Древние греки строили театры под открытым небом, где публика могла смотреть спектакли греческой комедии, трагедии и сатиры. Затем они экспортировали эту идею в свои колонии по всему Эгейскому морю, так что театры стали типичной чертой городского ландшафта во всех греческих городах.
Римляне продолжили и расширили концепцию, добавили монументальную кулису и вообще сделали сооружение более грандиозным. Большие полукруглые сооружения, с их превосходной акустикой, всё ещё видны сегодня на многих археологических памятниках, и некоторые из них используются не только для современных концертов и представлений, но и для фестивалей
древнегреческой драмы.
Дельфийский театр. Фото: www.worldhistory.org
Ранние театры
Самые ранние греческие театры можно проследить до первых театров, появившихся в VI веке до нашей эры, и были полностью построены из дерева. Ранние примеры, возможно, также имели прямоугольное расположение сидений (как в Торике и Трахоне в Аттике), но вскоре это превратилось в полукруглое расположение, которое позволило большему количеству людей увидеть спектакль и иметь лучший обзор.
Согласно греческому керамическому декору V – IV века до нашей эры, сцена была построена на высоте около одного метра над землёй и имела ступени спереди.
Актёры выступали на сцене, которая имела вход с левой и правой сторон и из одного центрального дверного проёма (вскоре расширенного до трёх) в декорации позади, обычно напоминающей храм, дворец, или пещера. Использование расписных декораций также очень вероятно. Сцена также могла иметь верхнюю платформу, с которой актёры могли играть богов, говорящих сверху вниз как зрителям, так и актёрам.
Волнение спектаклей было усилено одним или двумя техническими дополнениями. Колёсная платформа (ekkylema) была выдвинута из дверного проёма и использовалась для драматического открытия новых декораций, а кран (mechane) был расположен справа от сцены и использовался для подъёма актёров, которые играли богов или героев.
От дерева к камню
Самый старый театр - театр Диониса Элевферея на южном склоне афинского акрополя, который был впервые построен в VI веке до нашей эры. Театр принимал Великую Дионисию, проводимую каждый год в марте / апреле, в течение месяца Элафеболион, где самые известные драматурги, такие как Еврипид, Софокл и Аристофан представили свои пьесы на конкурс. Её эволюция была типичной для большинства греческих театров в других городах. В конце V века до нашей эры было добавлено прямоугольное здание сцены с крыльями по бокам. Тем не менее, только передние сиденья были сделаны из камня, а остальные из дерева. Монументальные входы были построены по бокам сцены для входа публики.
Театр Диониса Элевтерея, Афины. Фото: www.worldhistory.org
В IV веке до нашей эры все сиденья были сделаны из камня (скамейки) и дорожки, сделанные между секциями сидений, чтобы облегчить доступ. Чтобы зрители могли безопасно покинуть театр, к входам были добавлены каменные пандусы. Наконец, декорации сцены или фон также были сделаны из камня и облицованы полуколоннами. Театр, наконец, приобрёл архитектурную форму, которая стала более или менее стандартной во всём греческом и более позднем римском мире.
Архитектурные элементы
Зрительный зал – пространство между сценой и сиденьями.
Кавеа (theatron) – примерно полукруглый ряд кресел.
Клиновидные секции сидений, разделённые горизонтальными дорожками и вертикальными ступенями.
Эпидаврский театр. Фото: www.worldhistory.org
Диазома – горизонтальные проходы между ярусами кресел.
Оркестр - плоская площадка, где хор стоял, пел и танцевал.
Парадой – монументальные проходы и ворота с каждой стороны зрительного зала.
Театр Пародой, Эпидавр. Фото: www.worldhistory.org
Параскения – крылья в конце каждой стороны здания сцены скене.
Проэдрия – троноподобные места в первых рядах для важных персон.
Места театра Диониса, Афины. Фото: www.worldhistory.org
Проскенион – платформа, поддерживаемая колоннами перед сценой, первоначально декоративная, но затем используемая как вторая, более высокая сцена.
Скене – задник сцены. Сначала это была просто палатка или занавешенная зона для актёров, чтобы сменить костюмы, но позже появилась более постоянная структура, которая также выступала в качестве декорации для спектакля.
Театр Сегесты. Фото: www.worldhistory.org
Выдающиеся примеры
Мы уже упоминали о театре Диониса Элевферея, самом доме греческого театра, который до сих пор имеет свой первый ряд из 67 мест. Рельефы бемы (платформы низкого оратора) II – III веков нашей эры все ещё на месте и показывают сцены из мифов о
Дионисе. Однако многие другие театры были построены по всей Греции и Эгейскому морю, когда сами греки колонизировали Ионию и Великую Грецию.
Одним из крупнейших является театр Аргоса, который имел 81 ряд сидений и вмещал 20 000 зрителей.
Возможно, театр III века до нашей эры в Эфесе был ещё больше, вместимостью 24 000 человек. Один из наиболее хорошо сохранившихся находится в Эпидавре, который был впервые построен в IV веке до нашей эры и который является местом проведения важного ежегодного фестиваля древнегреческой драмы.
Театр Эпидавра. Фото: www.worldhistory.org
Греческие архитекторы любили размещать свои театры в таких местах, чтобы зрители могли видеть не только актёров на сцене, но и пейзаж за ней. Театр II века до нашей эры в Пергаме в современной Турции, построенный Эвменом II, должен занимать одно из самых захватывающих положений, так как он расположен на крутом склоне холма, глядя вниз на равнину реки Кайкус далеко внизу.
Сегеста в Сицилии здание, построенное в IV веке до нашей эры, может похвастаться ещё одним примером театрального места с видом, на этот раз с видом на море и залив Кастелламаре. Несмотря на живописное расположение, трудно оспорить один из самых ранних - театр в Дельфах. Построенный в IV веке до нашей эры и довольно маленький, всего на 5000 мест, он расположен на лесистых склонах горы Парнас и имеет вид на всю зелёную долину внизу.
Пергамский театр. Фото: www.worldhistory.org
Изменение в римском периоде
Римляне восхищались греческой архитектурой и, в типичной манере, они копировали и улучшали идею создания общественных зрелищ. Они увеличили постоянные декорации за сценами греческих театров, превратив их в многоэтажный фон (scaenae frons), который соединял проходы. Нерон, например, добавил монументальное здание сцены в римском стиле к театру Диониса Элевферея, которое преобразовало мраморную сцену до её полукруглой формы, всё ещё видимой сегодня.
Низкий выступающий помост (bema) был добавлен к увеличенной сцене также во II или III веке нашей эры. Римляне также проложили оркестр, иногда добавляли навесную крышу (vela), строили подструктуры под сиденьями и обычно добавляли больше декора театрам, добавляя монументальные статуи, экзотические мраморные колонны и рельефную резьбу на сцене. С их высокой кулисой и крытой крышей закрытая и почти клаустрофобная атмосфера римского театра все больше и больше будет напоминать современные театры.