Во II веке нашей эры, когда христианство находилось в процессе становления религии, появилась литература, которую учёные классифицируют как апокрифы и псевдоапокрифы. Апокрифы (греч. apokryptein, "прятаться") - это те книги, которые считаются вне канона, что означает, что они не были включены, когда Новый Завет стал официальным после обращения Константина в христианство.
Псевдоэпиграфы ("ложное писание") были откровенными подделками. Они были написаны или представлялись написанными от имени известного человека в прошлом, чтобы обеспечить достоверность. Евреи использовали этот литературный приём в своих апокалиптических текстах, претендующих на то, что они написаны Енохом, Моисеем и Авраамом. Поскольку они были на небесах, они были источниками как традиционных, так и скрытых тайн.
Христианское религиозное выражение охватывало экстатическое поведение, такое как "говорение на языках", одержимость духом, приводящая к пророчеству, и разработало правила и положения об использовании тела. Христианское поведение было оформлено понятиями безбрачия (отсутствие официального брака) и целомудрия (отсутствие полового акта) как идеального поведения. Харис ("дары") понимались как дары от духа Божьего. Учёные описывают эту литературу как особую точку зрения, известную как "харизматическое христианство". В этих историях концепция харизматических даров служила фоном для совершения чудес, исцелений и обращений. Все христианские персонажи остаются целомудренными и безбрачными.
Евангелие от Фомы
Люди хотели узнать больше подробностей о движении. Только Матфей и Лука предоставили историю рождения Иисуса из Назарета, но затем они перешли непосредственно к служению. Каким был Иисус в детстве? Знал ли он с самого начала, что он мессия? На эти вопросы ответило Евангелие от Фомы. Автор этого текста остаётся неизвестным, но он был приписан раннему миссионеру по имени Фома. Для многих современных христиан младенец Иисус — это не то, чего они ожидают; это портрет того, кого мы сейчас сочли бы супер-ребёнком.
Как в древнем мире, так и в современном люди верили, что великие люди должны иметь необычное рождение и детство, они должны сразу проявлять свою необычность и быть вундеркиндами.
Так было и с юным Иисусом. Текст начинается с Иисуса, играющего в грязи (как и все дети). Он превратил грязь в птиц, которые летали, но, когда Иисус играл с другими мальчиками на улице, он разозлился и убил одного из них. Родители пришли к Марии и Иосифу с мольбой контролировать своего ребёнка, и поэтому они пытались найти ему наставника, но, конечно, Иисус был умнее их всех.
Однажды соседский мальчик упал с крыши и умер. Все обвиняли Иисуса, поэтому он воскресил мальчика из мёртвых (предварительный просмотр его более поздней деятельности во взрослом возрасте). Этот текст имеет счастливый конец; Иисус вернулся и воскресил первого мальчика, которого он ударил. Общая цель текста-показать, как молодой Иисус (обладающий великой силой) учится в конечном итоге контролировать свой дар, чтобы использовать их только для спасения человечества, а не для своих собственных интересов.
Благая весть до благой вести
Эта история вошла в традиционные биографии Марии и Иосифа. Ко II веку Иисус был полностью понят как бог и/или сам Бог. Таким образом, эта божественность Иисуса привела к созданию изменения статуса его матери, Марии. Мы узнаем имена родителей Марии, Иоакима и Анны, которые стары и бесплодны (типология из еврейских Писаний). Анна молилась о получении ребёнка и обещала посвятить его Богу, если исполнится её желание. После отлучения Марии от груди Анна отнесла девочку Марию в Храм на воспитание священникам. Мария проводила свои дни в Храме, ткала гобелены.
Воспитание Марии в Храме хранило её в чистоте и изоляции от всего зла и внешних влияний. Однако, когда Мария достигла возраста половой зрелости, у священников возникла проблема: женщинам запрещено входить в храм в период менструации. Они решили выдать её замуж и устроили смотрины. Многие мужчины пришли, и они были выстроены для проверки священниками. Некоторые из них были земледельцами, держащими в руках посохи или трости. Один из посохов чудесным образом расцвёл, посох Иосифа. Это сказало священникам, что он избран Богом.
В Рождество мы узнаем, что повивальные бабки посещали Марию. После рождения Иисуса у одной из повивальных бабок по имени Саломея возникли сомнения относительно непорочного зачатия. Она просунула руку через влагалище Марии к девственной плеве и обнаружила, что она все ещё цела, даже после родов, и в этом она была убеждена. За свои сомнения она была наказана, когда она вытащила руку, та была ужасно обожжена и покрыта чешуёй. Затем она положила руку на колыбель Иисуса, и её рука была исцелилась.
Дева с младенцем, Лоренцо Гиберти. Фото: www.worldhistory.org
Тем не менее, все Евангелия (даже от Матфея и Луки, которые сообщали о непорочном зачатии) утверждали, что у Иисуса были братья и сестры после его рождения. Названы только братья: Иаков, Иосиф, Иуда и Симон. Мы можем подтвердить историческое существование Иакова, так как апостол Павел посетил его в Иерусалиме.
Теперь Мария получила новый титул Богородицы ("Богоносца"), потому что она носила божественность в своём чреве. Именно тогда Мария была объявлена вечной девственницей, поскольку у неё никогда не было полового акта. Переосмысливая братьев Иисуса, католицизм учит, что, хотя греческое слово adelphoi означало буквальных братьев, его следует интерпретировать как двоюродных братьев. В некоторых православных традициях братья - сводные братья, сыновья предыдущего брака Иосифа, ныне считающегося вдовцом.
Евангелие от Петра
Этот текст сохранился лишь фрагментарно, и учёные продолжают спорить о том, относится ли он к I веку (до Евангелия) или ко II веку. Это Евангелие (и более поздние версии с более подробными сведениями) касалось двух конкретных вопросов:
Чем занимался Иисус полтора дня (с вечера пятницы до утра воскресенья)?
А как же все умершие в прошлом, которых уже не было здесь, чтобы Иисус их спас?
Она начинается в medias res, у гробницы Иисуса в воскресенье утром. В Евангелии от Петра, заимствованном у Матфея, именно стражники первыми засвидетельствовали воскресение, к которому каким-то необъяснимым образом присоединились в то утро Ирод Антипа и Понтий Пилат. Они видят трех "существ", выходящих из гробницы, двух ангелов и Иисуса, чьи головы достигают небес. В эту группу входит крест, который говорит. Крест говорит: "свершилось". Когда они наблюдали за этой сценой, начался рёв, и они знают о сотнях душ, следующих за Иисусом из гробницы. Это души праведников, или людей, умерших с незапамятных времён. Хотя они и не были христианами, тем не менее вели праведную жизнь – Адам и Ева, Авраам, Ной, Моисей, Пророки, а также Платон и Аристотель.
Мучения ада. Фото: www.worldhistory.org
В конечном счёте, концепция о том, что Иисус спустился в ад, была принята в никейский символ веры, и именно в раннем средневековье к этой истории было добавлено ещё много деталей, особенно поединок между Иисусом и сатаной за эти души. Он стал известен как Боронование ада, причём слово "гарри" понималось как военный термин, означающий набеги или вторжения (как набеги викингов в то время). В христианском богословии врата Ада оставались закрытыми до тех пор, пока Иисус не спустился и не открыл их.
Деяния апостолов
Деяния или деяния апостолов рассказывали легендарные истории о том, что случилось с апостолами в их различных областях миссии, и как они якобы все умерли мученической смертью. Большинство из этих историй сохранились лишь фрагментами. Однако истории Фомы и Петра составляют несколько томов.
Деяния Фомы
Это история апостола Фомы, чьи путешествия привели его в Индию. Индийские христиане считают его своим основателем; его могила находится в индийском штате Гоа. Попутно он объездил все империи Ближнего Востока, обращая людей повсюду.
В одной истории в Индии король дал ему средства на восстановление дворца, но Фома потратил их на благотворительность. В типичной истории, Фома приглашён либо местным королём или магистратом, чтобы присутствовать на свадьбе, тянет пару в сторону, и отговаривает их от завершения их брака в ту ночь. В одной из сцен сам Иисус появляется сидящим на брачном ложе, чтобы перечислить все ужасные вещи, связанные с сексом и деторождением. История заканчивается его мученической смертью от копья, потому что он обратил в христианство жён короля.
Деяния Петра
Деяния Петра - одна из самых длинных и полных историй, сохранившихся до наших дней. В этой истории часть информации была получена из Евангелий и Деяний, но другие источники остаются неизвестными. Пётр был одним из первых учеников, призванных Иисусом. Тёща Петра была больна, и Иисус вылечил её. Затем она встала и приготовила для них.
Ко II веку Пётр показан как вдовец (который придерживался целибата), но мы также узнаем, что у Петра была дочь от первого брака. Она повсюду путешествовала с ним и помогала с миссией. Однако, когда она приблизилась к половому созреванию, многие мужчины просили у Петра её руки. Пётр не знал, как поступить, и стал молиться. Его дочь была поражена молнией и осталась калекой на всю жизнь. Это было изображено как божественное чудо; после этого никто не хотел её. Она могла продолжать работу со своим отцом, как девственница.
Пётр совершал чудеса в своих путешествиях, но большая часть Деяний Петра была посвящена испытаниям между Симоном Волхвом и Петром. Симон Волхв (Симон волхв) - персонаж Деяний Апостолов. Когда Пётр и Иоанн возложили руки на самарянских христиан, Симон был впечатлён и хотел купить у Петра эту уловку, но Пётр увещевал его. (Это позднейшая христианская концепция симонии, или попытки купить себе путь в Рай).
Пётр постоянно натыкался на Симона, куда бы тот ни шёл. Из этой истории (и версии Иринея Симона как "мать всех ересей") мы узнаем, что Симон развил такое высокомерие своими магическими трюками, что начал утверждать, что он живой бог. К тому времени, как Пётр и Симон добрались до Рима, Симон стал любимцем двора римского императора Нерона(54-68 гг. н. э.) и приглашался исполнять свои трюки на многих государственных банкетах. Существует несколько историй их состязаний в Риме. Римская толпы настаивают на том, чтобы Пётр, как и Симон, показал им фокус. Питер подходит к ларьку, где они продают рыбу, и воскрешает рыбу. В другой истории Симон в какой-то момент скрывается, чтобы не встречаться с Петром, но бродячая собака находит его.
Святой Пётр и Симон Волхв. Фото: www.worldhistory.org
Окончательное состязание закончилось гордыней Симона. Он объявил, что все должны встретиться с ним на форуме на следующее утро, когда он продемонстрирует, что может летать. Он построил 18-метровую башню. Сверху сконструировал кран, оснащённый руками, спрятанными под плащом, так что внизу казалось, что он может летать самостоятельно. Однако его самомнение взяло верх. Поднявшись туда, он решил не пользоваться журавлём и полетел. Тело Симона разбилось о площадь.
В Деяниях Петра также подробно описано, что произошло с Петром во время (предполагаемого) преследования Нероном. Христианская община в Риме убеждала Петра уйти, так как его более важной работой была проповедь Евангелия. Бежав из Рима по Аппиевой дороге, он встретил видение Иисуса на пути в город и спросил: "Quo vadis, Domine?" ("Куда ты идёшь, Господи?") Иисус сказал ему, что он должен пойти в Рим, чтобы снова умереть. Чувствуя себя виноватым, Пётр вернулся, был арестован, а затем началась знаменитая история о том, что он просил распять его вниз головой, так как не был достоин умереть так же, как Иисус. Место вдоль античного участка Аппиевой дороги в Риме отмечает это событие.
Деяния Павла и Фёклы
Авторы христианских легенд часто использовали очень популярную форму повествования - любовный роман из греческой литературы. Этот жанр может быть знаком сегодня из сказок, вестернов, любовных романов арлекинов и мыльных опер, с обычной сюжетной линией, включающей следующие элементы:
Мальчик встречает девушку, и они влюбляются. Либо они принадлежат к неправильным классам, либо родители не одобряют, поэтому их разделяют.
Девушку похищают пираты или какой-нибудь злодей.
Мальчик отправляется на её поиски; у мальчика всегда есть лучший друг, комический кореш.
У них обоих есть приключения, обычно кораблекрушение или два, и девушке всегда угрожают изнасилованием или почти изнасилованием, но её девственность остаётся нетронутой. Часто есть магистрат или высокопоставленный чиновник, который влюблён и пытается принудить ее к браку.
Иногда боги вмешиваются, чтобы спасти их в этих приключениях.
Они наконец воссоединяются, женятся и живут долго и счастливо.
Любовный роман был полностью включён в Деяния Павла и Феклы. Она открывается нашим единственным физическим описанием апостола Павла, ставшего культовым: средних лет, невысокий, лысый, с крючковатым носом и широкими стопами. Этот портрет подчёркивал, что влечение Фёклы к Павлу не было физическим или сексуальным. Фёкла услышала проповедь Павла и обратилась в веру. Она хотела стать последовательницей Павла, но была помолвлена с сыном местного судьи. Выслушав Павла, она восхитилась его безбрачным образом жизни и поэтому отказалась выходить замуж. Затем Фёкла была арестована, предана суду, осуждена и приговорена к казни, а её мать поддержала приговор. Мы должны признать гиперболу здесь; не было никакого римского закона, который приговорил бы вас к смерти, если вы отказались выйти замуж.
Святая Фёкла. Фото: www.worldhistory.org
Фёкла была отправлена на арену, где её приговорили умереть в резервуаре с плавающими в воде гигантскими угрями-людоедами, но прежде, чем Фёклу толкнули, она сама прыгнула в воду, тем самым, как она заявила позже, крестив себя. Конечно, они отказались её есть. Девушку отпустили и отправили в другой город, где снова возникла та же проблема (и везде, где она путешествовала). В неё всегда влюбляется местный аристократ, но она отказывается выходить замуж, за это её приговаривают к казни, но она выживает. Каждый раз повествование содержит длинные дебаты и речи, в которых освещаются христианские учения. К истории добавляются сочувствующие христианские женщины из высшего класса (обычно вдовы), которые приняли её и пытались защитить.
Странность в истории произошла с усилиями Фёклы. Нам говорят, что она подстригла волосы и оделась как мужчина, чтобы следовать за Павлом. Однако Павел отверг её как последовательницу. Это указывает на то, что христиане потворствовали культурному предубеждению против переодевания или слияния гендерных идентичностей. В конце концов, Фёкла закончила жизнь в пещере, где она стала христианским оракулом, которого посещали многие паломники, ищущие её совета.
Хотя её хвалили за безбрачие и целомудрие, одна из причин того, что эта история не была принята в западной традиции, это её самокрещение, что считается невозможным и недопустимым.
Почитается как святая в Восточном православии.
Апокалипсисы
II век также произвёл дополнительные апокалипсисы. Апокалипсис Павла сохранился лишь в нескольких фрагментах, но Апокалипсис Петра известен из многих древних рукописей. Она оформлена как беседа воскресшего Христа с Петром и верующими, с первым видением рая, а затем ада. На небесах люди имеют чистую, молочно-белую кожу, вьющиеся волосы и красивы. Они также носят блестящие одежды, сделанные из света, как ангелы. Сцены воссозданной земли там, с цветами и специями. Каждый проводит своё время, воспевая молитвы и хвалу Богу.
В аду мы находим понятие, что наказание соответствует преступлению. Эта идея, возможно, была взята из древних повествований о злых мёртвых в загробной жизни из Месопотамии, Египта, зороастризма и некоторых речей в книге Иова. Богохульников вешают за языки. Женщин, которые украшают себя с целью прелюбодеяния, подвешивают за волосы над бурлящей трясиной. Мужчин-прелюбодеев вешают за ноги, а их головы - в грязь рядом с ними. Убийцы заключены в яму ползучих тварей, которые мучают их. Мужчины, которые берут на себя роль женщин в сексуальном плане и лесбиянок, поднимаются ангелами на большой утёс и низвергаются на дно.
Идея состоит в том, что все эти наказания происходят вечно; каким-то образом языки отрастают каждую ночь, чтобы наказание могло продолжаться. Мы действительно не знаем, насколько Данте Алигьери (1265-1321) знал этот текст, когда писал "Ад", но он включил ту же концепцию в средневековую литературу, что грех приводит к соответствующему наказанию.