Фарисеи еврейская секта, которая возникла около 150 г. до н.э. и пропагандировала идею священнической чистоты для всех евреев, веру в провидение или судьбу, а также концепцию воскресения мёртвых, и учила, что помимо заповедей Устный закон также был передан Моисеем. Ранний раввинский иудаизм во II веке нашей эры утверждал, что духовное происходит от фарисеев.
Происхождение
После завоеваний
Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) в 330 г. до н.э. греческое правительство, язык, философия, религия и образование были приняты завоёванными народами в Средиземноморском бассейне. Когда Александр умер в 323 году до н. э., его империя была разделена между его генералами во время войн Диадохов. Один из этих полководцев,
Селевк I Никатор, основал империю Селевкидов в Сирии. В 167 году до н.э. Селевкид
Антиох IV Епифан (175-164 до н.э.) объявил вне закона все еврейские обычаи, что привело к восстанию Маккавеев во главе с семьёй Хасмонеев, где евреи успешно отразили нападение греков и основали своё собственное царство.
Однако не всех устраивало правление Хасмонеев, сочетавших должность царя с первосвященником Иерусалимского храма.
Царствовать в Израиле должен был потомок колена царя Давида, Иуда. В этот период первосвященник должен был происходить от потомков Садока, последнего первосвященника при царствовании Соломона. Хасмонеи не могли претендовать ни на одну из линий.
Именно в этот период мы находим свидетельства того, что учёные называют "еврейским сектантством". Различные группы евреев образовывали секты внутри религиозного течения. Все сошлись на основах по Закону Моисееву и Книгам Пророков. Одним из доминирующих вопросов было то, как жить в этой теперь космополитической греческой культуре и при этом сохранять уникальные маркеры идентичности и традиции евреев. Среди этих сект мы видим появление группы, известной как фарисеи. Определить происхождения названия сложно; оно может означать либо "быть отделённым", либо "сглаживать грубые вещи" на иврите.
Фарисейские понятия
В книге Левит изложены особые ритуалы чистоты и критерии для священников, служащих в Храме. Все древние религии имели законы ритуальной чистоты, и многие из них использовали водные ритуалы, но это не обязательно было связано с гигиеной. Ритуальная чистота была состоянием бытия. Фарисеи продвигали идею о том, что все евреи должны принять эту священническую чистоту, а также храмовые ритуалы в своей повседневной жизни.
Фарисеи часто были довольно буквальны в организации повседневной жизни. Они строили свои дома рядом друг с другом, чтобы они могли делиться едой и посещать друг друга в субботу, что ограничивало, как далеко можно было ходить. Они построили микваим (единственное число: миква), каменный бассейн с естественной проточной водой, чтобы восстановить ритуальную чистоту перед своими домами. Во время еды фарисеи символически отмеряли десятую часть (десятину) еды и откладывали её как принадлежащую Богу.
Из-за таких взглядов фарисеи часто расходились с партией саддукеев, которые наблюдали за ежедневной работой Храма. Согласно более поздним раввинским писаниям, фарисеи не соглашались с саддукеями по вопросам ритуальной чистоты в способах передачи инфекции из каменных сосудов.
Синедрион, правящий совет в Иерусалиме, состоял из саддукеев, фарисеев, первосвященника, других священников и аристократических лидеров, которые продемонстрировали способность действовать как мудрецы. Один из самых известных из этих мудрецов, Гиллель (около 110 г. до н.э. - 10 г. н.э.), стал источником более поздних учений, которые были организованы в первых раввинских школах. Одно из его самых известных учений было: "Что ненавистно тебе, не делай ближнему твоему. Вот и вся Тора; остальное - объяснение; иди и учись ". (Вавилонский талмуд, Шаббат 31а). Это было включено в учение Иисуса из Назарета, известное как "Золотое правило".
Устный закон
Фарисеи были известны своим утверждением, что в дополнение к Закону Моисея (включённому во многие книги еврейских Писаний), Моисей также передавал устные традиции, которые не были записаны в то время (иврит: Тора ше-бе-‘аль пех, "Тора, которая во рту").). Они были даны старейшинам, которые были на горе Синай, и учили каждое поколение вплоть до их потомков, фарисеев. Устный закон включал толкования кодексов поведения, ритуалов, поклонения, межличностных отношений, законов питания, праздников, супружеских отношений и требований о возмещении ущерба.
Моисей на горе Синай. Фото: www.worldhistory.org
Одной из функций Устного закона было либо переосмысление Моисеева закона, либо его обновление в том смысле, что со временем некоторые вопросы и проблемы не были рассмотрены в первоначальном законодательстве. Например, было запрещено работать в субботу. Однако "работа" не была определена подробно. Фарисеи нашли отрывок, в котором говорилось, что если ваш вол упадёт в канаву в субботу, вы, конечно, спасёте его. По сути, фарисеи учили, что жизнь всегда имеет приоритет над любыми законами Торы.
Богословие фарисеев
Бог Израиля считался творцом вселенной и всего живого на земле. Он считался всемогущим, премудрым, всезнающим и вездесущим. Когда люди были созданы, им было дано два импульса: делать зло или делать добро; согласно этой системе верований, люди имеют свободу выбора. Изучение Торы должно было интерпретироваться через рациональность (данную людям Богом), учитывая условия каждой эпохи, начиная с откровения заповедей на Синае. В то же время, хотя люди имели свободу воли, они также продвигали идею провидения или судьбы.
Размышляя о национальных бедствиях Израиля (ассирийское завоевание Северного Царства в 722 году до н. э. и вавилонское завоевание и разрушение Храма и Иерусалима в 587/586 году до нашей эры), Пророки Израиля предсказывали, что Бог будет действовать в истории человечества один раз, в последние дни. В это время все враги Израиля будут уничтожены в последней битве, за которой последует страшный суд. Все мёртвые будут воскрешены и осуждены, чтобы либо быть отправленными в Геенну огненную (еврейская форма Ада), либо жить в новой утопии, в Эдемском саду на земле, как изначально было задумано Богом. Фарисеи были одной из первых еврейских сект, пропагандировавших концепцию воскресения мёртвых.
Великое еврейское восстание 66 года н.э.
С 30-х по 60-е годы римское правительство направило в регион ряд коррумпированных и неумелых магистратов, что привело к восстанию против Рима во главе с сектой евреев, известной как зелоты. Восстание закончилось катастрофой, когда сын римского императора Веспасиана (69-79 н.э.) Тит (79-81 н.э.) осадил Иерусалим и разрушил Второй храмовый комплекс. Согласно еврейскому историку Флавию Иосифу Флавию (36-100 н.э.) и более поздним раввинским традициям, фарисей по имени Йоханан бен Заккай вёл переговоры с Веспасианом, чтобы покинуть город в гробу (вместе с другими). Утверждая, что фарисеи только хотели мира с Римом, он основал школу в городе Явне на побережье. Когда Храм исчез, он учил, что евреи должны сосредоточиться на учении Моисея, подчёркивая молитву над жертвами. Другие фарисеи поселились в Галилее и создали подобные школы.
Это начало раввинистического иудаизма, и из этих источников были разработаны более поздние тексты, которые теперь включены в Талмуд или все собрание еврейской мысли.
Одним из первых начинаний было передать Устный закон в письменном виде, известный как Мишна. Это было завершено под эгидой раввина Иуды Князя около 200 года нашей эры. Раввины также писали о Галахе, или деталях еврейского закона для повседневной жизни, а Аггада была комментарием к библейским повествованиям. Синедрион был воссоздан как суд.
Фарисеи и саддукеи пришли искушать Иисуса. www.worldhistory.org
Историческая проблема изучения древних фарисеев заключается в том, что до разрушения Храма от их ранней истории сохранилось очень мало литературы. Ранняя раввинская литература относится ко II веку нашей эры. В этих писаниях раввины утверждают, что они произошли от фарисеев. Однако, когда они обсуждают конкретные учения и проблемы, мы не можем определить, какие из них были относительными для более раннего периода. Сохранились труды только одного фарисея этого периода - апостола Павла. Павел много говорил о том, должны ли новые верующие из язычников проходить маркеры еврейской идентичности, но на протяжении всех своих писем он постоянно восхвалял Храм и его практику.
Фарисеи в Новом Завете
Фарисеи хорошо известны своей ролью в четырёх Евангелиях Нового Завета. Марк, первое Евангелие (69/70 н.э.), утверждал, что с самого начала служения Исуса фарисеи были полны решимости убить его. В "конфликтных диалогах" (Иисус и фарисеи в дебатах) фарисеи играют оппозиционную роль в учении Иисуса. Негативная полемика против фарисеев (и саддукеев) была рационализацией того, почему Бог позволил разрушить Храм. Марк обвинил в смерти Иисуса евреев, а не Рим, потому что евреи Марка должны были жить в Римской империи.
Историческая проблема заключается в том, что современные богословы и историки продолжают использовать полемику Евангелий для реконструкции учения фарисеев в I веке нашей эры. Полемика, однако, не является доказательством. Фарисеев часто обвиняют в том, что они угнетали бедных и скрывали спасение от своего народа, но, будучи одной из нескольких еврейских сект, фарисеи не имели права навязывать свои идеи всем евреям.