Геката (Геката) - богиня
греческой мифологии, способная как на добро, так и на зло. Она ассоциировалась с колдовством, магией, Луной, дверными проёмами и ночными существами, такими как адские псы и призраки. Часто изображается несущей факел, чтобы напомнить о своей связи с ночью, в скульптуре она имеет три лица символизируя роль богини границ и хранительницы перекрёстков.
Генеалогия
Согласно Гесиоду в его Теогонии, Геката - дочь Персеса и Астерии, что делает её внучкой титанов Феба и Коэя. Еврипид, с другой стороны, упоминает, что её мать - Лето. Другие авторы утверждают, что она дочь Зевса и Деметры, Аристея или Ночи. Богиня часто ассоциировалась с Деметрой и даже ассимилировалась с ней в некоторых культах.
Ассоциации и ритуалы
С V века до нашей эры богиня связана с тёмной стороной человеческого опыта, то есть со смертью, колдовством, магией, Луной, мечтами, свирепыми гончими и существами, которые бродят в темноте ночи. Как это описано в Оксфордском классическом словаре:
... странная в своих инфернальных аспектах, она больше чувствует себя на периферии, чем в центре греческого политеизма. По своей сути амбивалентная и полиморфная, она выходит за рамки общепринятых границ и ускользает от определения.
Гесиод описывает богиню в следующих блестящих терминах:
Зевс, сын Крона, почитал Гекату превыше всех прочих: он дал ей великолепные дары - иметь долю земли и бесплодного моря, а также от звёздного неба она имеет долю в почёте, и больше всего её чтят бессмертные боги. Ибо и теперь всякий раз, когда какой-либо человек на земле ищет умилостивления, совершая прекрасные жертвы в соответствии с обычаем, он призывает Гекату; и большая честь очень легко остаётся с тем человеком, чьи молитвы богиня принимает с радостью, и она дарует ему счастье.
Далее Гесиод говорит, что Геката поддерживает или защищает богиню воинов, спортсменов, охотников, всадников, пастухов, рыбаков и детей.
Её спутники -
Фурии (Эринии), крылатые существа, наказывавшие виновных, а её дети - эмпусы, демоны женского пола, склонные соблазнять путешественников.
Храм Гекаты в Лагине, Кария. Фото: www.worldhistory.org
В греческой религии в честь богини совершались необычные ритуалы, которые включают в себя подношения пищи - данные на перекрёстках дорог и любых других границах или порогах - известных как "вечеря Гекаты". Они принимали форму маленьких лепёшек из яиц, сыра, хлеба и собачьего мяса, которые освещались миниатюрными факелами или, как вариант, блюдом из красной кефали, которая обычно запрещалась для подношений другим богам.
Гекате также приносили в жертву собак, особенно щенков. Связь собаки может быть фактом, что собаки, как известно, едят мёртвых, если их не хоронят; они также воют на луну, конечно. Ещё одна собачья связь может быть с египетским богом Анубисом, который вёл души в подземный мир, а греческий трёхголовый пёс Аида, Цербер, может быть более ранней формой Гекаты. Подношения богине совершались каждый месяц в ночь новолуния.
К богине чаще всего обращались волшебницы за помощью в заклинаниях и магии. До наших дней сохранились таблички с записанными проклятиями.
По словам Павсания, греческого путешественника II века нашей эры, на острове Эгина существовал мистический культ, посвящённый богине, где считалось, что те, кто страдает психическими заболеваниями, могут быть вылечены. Кос, Эритра, Самофракия, Фессалияи Милет также поклонялись богине, причём последняя имела круглый алтарь VI века до нашей эры для жертвоприношений в её честь (самое раннее археологическое свидетельство её поклонения).
Поклонение Гекате продолжалось и в эллинистическом, и в римском периоды со значительными археологическими находками обетных подношений богине, найденных в Лагине в Карии и Фригии.
Геката в искусстве
Геката регулярно появляется в
греческом искусстве и литературе только с V века до нашей эры, до этого она была лишь второстепенным персонажем, фигурирующим в историях о Деметре (как служанка
Персефоны) и Артемиде. Это может указывать на относительно позднее прибытие богини в Грецию из Карии, хотя сами древние греки считали её греческой богиней, а не иностранного происхождения. Она обычно изображается на греческой керамике как молодая женщина, несущая факел или ключ, оба напоминания о её функции как ночного божества, хранителя врат Аида и как богини границ. Одна аттическая ваза V века до нашей эры изображает женщину, предлагающую богине щенка и корзину пирожных.
Геката сражается с великаном, Пергамский алтарь. Фото: www.worldhistory.org
В скульптуре её наиболее яркий облик встречается в фигурах классического и эллинистического периода, которые представляют богиню с тремя телами и тремя головами (или одно тело с тремя головами или три тела и одну голову), обычно с ореолами лунных лучей.
Историк Роберт Грейвс отмечает, что головы могли быть собаки, льва и лошади, которые представляли созвездия, охватывающие календарный год. Богиня, однако, обычно появляется с человеческими головами. Известный как гекатайя, первый пример формы тройной Гекаты приписывается фигуре, которая охраняла вход в Акрополь Афины, Геката Эпипиргидия ("На валах") скульптора V века до нашей эры Алкамена. На Пергамском алтаре Зевса II века до нашей эры изображена трёхглавая Геката, нападающая на змееподобного великана с помощью собаки.
Изображения тройственной богини размещались на городских стенах, в частности, у городских ворот, входов в священные места и дверей частных домов, где, как считалось, она выступала в роли защитницы и отгоняла злых духов. Наконец, богиня упоминается в трагедиях Еврипида и Софокла, а также в "Энеиде" Вергилия, где она выступает в качестве проводника Сивиллы в Подземном мире.