Танатос - олицетворение Смерти в греческой мифологии. Он сын Никс (Ночи) и брат-близнец Гипноса (Сна). Некоторые источники также называют его отцом Эреба (Тьма). Как олицетворение Смерти, Танатос работает под командованием Аида и уносит людей в Подземный мир, как только истекает время, отведённое им Судьбой.
В
греческой литературе Танатос появляется в "Илиаде"
Гомера (ок. 750 до н.э.) и пьесе
Еврипида "Алкестида" (ок. 484-407 до н.э.); он также занимает видное место в мифе о Сизифе.
Изображения Танатоса
Танатос изображается по-разному; в конце VI и начале V века до нашей эры Танатос и Гипнос изображаются в сценах аттических ваз как уносящие мёртвых греческих героев, таких как Сарпедон и Мемнон.
На белом афинском лекифионе он часто изображается как пожилой человек рядом с молодым Гипносом - эффективный способ показать, что Смерть была не чем иным, как продолжительным сном и старшим братом Гипноса.
Танатос изображается как фигура, от которой нельзя убежать. После IV века до нашей эры греки рассматривали смерть как часть жизни, естественный процесс. Это изменение мышления привело к тому, что изображение Танатоса было смещено от пожилого человека, намеревающегося нести души умерших в подземный мир, к менее ужасной молодой фигуре. Греческие вазы и погребальные стелы стали изображать его как доброго и решительного спутника, а его образ - мир и покой. Его часто изображают как большую крылатую фигуру в боевом снаряжении и с пронзительными глазами.
В письменных текстах Смерть описывается как тёмное облако, вуаль или туман, который плавает вокруг головы умирающего человека, готового принять их. Цвет тумана чёрный (цвет боли и печали или цвет ночи и моря) и порфир, более редкий цвет, который упоминается в Илиаде как цвет моря на восходе или цветов, которые Андромаха сплела для золотой гробницы Гектора. Следовательно, Танатос редко рассматривается как реальная фигура в эпической поэзии; вместо этого он рассматривается как физическая завеса, облако между человеком и светом.
Танатос и сотворение богов
Как упоминал Гесиод (около 700 г. до н.э.) в своей Теогонии, Танатос был сыном Никс (Ночи) и Эреба (Тьмы) и братом-близнецом Гипноса (Сна). Танатос жил в Подземном мире вместе с Гипносом.
Там живут дети тёмной Ночи, ужасные боги,
Сон и его брат Смерть. Сияющее солнце
Никогда не смотрело на них своими лучами
Не поднимаясь на небеса, и не возвращаясь.
Один из них добр к людям и идёт
Мирно над землёй и широкой спиной моря;
Сердце другого - железо; в его груди
Безжалостная бронза: если он коснётся человека,
Этот человек принадлежит ему. И даже богам
Кто бессмертен, Смерть - враг.
(Теогония, 658-267)
Крылатый юноша с мечом (вероятно, Танатос). Фото: www.worldhistory.org
Танатос в Илиаде
В "Илиаде" Гомера элементальная форма Танатоса представлена как тёмное облако, но он не опасен. Танатос упоминается в книге 16 Илиады. Сын Зевса, ликийский царь Сарпедон, троянский союзник и герой, убит Патроклом в последний год Троянской войны. Скорбящий Зевс призывает Аполлона, чтобы вызвать Танатоса и Гипноса, чтобы забрать тело своего сына обратно в Ликию, где ему можно было бы дать надлежащее захоронение, так как он не мог видеть тело, лежащее среди запёкшейся крови на поле битвы.
Тогда отправь его в путь с ветром-быстрым эскортом,
братья-близнецы Сон и Смерть, которые со всех ног
высадят его на широкой зелёной земле Ликии.
(Илиада, 16.784-786)
Танатос и Сизиф
Сизиф был первым царём Эфиры (также известным как Коринф), который способствовал навигации и торговле, но который также был лживым. Самое ужасное, что Сизиф убил гостей, нарушение ксении (греческое понятие гостеприимства), которая непосредственно попала под домен Зевса и, естественно, разозлила его.
Сизиф ещё больше разгневал Зевса, раскрыв местонахождение Эгины (дочери речного бога Асопа и нимфы Метопы), факт, который Зевс пытался скрыть от своего отца, Асопа. Разъярённый Зевс приказал Танатосу заковать Сизифа в
Тартар в качестве наказания. Хитрый Сизиф спросил Танатоса, как работают цепи, и Танатос исполнил его желание. Однако Сизиф воспользовался своим шансом и вместо этого поймал Танатоса в цепи.
Сизиф. Фото: www.worldhistory.org
Поскольку Танатос был пойман в ловушку, никто на земле не мог умереть; это особенно разозлило
Ареса, бога войны, поскольку его битвы потеряли весь смысл, так как никто не мог умереть, и он решил вмешаться. Арес освободил Танатоса, а затем передал ему Сизифа. Однако Сизиф снова перехитрил Танатоса, так как он сказал своей жене не выполнять обычные погребальные обряды. Разъярённый Аид отправил Сизифа обратно на землю, чтобы все исправить, чего Сизиф, конечно же, не сделал. Когда Сизиф не смог вернуться в Подземный мир, его утащил Гермес. Зевс, царь олимпийских богов, решил наказать его, заставив Сизифа
бесконечно толкать гигантский валун на холм.
Танатос в Алкестиде
В пьесе Еврипида "Алкестида" Судьба даровала бессмертие царю Адмету из Фер по просьбе Аполлона, после того как Адмет оказал Аполлону гостеприимство. Однако была одна загвоздка: Адмет должен был найти кого-то, кто займёт его место, как только Смерть придёт за ним. Его преданная жена Алкестида решила занять его место, проявив свою бескорыстность и любовь к мужу.
Геракл сражается со смертью, чтобы спасти Алкестду. Фото: www.worldhistory.org
В начале пьесы мы находим Алкестиду близкой к смерти. Танатос прибывает во дворец, одетый в чёрное и с мечом, чтобы забрать Алкестиду в Подземный мир. Вместо этого он натыкается на Аполлона, которого обвиняет в обмане за то, что тот позволил Адмету обмануть смерть:
Почему ты здесь, у двери, Феб?
Что ты тут делаешь?
Вы замышляете ещё одно преступление?
Узурпация прав нижних богов?
Разве недостаточно было того, что ты положил конец
смерти Адмета, споткнувшись о судьбы
с помощью вашего коварного трюка? Вы снова на страже,
с луком в руке, чтобы защитить ребёнка Пелиаса?
Она согласилась умереть вместо своего мужа.
(Alcestis, 29-38)
После гневного обмена Аполлон штурмует, говоря Танатосу, что гость в доме Адмета будет бороться за Алкестиду от него (Смерть). Танатос игнорирует его и продолжает своё дело.
Гость, которого упоминает Аполлон, — это не кто иной, как герой Геракл, который понятия не имеет о смерти Алкестиды. Не желая быть негостеприимным, Адмет решает ничего не говорить Гераклу и приказывает своим слугам сделать то же самое. По мере того, как Геракл становится всё пьянее и пьянее, его поведение раздражает слуг, которым трудно удержаться от траура по своей госпоже. Наконец, один забывшись говорит Гераклу, что Алкестида умерла. Геракл потрясён и зол, что его друг солгал ему. Он решает противостоять Танатосу, когда погребальные жертвы совершаются в гробнице Алкестиды, и заставить его вернуть ей жизнь.
Геракл возвращается во дворец с женщиной, покрытой вуалью, и представляет её Адмету как свою новую жену. Адмет непреклонен в том, что он не хочет неуважительно относиться к Алкестиде, взяв новую жену, но в конце концов принимает предложение своего друга. Он узнает, что женщина под вуалью - не кто иная, как Алкестида, к его удивлению и радости. Геракл говорит ему, что он сражался с Танатосом у гробницы Алкестиды, чтобы вернуть её.
Гипнос и Танатос Приносят Тело Сарпедона. Фото: www.worldhistory.org
Поклонение Танатосу
У Танатоса не было культа, установленного в его честь, но в
Спарте был храм, посвящённый ему, наряду с храмами, посвящёнными Гелосу (Смех) и Фобосу (страх), практика, которую греческий писатель
Плутарх (ок. 45-50 н.э. и ок. 120-125 н.э.) считал странной.
Существует также Орфический гимн, посвящённый Танатосу. Орфические гимны представляли собой сборник гимнов, направленных в основном на верховных и второстепенные божества в греческой мифологии, которые были написаны примерно в поздний эллинистический период (около III или II века до нашей эры) или в
раннюю римскую имперскую эпоху (около I – II века нашей эры). Орфические гимны играли центральную роль в орфизме - религиозной секте, которая следовала учению мифического поэта Орфея и чьим верховным божеством был Дионис. Гимн Танатосу (Смерти) выглядит следующим образом:
Услышь меня, о Смерть [Танатос], чья империя безгранична, простирается на смертные племена любого рода.
От тебя зависит часть нашего времени, чьё отсутствие удлиняет жизнь, чьё присутствие заканчивается.
Твой сон вечный разрывает яркие складки, которыми душа, притягивая тело, держится:
Общая для всех всех полов и возрастов, ибо ничто не ускользает от твоей всесокрушающей ярости;
Не молодость может обрести твоё милосердие, энергичное и сильное, тобою безвременно убитое.
В тебе познаётся конец творений природы, в тебе одном освобождается всякий суд:
Нет просительных искусств твой ужасный гнев, нет клятв отменить цель твоей души;
О благословенный пау'р, прими мою горячую молитву и человеческую жизнь, чтобы век был обильным.
(Орфические гимны, 86)
В медицине
Имя Танатоса живёт сегодня иными способами, особенно в области медицины. Танатос дал своё имя танатологии (изучению смерти) и танатофобии (неестественному страху смерти) в медицине. Редко используемое слово для вскрытия также происходит от Танатоса: Танатопсия.