанов;
- Мидгард – Царство людей;
- Муспельхейм/Muspell – Огненный гигант или силы хаоса или их царство;
- Нидавеллир – Царство гномов;
- Нифльхейм – Царство льда и тумана, возможно, с нижним царством Нифльхель;
- Свартальфхейм – Царство тёмных эльфов;
- Ванахейм - Царство ванов.
После работы Снорри девять королевств изменились, поскольку он, похоже, перепутал тёмных эльфов с гномами и объединил Нидавеллир со Свартальфхеймом в единое царство, добавив концепцию Хель как самого густонаселённого царства загробной жизни и внеся другие изменения. По словам Снорри Стурлусона и тех, кто писал после него девять миров это:
- Асгард – Царство озиров, соединенное с Мидгардом радужным мостом Бифрост;
- Альфхейм – Царство эльфов;
- Хель – Царство тех, кто умер от болезни или старости, а затем и большинства людей;
- Йотунхейм – Царство Великанов и Ледяных Великанов;
- Мидгард – Царство людей между Асгардом и Етунхеймом;
- Муспельхейм – Царство Огня, огненный гигант Суртр и силы хаоса Суртра;
- Нидавеллир/Свартальфхейм – Царство гномов под землёй;
- Нифльхейм – Царство Льда, Снега и Тумана близ Муспельхейма;
- Ванахейм - Царство ванов.
Эти девять, скорее всего, не все были бы признаны дохристианским скандинавом, но они являются самым ясным изображением Девяти Царств, доступных в наши дни. То же самое можно сказать и об истории сотворения мира и людей, которая, возможно, была совершенно иной, когда скандинавская религия была живой, динамичной верой.
Мировое Древо и Творение
Во времена до времени, когда ничего не существовало, были только дерево Иггдрасиль и пустота. Нигде не упоминается, кто или что создало великое древо мира, но все девять царств существовали внутри и вокруг его корней. Кажется, он вырос из туманной пустоты Гиннунгагапа, граничащей с одной стороны с огненным Муспельхеймом, а с другой - с ледяным Нифльхеймом. В какой-то момент огни Муспельхейма начали плавить лёд Нифльхейма, и из царства тумана появились два существа: великан Имир и корова Аудхумла.
Иггдрасиль. Фото: www.worldhistory.org
Аудхумла черпал пищу, облизывая лёд, и вскоре обнаружил Бури, предка богов. У Бури был сын (о котором не упоминается как) по имени Борр, который спарился с великаншей Бестлой (которая тоже появляется из ниоткуда). Бестла родила первых богов: Одина, Вили и Ве. Пока это продолжалось, Имир родил гигантов через процесс аутогамии (самооплодотворения). Пока он спит, из его левой подмышки рождаются самец и самка, а из ног - сын; это будут предки великанов.
Один и его братья убивают Имира, и все великаны тонут в его хлещущей крови, за исключением Бергельмира и его жены, которые спасаются на плоту и производят на свет всех последующих великанов, которые станут заклятыми врагами богов. После смерти Имира Один, Вили и Ве тащат его тело в пустоту Гиннунгагап, где они создают мир из его трупа, а позже - первого мужчину (Аск) и первую женщину (Эмбла) из двух деревьев. В это же время, кажется, были созданы и девять царств.
Асгард
Считается, что первоначально Асгард был частью мира людей, но Снорри помещает его на небесах, соединяя с Мидгардом Бифростом, радужным мостом. Асгард — это дом озиров, большинства норвежского пантеона, которые воевали с другими богами, известными как ваны, заключили мир и обменялись заложниками, чтобы сохранить этот мир. Поэтому, хотя Асгард - это прежде всего дом озиров, есть ваны, которые живут там так же, как есть озиры в Ванахейме.
Самые известные боги скандинавского пантеона - озиры или живут в Асгарде: Один,
Тор, Локи и Бальдр. Асгард изображён как небесный город высоких башен, окружённый великой стеной. Знаменитый
зал Валгаллы Одина, где, возможно, находился его трон, находится в Асгарде. Однако упоминается топоним или предмет Хильдскьяльф, с которого Один может обозревать весь мир, и неясно, является ли это его королевский зал (отдельно от Валгаллы) или его трон.
Валгалла. Фото: www.worldhistory.org
Альфхейм
Альфхейм также существует на небесах, недалеко от Асгарда, и был домом светлых эльфов, а после Снорри - и всех эльфов. Его возглавлял бог ванов Фрейр, который был одним из заложников, отправленных из Ванахейма в Асгард в конце войны.
Эльфы - волшебные существа, яркие и красивые, которые вдохновляли искусство, музыку и творчество в целом.
Учёный Джон Линдоу (и другие) отметил, что Альфхеймар был географическим местом между устьями рек Гота и Глом на границе между Швецией и Норвегией и что люди из этого региона считались “более справедливыми”, чем в других местах. Поэтому считается, что мифологический Альфхейм вдохновлён этим регионом, но это утверждение было оспорено. Королевство не описано ясно в норвежской литературе, но, из-за природы эльфов, считается довольно прекрасным.
Хель
Хель (иногда известный как Хельхейм) - тёмное, мрачное царство, управляемое Хель, дочерью Локи и сестрой мидгардского змея и волка Фенрира. Когда дети Локи родились, Один знал, что они причинят неприятности, и поэтому стремился разместить каждого из них там, где он принесёт наименьший вред. Он поместил змея Мидгарда в моря, которые окружают мир, заковал Фенрира в цепи и бросил Хель в тёмное царство под корнями Иггдрасиля. Тогда это царство было окружено стеной с единственными воротами, и добраться до него можно было только спустившись с холма по длинному–длинному пути (известному как Helveg - путь или дорога в Хель) и перейдя опасную реку.
Сама Хель изображена великаншей, мрачной и задумчивой, и совсем не похожа на героиню Хелы в фильме Marvel "Тор: Рагнарек" (2017) в исполнении Кейт Бланшетт. По непонятным причинам её царство стало ассоциироваться с душами умерших, которые не погибли в бою и, по крайней мере, первоначально, те, кто умер от болезни или старости. Со временем он стал самым густонаселенным царством мёртвых, и считалось, что большинство умерших отправляются в тёмное царство Хель, где блуждают в своего рода сумерках, но в остальном делают примерно то же, что и при жизни. Определить, кто и зачем отправился в царство Хель, непросто, поскольку великий бог-герой Бальдр, среди прочих, как говорят, отправился в Хель, когда, учитывая его статус, он должен был отправиться в Валгаллу.
Йотунхейм
Йотунхейм (иногда называемый Утгардом) — это царство великанов и Ледяных великанов, расположенное недалеко от Асгарда и Мидгарда. Йотунхейм / Утгард считался за пределами царства порядка, изначальным местом хаоса, магии и дикой природы. Локи, бог-обманщик, пришёл из Йотунхейма, но жил в Асгарде. Считается, что Йотунхейм лучше избегать, но есть ряд историй, в которых боги Асгарда целенаправленно путешествуют туда.
Он был отделён от Асгарда рекой Айвинг, которая никогда не замерзала и которую было трудно пересечь, но Один отправился в Етунхейм к колодцу мудрости Мимира, и Тор тоже отправился туда, в крепость великана Утгарда-Локи. С человеком в Йотунхейме может случиться всё, что угодно, как ясно из сказки о Торе и Утгарде-Локи: ничто из того, что Тор переживает в своём путешествии, не является тем, чем кажется, и в конце истории крепость и все, кто в ней находится, исчезают.
Мидгард
Царство людей было впервые заселено Аском и Эмблой, от которых произошли все остальные люди. После того как Один, Вели и Ве убивают Имира и создают мир, они идут по берегу моря и находят два дерева - Ясень и Вяз. Они создают первого мужчину из Ясеня и женщину из Вяза. Однако они понимают, что эти существа беспомощны и являются лёгкой добычей для гигантов, и поэтому создают Мидгард, чтобы защитить их. В разделе Gylfafinning прозаической Эдды рассказчик Хай описывает Мидгард:
Это [земля] круглая по краю, и вокруг неё лежит глубокое море. На этих океанских берегах сыновья Бора [Один, Вили и Ве] дали землю для жизни кланам великанов. Но дальше вглубь материка они построили крепостную стену вокруг всего мира, чтобы защитить его от враждебности великанов. В качестве материала для стены они использовали ресницы великана Имира и назвали эту твердыню Мидгардом.
После создания людей боги создают Асгард с его высокими стенами для защиты, а затем предполагают, что это они создали животных в Мидгарде и радужный мост.
Муспельхайм
Согласно Снорри, Муспельхейм — это изначальное царство огня, которое сыграло важную роль в сотворении мира. Огненный Великан Суртр живёт в этом царстве и появится в
Рагнарёке, сумерках богов, чтобы уничтожить Асгард и всё остальное. Однако современные учёные не согласны с интерпретацией Снорри и считают, что Муспелл изначально был гигантом из огненного мира, единственной функцией которого в оригинальной скандинавской мифологии была роль, которую он играл в Рагнарёке.
Один сражается с Фенриром. Фото: www.worldhistory.org
Джон Линдоу, например, отмечает, что “в эддической поэзии Муспелл ассоциируется с группами, народами Муспелла и сыновьями Муспелла. Оба относятся к ордам злых существ, которые вторгнутся в мир в Рагнарёке”. Симек соглашается с этим, ссылаясь на Muspell как наиболее вероятное название гиганта и означающее примерно “конец света”. Однако, как и многие оригинальные норвежские концепции, интерпретация Снорри изменила то, как первоначально рассматривался Муспелл или Муспельхейм, и в течение последних нескольких сотен лет он понимался как место огня, а не как сущность.
Нидавеллир / Свартальфхайм
Царство Нидавелье / Свартальфхейм находилось под Мидгардом, глубоко под землёй, и было домом гномов, которые трудились там в своих кузницах. Это тёмное, дымное место, освещённое только огнём из кузницы и факелами на стенах. Похоже, что боги определили царство гномов на основе их происхождения, как указано Снорри в Гильфафининге:
Затем боги заняли свои места на тронах. Они вынесли свои суждения и вспомнили, где гномы ожили в почве под землёй, как личинки в плоти. Гномы появились первыми, обретя жизнь во плоти Имира. В то время они были личинками, но по решению богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, живущих в земле и скалах.
Гномы были связаны с мастерством и магией. Они создали молот Тора Мьёлльнир и копьё Одина, а также волшебный корабль
бога Фрейи, который можно сложить и носить в кармане. Они также ответственны за Мёд поэзии, который Один крадёт у гигантов и даёт богам, которые затем вдохновляют поэтов через напиток создавать свои стихи.
Нифльхейм
Нифльхейм, наряду с Муспельхеймом, является старейшим из девяти королевств, изначальной землёй льда, тумана и снега, откуда началась вся жизнь. Снорри отождествляет Нифльхейм с Нифльхелем, что привело к его пониманию Нифльхейма как местоположения царства Хель. Если Нифльхель действительно существовал в скандинавской космологии до христианства – а это, по - видимому, так и есть, - то в Нифльхейме о нём нет никаких упоминаний, и это, вероятно, была обитель мёртвых, сравнимая с
Тартаром в греческой мифологии или более поздние изображения Хель: тёмное, мрачное место, где заключены души умерших. Возможно, он находился под Нифльхеймом.
Однако Нифльхейм не имеет ничего общего с царством мёртвых как таковым. Это холодное и туманное царство, где никто не живёт, даже Ледяные гиганты. Говорят, что Один бросил Хель в Нифльхейм, а затем дал ей власть над мёртвыми и жизнями тех, кто находится в Девяти Царствах, но считается, что она прошла через Нифльхейм и в Нифльхель (что просто означает “тёмное царство Хель”), где она тогда правила.
Ванахейм
Ванахейм является домом ванов, другой семьи скандинавских богов, которые были связаны с плодородием и магией. Озиры вступили в войну с ванами, но почему именно - неясно. Возможно, война велась из-за различных практик ванов, которые озиры считали неприемлемыми, таких как разрешение кровосмешения и практика магии, которую озиры считали бесчестной. Какова бы ни была война, она была заключена мирным договором, в котором были обменены заложники, и морской бог ванов Ньёрд и двое его детей Фрейр и Фрейя отправились жить в Асгард.
Фрейя. Фото: www.worldhistory.org
Описание Ванахейма не приводится, но предполагается, что это плодородное и приятное царство магии и света. Симек пишет: “Ваны — это, в частности, боги плодородия, которые были призваны для хорошего урожая, солнца, дождя и хороших ветров, особенно аграрным населением, и для благоприятных погодных условий моряками и рыбаками”. Фрейя – одно из самых популярных норвежских божеств - управляла своим собственным царством мёртвых где-то в Асгарде под названием Фольквангр (“Поле людей”), которое, вероятно, было таким же приятным, как Ванахейм, её родное царство.
Заключение
Все эти девять миров сосуществовали, действовали вместе и будут действовать до дня Рагнарёка. Независимо от Девяти Царств, живя вместе в корнях Иггдрасиля, были норны – судьбы – которые ткали судьбы людей и богов. Подобно
Трём Судьбам в древнегреческой вере или Семи Хатхорам или богу судьбы Шаю (Shai) в религии древнего Египта, решения норн были окончательными, и никто не мог их обжаловать.
Мир и все девять миров будут уничтожены, и никто ничего не сможет с этим поделать.
Рагнарёк начнётся с суровой зимы льда и снега, а затем прибытия Суртра, Огненного гиганта, который поглотит мир в пламени в то же время, когда Мидгардский змей вырвется на свободу, вспенив воды вокруг Мидгарда и потопив землю, в то время как одновременно великий волк Фенрир разорвёт свои цепи и пожрёт солнце. Радужный мост Бифрост трескается и падает, когда Иггдрасиль трясётся, и боги готовятся к финальной битве, чтобы спасти упорядоченный мир, который они построили, от сил хаоса. Боги проиграют, и они знают об этом, когда идут в бой, но горстка выживет в последнем конфликте, и новый мир и новый порядок царств в конце концов восстанут из пепла старого.
Таково было видение скандинавской религии: можно быть уверенным в смерти и потере всех, кого любишь, но после этого было что-то ещё. Это видение было истинно как для индивидуальной души, так и для самой земли и всего, что на ней находится. Каким может быть новый мир после Рагнарёка, - но всегда была надежда на новое начало и продолжение жизни в других царствах после потери и смерти.