Как владычица подземного мира, Эрешкигаль присматривала за душами умерших и сохраняла равновесие. Как богине, даже самые могущественные божества не могли противостоять ей.
От Аида в
греческой мифологии до христианского ада почти все религии во все времена верили в загробную жизнь, где души усопших живут в другом мире, недоступном для живых. Во многих религиях загробная жизнь называлась «подземным миром» и располагалась ниже физического уровня. Неудивительно, что этот тип мифа так же стар, как
человеческая цивилизация, и некоторые из первых упоминаний о подземной загробной жизни происходят от жителей Месопотамии.
Однако, в отличие от большинства древних культур, подземным миром месопотамского мифа управляла женщина: Эрешкигаль.
Наряду с тем, что эта богиня была важной частью месопотамской космологии, она была одним из самых уважаемых и страшных божеств в пантеоне.
Эрешкигаль: королева подземного мира
Древние жители Месопотамии верили, что у людей есть душа, которая находится в физическом теле. После смерти человека душа покидала физическое тело и уходила в загробный мир. В отличие от других религий, жители
Месопотамии не верили, что людей судят на основании их действий в жизни и отправляют в разные миры в загробной жизни на основании этого суждения.
Месопотамские тексты иллюстрируют, что все люди, независимо от их экономического класса, социальных ролей или морального положения, после смерти отправлялись в подземный мир. Упоминаемый под несколькими именами, такими как Кур и Иркалла, подземный мир месопотамской мифологии представлял собой большой подземный мегаполис с жилыми домами и даже дворцами. Помимо того, что Кур был населён душами умерших смертных, он также был домом для сверхъестественных существ, таких как галла-демоны. Всем этим управляла из своего дворца богиня Эрешкигаль. Имя Эрешкигаль примерно переводится как «Великая подземная госпожа» или «Госпожа Великого Места».
Неясно, кем были её родители в месопотамском пантеоне, поскольку в некоторых текстах эта богиня упоминается как дочь Ана, верховного бога неба в месопотамской религии. Напротив, в других записях королева подземного мира указана как дочь Нанны, бога луны, и Нингаль, богини-толковательницы снов. Однако в месопотамских текстах указывается, что эта богиня была старшей сестрой Иштар, богини любви и войны, и Шамаша, бога солнца и справедливости.
У Эрешкигаль было четыре разных мужа, в том числе Гугаланна, Небесный Бык, и Нергал, бог смерти.
Смерть в Месопотамии и роль Эрешкигаль
Хотя жители Месопотамии верили, что души их умерших близких продолжают жить в подземном мире, они не считали загробную жизнь утопией. Месопотамские записи описывают Кур, или Иркаллу, как унылое место, лишённое солнечного света, растений, животных и даже воды. В результате жители Месопотамии считали, что мёртвые получали только пищу или воду, которую им давали живые. Это делалось с помощью ритуалов, в ходе которых их живые родственники клали подношения еды и воды на могилы мёртвых.
Фото: godsbay.ru
Месопотамцы также считали, что определённые погребальные обряды должны были проводиться сразу после смерти человека, чтобы этот человек мог мирно существовать в подземном мире. Как царицы Кура, роль Эрешкигаль была в первую очередь сосредоточена на смерти и ритуалах, связанных с окончанием чьей-либо жизни. Основная роль этой богини заключалась в том, чтобы заботиться о душах умерших и действовать как барьер между жизнью и смертью, следя за тем, чтобы живые и мёртвые не взаимодействовали. Однако перед Эрешкигаль также была поставлена задача гарантировать, что для мёртвых были соблюдены надлежащие обряды погребения и ежегодные ритуалы. Этот аспект её роли был настолько важен, что она отказалась бы от своей обязанности разделять живых и мертвых, если ритуалы смерти не проводятся должным образом.
Чаще всего Эрешкигаль позволяла мёртвым посещать живых в качестве призраков, чтобы сделать им выговор за неправильное проведение ритуалов смерти или напомнить им, что мёртвые зависят от живых для мирного существования в загробной жизни.
Две богини в подземном мире
Хотя Эрешкигаль играла важную роль в месопотамской религии, археологи не нашли столько записей, относящихся к царице Кура, сколько о других месопотамских божествах. Однако можно получить некоторое представление о характере этой богини, а также о её значении в месопотамской культуре, благодаря сохранившимся мифам о её взаимодействии с другими месопотамскими богами.
Одна история, которую учёные сочли особенно информативной, — это «Сошествие Инанны в подземный мир».
Нисхождение Инанны начинается с того, что Иштар, которую также называют Инанной, спускается в Иркаллу, чтобы присутствовать на похоронах первого мужа Эрешкигаль, Гугаланны. Прежде чем уйти, Иштар облачается в одежды великой силы. У ворот подземного мира Иштар требует, чтобы её впустили. Привратник Нети колеблется, опасаясь, что Иштар действительно пришла завоевать Иркаллу.
Когда Эрешкигаль узнаёт о прибытии своей сестры, она приказывает Нети, чтобы Иштар сняла часть своего наряда у каждых из семи ворот подземного мира, чтобы гарантировать, что богиня войдёт в землю мёртвых, лишённая своей силы. В то время как Иштар соглашается с этим, она нарушает правила подземного мира после входа, садясь на трон своей сестры. За этот свой поступок она была убита.
Фото: godsbay.ru
Когда слуги Иштар узнают о её смерти, они просят королеву Кура позволить им увидеть её тело, чтобы они могли воскресить богиню. Однако богиня любви всё ещё заперта в подземном мире, потому что ей, как умершей, запрещено возвращаться в мир живых. Иштар узнаёт, что она может сбежать из подземного мира, если предоставит замену, которая окажется в ловушке вместо неё. Богиня любви и войны в конечном итоге выбирает своего супруга, бога-пастуха Думузи, в качестве замены, и демоны утаскивают его в подземный мир, а Иштар выходит на свободу.
Королева Кура и Бог Смерти
Ещё одна месопотамская легенда, дающая важную информацию о царице Кура, — это история её брака с Нергалом, богом смерти и эпидемий. Когда история начинается, месопотмийские боги устраивают пир. Эрешкигаль, будучи царицей преисподней, не могла покинуть царство мёртвых. Не имея возможности присутствовать на пиру, Эрешкигаль отправляет своего советника Намтара в качестве своего представителя. Когда приходит Намтар, большинство богов проявляют к нему почтение как к представителю Эрешкигаль. Однако Нергал отказывается проявлять такое же уважение к Намтару. Когда королева Иркаллы узнает об этом, она требует, чтобы Нергал ответил за свои действия, придя к ней в подземное царство.
Согласно сказу, Эрешкигаль изначально намеревалась убить Нергала за неуважение к её представителю. Интересно, что есть две версии того, что происходит, когда Нергал отправляется в Кур. По одной версии, Нергалу удаётся соблазнить Эрешкигаль, и два божества становятся любовниками. Пробыв в Иркалле шесть дней, Нергал возвращается в мир живых. Эрешкигаль, тоскующая по своему новому возлюбленному, требует, чтобы Нергал вернулся к ней в подземный мир, и он соглашается.
В другой версии этой истории Нергал прибывает в Кур и побеждает его королеву, стаскивая её с трона. Пока Нергал готовится убить богиню, Эрешкигаль убеждает его пощадить её жизнь, обещая выйти за него замуж.
Фото: formasloff.ru
Обе версии истории заканчиваются тем, что два божества женятся, а Нергал в равной степени разделяет силу Эрешкигаль как новый король подземного мира.
Сила смерти
Преобладающий аспект Эрешкигаль, подчёркнутый в обоих повествованиях, - это значительная сила, которой она, кажется, обладает как королева подземного мира. Когда Иштар прибывает к воротам Кура, царице удается лишить Иштар её власти, затем богиню любви убивают за то, что она села на трон своей сестры. Даже когда Иштар воскресает, Эрешкигаль держит её в ловушке в подземном мире, пока она не предложит замену. Точно так же в истории брака Эрешкигаль с Нергалом королева Кура обладает косвенной властью над другими божествами, что демонстрируется тем, как боги обращаются с её представителем. Когда Нергал проявляет неуважение к представителю, Эрешкигаль может заставить бога прийти к ней в страну мёртвых.
Возможно, сила, которой обладает Эрешкигаль, изображает взгляд на смерть как на неизбежную и окончательную. Настолько, что даже месопотамские боги не были освобождены от смерти. Сила подземного мира была настолько подавляющей, что сама Эрешкигаль тоже оказалась в ловушке в стране мёртвых. Таким образом, смерть представлена как неизбежная сила, которую нельзя обмануть.
Наряду с воплощением силы смерти, ещё одним распространённым аспектом Эрешкигаль является то, что она часто выступает в роли поборника правил и социальных норм. Эрешкигаль служит для поддержания культурных норм, связанных со смертью и преступным миром. При этом можно утверждать, что она гарантирует, что мёртвые, за которых она несёт ответственность, будут должным образом уважаться. Соответственно, это изображает смерть как аспект жизни, к которому следует относиться с уважением и почтением.
Отголоски Эрешкигаль: Преисподняя в поздних мифах
Записи указывают на то, что у царицы Кура были храмы в нескольких месопотамских городах, таких как Кутха, Ассур и Умма. Поклонение этой богине распространилось и за пределы Колыбели цивилизации, и учёные нашли свидетельства существования культов Эрешкигаль в Малой Азии, Египте и Аравии. Однако эта богиня редко упоминалась в месопотамских текстах вне мифологических повествований, и учёным не удалось окончательно идентифицировать какие-либо изображения Эрешкигаль.
Некоторые исследователи предполагают, что жители Месопотамии избегали изображения царицы Иркаллы или упоминания её вне мифологических повествований, потому что боялись привлечь к себе её внимание.
Это было связано с верой в то, что богов можно вызывать через их изображения, и месопотамцы опасались, что обращение к царице подземного мира приведёт к преждевременной смерти кого-либо. Точно так же эксперты не смогли выявить прямую связь между Эрешкигаль и мифами о подземном мире более поздних обществ, таких как египтяне и греки. Однако некоторые исследователи отмечают, что между мифами Эрешкигаль и более поздними мифами о загробной жизни есть сходство.
В греческом мифе о
Персефоне, например, также фигурируют божества, которые оказались в ловушке в подземном мире и которым разрешено временно возвращаться в мир живых каждые полгода. Мифы о подземном мире
древней Греции также напоминали месопотамцев в том, что обе культуры часто называли подземный мир и его правителя одним и тем же именем, греческим Аидом и месопотамским Иркаллой. Точно так же египетская мифология разделяет аспекты мифов об Эрешкигаль в том, что божество, правившее подземным миром, Осирис, также не могло посещать мир живых.
В дополнение к сходству между месопотамскими мифами о подземном мире и мифами других культур, эксперты обнаружили свидетельства того, что египетские и греческие мифы находились под влиянием Месопотамии другими способами. Таким образом, не исключено, что мифы о подземном мире этих более поздних цивилизаций могли возникнуть из историй об Эрешкигаль, первой правительнице подземного мира.