За последние несколько веков актёрское мастерство превратилось в визуальное искусство, которое развлекает людей во всем мире в форме сценических пьес или, в последнее время, через телевидение и кино. Однако актёрское мастерство, как мы знаем, возникло тысячи лет назад с совершенно другой аудиторией.
Он развивался как недельный конкурс, открывающий весенний сезон и почитающий греческого бога Диониса, бога вина, музыки и драмы, а в некоторых других интерпретациях - бога плодородия.
Фестиваль часто начинался с шествия по городу. Считалось, что это благословение урожая Афин, чтобы земледельцы получили высокий урожай. Когда процессия продвигалась к храму Диониса, некоторые афинские граждане радовались, танцевали и играли на тамбуринах, в то время как другие были гораздо более торжественными, демонстрируя своё достоинство разодевшись в роскошные одежды. Фестиваль начался с дифирамбов, или песни, исполняемые большим хором, обычно из 50 человек. Оставшаяся часть фестиваля была посвящена драматическим конкурсам, в которых были представлены пять новых пьес, и судьи вручили призы лучшим авторам и актёрам.
Афинский театр, известный как театрон, имел три секции, в которых размещался оркестр, включавший от десяти до пятнадцати певцов из хора; скена, где выступали актёры; и аудитория, которая состояла из огромных толп, часто значительно превышающих 18 000 афинян... Афиняне исполняли комедию, трагедию и сатиру обычно в масках, которые отражали тип пьесы.
Греческая комедийная маска, II век до н.э. Фото: www.ancient.eu
Однако во время городской пьесы "Дионисия" трагедии, казалось, доминировали в конкурсе. Опять же, в соответствии с темой трёх, актёры обычно собирались на сцене по трое, и только мужчинам разрешалось выступать. Если были роли, которые предназначались для женщин, актёры-мужчины изображали женщин.
Во время этих торжеств были представлены многие великие греческие драматурги, в том числе Эсхил, Софокл и Еврипид.
В начале V века до нашей эры Эсхил разработал трагическую пьесу, как она известна сегодня, и был первым победителем на городском фестивале Диониса в 484 году до нашей эры.
Пьесы Софокла, вероятно, самые известные сохранившиеся пьесы античности. Он ввёл в мир актёрского мастерства борьбу личности с судьбой в таких пьесах, как "Царь Эдип" и "Антигона". Он пошёл дальше, чем Эсхил, добавив ещё одного актёра к пьесе, чтобы создать три, окончательное изменение, которое стало стандартом греческих пьес, как мы их знаем сегодня. Еврипид и Софокл часто сражались на одной сцене во время соревнований, причём Еврипид получал гораздо меньше наград, чем Софокл. Возможно, это было связано с его нетрадиционным взглядом на жизнь и ту роль, которую в ней играли боги.
Софокл, I век до н.э., фото: www.ancient.eu
Для него в жизни людей доминировал случай, а не боги. Его стиль можно сравнить с
современной гуманистической философией, в которой больше внимания уделяется тому, что обычный человек отвечает за свою судьбу, а боги мало участвуют в делах людей. Этот тип мышления был шокирующим, намного опередил своё время и заработал много критики за то, что он решил сосредоточиться на мирском и не включать гораздо более героические темы бога в трагедии.
Несмотря на отсутствие у Еврипида интереса к изображению богов в качестве центральных или всеобъемлющих персонажей в своих пьесах, одной из них, которая принесла ему признание критиков и победу в 403 году до нашей эры, была его пьеса "Вакха". Он считается одной из лучших трагедий, когда-либо написанных, и по иронии судьбы бог Дионис занимает центральное место в этой пьесе. Несмотря на то, что Еврипид делает Диониса центральным персонажем, он по-прежнему остаётся верным своему "гуманистическому" подходу к написанию пьес, заставляя Диониса появляться перед жителями города Фивы под “видом простого человека”. Цитата из современной интерпретации этой пьесы демонстрирует цель этого блога – возвышение Диониса – в нескольких строках:
О, мой Господь, Дионис
Мой голос всегда будет петь тебе хвалу
Благословен тот, кто знает таинства и священные обряды богов
И выполняет очистительные ритуалы Диониса высоко в горах,
Его душа в унисон
С группой последователей бога –
Ибо он живёт чистой жизнью!