В Париже то, что находится под тротуарами, так же захватывающе, как и памятники, возвышающиеся над ними. Подземелье представляет собой лабиринт каналов, склепов, хранилищ, резервуаров и сотен километров туннелей, готовых для исследования.
Некоторые люди, которые бродят под городом, делают это нелегально, чтобы восстановить забытые сокровища, устраивать вечеринки или рисовать фрески, но есть и законные способы исследовать каналы и склепы. За определённую плату предоставляется доступ к утверждённому участку les egouts или канализации, которую
Виктор Гюго назвал «совестью города» в «Отверженных».
Чтобы точно описать путешествие Жана Вальжана по канализации, Гюго обратился за помощью к своему другу, инспектору канализации Эммануэлю Брюнезо.
Однако посетители с более мрачными интересами могут спуститься на 20 метров под землю, ниже метро и канализации, чтобы прогуляться среди костей мёртвых в знаменитых парижских карьерах, также известных как катакомбы.
Фото: paris-life.info
Arrete, C'est Ici L'empire de la Mort
Сорок пять миллионов лет назад тропическое море покрывало территорию, которая впоследствии стала Парижем. Со временем отложения на морском дне превратились в известняковые образования, которые римляне добывали, когда Париж был известен как римская Лютеция.
Открытые карьеры уступили место почти 57 метрам подземных туннелей, из которых добывали камень для строительства Лувра и Нотр-Дама.
В конце концов, карьеры были заброшены. Но в 18 веке они стали лучшим решением растущей проблемы общественного здравоохранения в Париже.
В конце 1700-х годов братские могилы на кладбищах, таких как Святые-Невинные (Saints-Innocents) в парижском районе Ле-Аль, были переполнены телами. Неправильная утилизация умерших людей приводила к антисанитарии, что способствовало распространению болезней. Чтобы спасти живых, власти закрыли Saint-Innocents и в апреле 1786 года начали перемещать останки, захороненные на кладбище, в каменоломни Tombe-Issoire, которые были благословлены и освящены для этой цели. Перенос костей с кладбища Святого Иннокентия — самого большого в Париже — занял два года. Между 1787 и 1814 годами кости были перенесены с других парижских кладбищ; окончательный перенос костей произошел в 1859 году.
Фото: paris-life.info
Вероятно, кости многих известных людей, похороненных на этих кладбищах, были перенесены в катакомбы. В список вошли писатели
Жан де Лафонтен («Басни») и
Шарль Перро (известный такими сказками, как «Красная шапочка», «Золушка» и «Кот в сапогах»), художник
Симон Вуэ и архитектор
Саломон де Бросс (спроектировавший городской Люксембургский дворец). Во время революции людей хоронили прямо в катакомбах. Там же оказались и жертвы гильотины, в том числе обезглавленные в 1794 году
Максимилиан Робеспьер,
Антуан Лавуазье и
Жорж Дантон.
Катакомбы хранят искусно сформированные останки от 6 до 7 миллионов парижан. Над входом в склеп высечены в камне слова «Arrete, c’est ici l’empire de la mort» - «Остановись, это здесь империя мёртвых».
Прогулка среди мёртвых
Катакомбы открылись для публики в начале 19 века. Посетители входят на авеню Рене Коти и спускаются по 130 ступеням к бывшим шахтам, где их ждёт поистине жуткое и интересное путешествие.
Стены узких коридоров, ведущих к склепу, отмечены названиями улиц и историческими сведениями.
Посетители пройдут через «Мастерскую», территорию бывшего карьера с каменными колоннами, поддерживающими потолки. Далее идёт коридор Порт-Маон, в котором представлены скульптуры, созданные каменщиком по имени Декуре. Коридор назван в честь скульптуры Порт-Маон; Декуре, сражавшийся в армии Людовика XV, возможно, был взят англичанами в плен в крепости.
Фото: paris-life.info
Посетители также пройдут мимо ванночки для ног каменщика, которая была обнаружена рабочими и использовалась для смешивания цемента. А затем идёт оссуарий. Огромное количество костей в бывших каменоломнях ошеломляет. Хотя кости внутри теперь искусно расположены, так было не всегда; сначала их просто бросали как попало. Но примерно в 1810 году Херикарт де Тюри, инспектор каменоломен, рассортировал кости. (За этими фасадами куч были свалены остальные тела, тянущиеся к стенам пещеры.)
В дополнение к этим искусно уложенным костям посетители могут увидеть ряд интересных вещей, в том числе памятные доски, надгробную лампу, используемую каменоломнями для циркуляции воздуха в коридорах, крест и алтарь, источник под названием Фонтен-де-ла-Самаритен и единственное надгробие (принадлежит Франсуазе Желлен).
Две особенности склепа маскируют структурные укрепления: Могила Гилберта, на которой есть стих поэта (который похоронен в другом месте), и бочкообразная экспозиция черепов и костей голени в Склепе Страстей. (2 апреля 1897 года двое рабочих впустили учёных и художников на ночной очень секретный концерт, проходивший в склепе. Когда их личности были раскрыты, рабочих уволили.)
Фото: paris-life.info
Рабочие находятся в разных уголках катакомб, чтобы ответить на вопросы, но в основном посетители ходят в одиночку или с товарищами по тускло освещённому, сырому, почти безмолвному пространству. Правила блуждания по катакомбам просты: уважать место последнего упокоения этих парижан. Смотреть, но не трогать. Не оставлять следов вообще, особенно граффити. Может оказаться очень заманчивым взять себе сувенир из этой самой уникальной из достопримечательностей, но сумки проверяют на наличие костей на выходе. Если посетитель хочет оставить себе что-нибудь на память о своём визите, через дорогу есть сувенирный магазин.