Французскую героиню и святую заклеймили еретичкой, мошенницей и колдуньей.
Англичане заявили о многих преступлениях Жанны Д’Арк. Но когда они сожгли её на костре в Руане, Франция, 30 мая 1431 года, они не только увековечили 19-летнюю девушку, но и сделали её национальным символом в ходе Столетней войны.
Жанна родилась в маленькой французской деревушке. Она была неграмотной, но чрезвычайно набожной девушкой.
Жанна утверждала, что с 13 лет слышит божественные голоса и ей является святой Михаил, святая Екатерина Александрийская и святая Маргарита Антиохийская. Святые просили её отправиться к Карлу VII, законному наследнику французского престола.
После ряда проверок девушку допустили к Карлу VII, она убедила его, что послана богом в помощь истинному королю и отправилась воевать, переодевшись мужчиной. Жанна вдохновляла солдат и вела их в бой. Орлеан был освобождён, и за ним последовало ещё несколько значительных побед. В том числе, освобождён Реймс и в Реймсском соборе, как и было принято традицией, Карла VII короновали.
Но Париж освободить не удалось. К слову, Жанна настаивала, что стоит немного подождать, но король стремился утвердить свою власть в Столице. 23 мая 1430 года она была схвачена людьми герцога Бургундского, заключена в тюрьму более чем на год и предана суду по обвинению в ереси, колдовстве и нарушении божественного закона за то, что одевалась как мужчина.
Въезд Жанны д'Арк в Орлеан. Фото: www.history.com
Как отмечалось в начале протокола судебного разбирательства, "Теперь во многих местах стало хорошо известно, что эта женщина, совершенно пренебрегая тем, что почётно в женском полу, нарушая границы скромности и забывая о всякой женской порядочности, позорно надела одежду мужского пола, поразительное мерзкое чудовище. Более того, её самонадеянность зашла так далеко, что она осмелилась делать, говорить и распространять многое, что выходило за рамки католической веры, противоречило ей и наносило ущерб её православным догматам."
Если бы вина была установлена, и она не раскаялась, у Церкви не было бы другого выбора, кроме как передать её светской власти, которая приговорила бы её к смерти в очищающем пламени.
Суд над Жанной Д’Арк стал международной сенсацией.
Возможно, ни одно событие в средние века не вызвало большей международной сенсации, пишет Дэниел Хоббинс в своей книге 2005 года "Суд над Жанной Д’Арк". “Она совершила такие чудеса, - писал немецкий богослов Иоганн Нидер, - что не только Франция, но и все христианские королевства были поражены”.
Согласно стенограмме суда, Жанну неоднократно допрашивали не только о голосах, которые она слышала, но и о том, почему она решила одеться как мужчина.
«Более прилично одеваться так, когда тебя окружают мужчины, чем носить женскую одежду, - сказала она судьям. - Пока я сидела в тюрьме, англичане приставали ко мне, когда я была одета как женщина. (Плачет.) Я сделала это, чтобы защитить свою скромность.»
Жанна д'Арк, художник Жюль Бастьен – Лепаж. Фото: www.history.com
Во время процесса, отмечает Университет Святой Марии, Жанна подверглась шести публичным и девяти частным допросам, кульминацией которых стали Двенадцать статей обвинения, включавших обвинения в том, что она одевалась в мужскую одежду и слышала голоса божества. Церковные чиновники признали её виновной, призвав покаяться, чтобы спасти свою жизнь.
Сам процесс был церковной процедурой, подпадающей под действие канонического права — расследование ереси проводилось инквизицией.
“Жанну д'Арк судили как еретичку не потому, что она была женщиной, хотя этот фактор играл важную роль, и не потому, что она слышала голоса, а потому, что она слышала голоса, приказывающие ей напасть на англичан”, - пишет Хоббинс. Жанна верила, что Бог благоволит французам: Бог был на её стороне. ... До тех пор, пока она настаивала... что её голоса были святыми, говорящими ей напасть на англичан, она была обречена.
Хоббинс добавляет, что мотивация суда была политической, потому что претензии Жанны были политическими. “Если бы это было правдой, - пишет он, - они лишили бы законной силы притязания англичан на законное правление во Франции. Конечно, разоблачение Жанны как мошенницы или как человека, введённого в заблуждение злыми духами, также нанесло бы удар по легитимности Карла VII."
Смерть, потом святость
24 мая Жанна подписала опровержение, при условии, что она отныне никогда не наденет мужских портков, смертную казнь заменили пожизненным заключением.
Но, спустя несколько дней, Жанна вновь услышала голоса, и вернулась к прежним утверждением, вновь переодевшись из женского платья в мужское. Её в один голос объявили еретичкой.
Согласно переводу Хоббина, они заявляли: “Всякий раз, когда смертельный яд ереси заражает члена Церкви, который затем превращается в слугу сатаны, необходимо проявлять крайнюю осторожность, чтобы зараза болезни не распространилась на другие части мистического тела Христа”.
Статуя Жанны д'Арк в соборе Парижской Богоматери. Фото: www.history.com
“Мы говорим и определяем, что вы ложно представляли себе откровения и божественные явления, что вы - пагубная искусительница, самонадеянная, легковерная, опрометчивая, суеверная, лжепророчица, хулительница Бога и его святых, презирающая Бога в его таинствах, преступающая божественный закон, священное учение и церковное учение. Указы; что ты мятежница, жестокая, вероотступница, раскольник, во многом отклонившаяся от нашей веры; и что этим ты опрометчиво согрешила против Бога и его Церкви”.
30 мая 1431 года Жанну Д’Арк сожгли на костре.
Столетняя война длилась вплоть до 1453 года, но перелом в ходе военных действий произошёл именно благодаря действиям простой крестьянки Жанны. Карла VII не сделал ни одной попытки спаси Жанну, всё что он смог – это в 1450 г. отменить приговор суда, признающий её еретичкой.
Легенда о Жанне росла, и в 1909 году она была беатифицирована в знаменитом соборе Парижской Богоматери папой Пием X. В 1920 году она была канонизирована папой Бенедиктом XV.
“Некоторые учёные отвергают суд над Жанной как пародию на правосудие ...” Хоббинс пишет. “Судью, Пьера Кошона, осудили как орудие англичан, готовых пожертвовать Жанной ради собственной карьеры. Кем на самом деле была Жанна, и чьи голоса она слышала, мы никогда не узнаем, но её роль в сохранении Франции как самостоятельного государства неоспорима.”