Пиво – древнейший алкогольный напиток, который когда-либо употребляли люди. История показывает, что как только были удовлетворены основные потребности, будь то еда, жильё, определённые законы и правила жизни, стали появляться первые алкогольные напитки.
Древнейшие следы производства пива были обнаруженны в
шумерском поселении на территории современного Ирана, начиная с 3500-3100 гг. до н. э., но тогда подобные напитки уже стали повседневностью, а зафиксированно их производство только с появлением письменности. В среде древнейших цивилизаций алкоголь всегда становился частью накрытого стола, как только простой обед переходил в праздник.
В Месопотамии пили не только пиво, вино тоже было им известно, но оно не получило и доли той популярности, что было у пива.
Пива настолько уважали, что считалось, что его создали боги и научили людей искусству пивоварения. Пенный напиток фигурирует в многочисленных мифах: о богине Инанне, в эпосе о Гильгамеше. В шумерском эпосе о Нинкаси, записанном в 1800 году до н. э., но на самом деле он гораздо древнее. Эпос во многом является хвалой во славу пива и содержит в себе рецепт пивоварения.
Происхождение и развитие пива
Считается, что ремесло пивоварения началось в домашних кухнях, когда зерна, используемые для выпечки хлеба, были оставлены без присмотра и начали бродить. Учёные Джереми Блэк и Энтони Грин пишут: "алкогольные напитки, вероятно, появились в результате случайного открытия на ранней стадии охотников-собирателей человеческой предыстории". В то время как эта теория уже давно принята, учёный Стивен Бертман выдвигает другую и обсуждает давнюю популярность напитка:
Хотя хлеб был основой месопотамской диеты, ботаник Джонатан Д. Зауэр предположил, что его изготовление, возможно, не было первоначальным стимулом для выращивания ячменя. Вместо этого, утверждал он, реальным стимулом было пиво, впервые обнаруженное, когда ядра ячменя были найдены прорастающими и бродящими в хранилище. Независимо от того, прав Зауэр или нет, пиво вскоре стало любимым напитком древних месопотамцев. Как гласит шумерская пословица: "Кто не знает пива, тот не знает добра". У вавилонян было около 70 сортов, и пиво нравилось как богам, так и людям, занимающимся искусством, пили его из длинных соломинок, чтобы избежать ячменной шелухи, которая имела тенденцию всплывать на поверхность.
Печать королевы Пуаби. Фото: www.worldhistory.org
Учёный Макс Нельсон также отвергает утверждение, что пивоварение было обнаружено случайно, написав:
Фрукты часто естественным образом ферментируются под действием диких дрожжей, и получающиеся алкогольные смеси часто разыскиваются животными. Люди, жившие до земледелия в различных областях, начиная с эпохи неолита, наверняка также искали такие ферментированные фрукты и, возможно, даже собирали дикие плоды в надежде, что они окажут интересный физический эффект (то есть опьянят), если их оставить на открытом воздухе.
Пиво стало популярным не только из-за вкуса и его эффектов, но и потому, что его было безопаснее пить, чем воду региона.
Учёный Пол Кривачек подробно описывает, систему стоков отходов и продуктов жизнедеятельности людей. Эти стока уводили всё это за территорию города, но в свою очередь, сточные воды загрязняли питьевую воду.
Кривачек отмечает, что это было "великолепное инженерное достижение, но потенциальная катастрофа для общественного здравоохранения". Хорошая вода оставалась далеко за стенами города, а та вода, что была ближе, хорошо шла на изготовление пива. Процесс брожения и содержание алкоголя помогало обезопасить и обеззаразить воду.
Открытые водоёмы вблизи городов были загрязнены сточными водами канализации, и стали небезопасны для использования без дополнительной обработки. Грунтовые воды были солёные, и их тоже использовать было нельзя. Поэтому слабоалкогольное пиво было наиболее безопасным напитком. Даже в Западной Европе в средние века, по тем же причинам пиво подавали каждый раз во время еды, его давали даже детям и больным. В Шумерском обществе пиво часто было частью заработной платы наёмных рабочих.
Производство пива вскоре перешло на коммерческие рельсы, и стало ещё более популярным. Когда мужчины осознали, насколько выгодно производить пиво, они взяли производство под свой контроль, хотя работали на пивоварнях по-прежнему женщины. Производство оставалось ручным не смотря на централизацию и создания крупных производств.
Основой для производства пива был ячмень. Зерно дробили и смешивали с водой, из полученной массы выпекали лепёшки. Эти лепёшки снова размалывали, добавляли воду и оставляли бродить. Полученную смесь процеживали от мякоти, хотя полной фильтрации, конечно, не было. Пиво в Месопотамии было скоропортящимся товаром, и выпить его нужно было пока оно свежее. В клинописных текстах упоминаются различные виды пива, "крепкое пиво", "прекрасное пиво" и "тёмное пиво". Другие сорта производились из эммера или кунжута, а также фиников в неовавилонский период и позже.
Месопотамский квитанция на пиво. Фото: www.worldhistory.org
Считалось, что боги дали пиво человечеству, и поэтому пиво было предложено им в жертву в храмах по всей Месопотамии. Как уже отмечалось, оно также использовалось для выплаты заработной платы и охотно употреблялось на религиозных праздниках, торжествах и похоронных церемониях. Пиво ассоциировалось с хорошими временами как напиток, который заставлял сердце чувствовать себя лёгким и позволял забыть о своих проблемах.
В Эпосе о Гильгамеше, например, герой, обезумевший из-за смерти своего друга, отправляется на поиски бессмертия и смысла жизни. В своих путешествиях он встречает барменшу Сидури, которая предлагает ему оставить такие высокие стремления и просто наслаждаться жизнью, пока он жив; короче говоря, она говорит ему расслабиться и выпить пива. Пиво было широко распространено по разным причинам и практически при любых обстоятельствах. Блек и Грин пишут:
То, что коммерциализированное социальное питье, а не для религиозных или медицинских целей, было распространено, по крайней мере, в начале второго тысячелетия до нашей эры, подтверждается законами Хаммурапи Вавилонского, регулирующими публичные дома.
Хотя шумеры впервые разработали ремесло пивоварения, вавилоняне пошли дальше и регулировали, как его варят, подают и даже кто может его продавать.
Например, жрице, посвящённой божеству, разрешалось пить столько пива, сколько ей заблагорассудится, но ей запрещалось открывать таверну, подавать пиво или входить в таверну, чтобы пить публично, как простой женщине.
Как и в самом процессе пивоварения, первыми барменами были женщины, как ясно из Кодекса Хаммурапи. Среди других правил кодекс Хаммурапи угрожает утоплением любой женщине, ухаживающей за баром, которая наливает "короткую меру" пива для клиента; это означает, что любой, кто не наполняет сосуд клиента в соответствии с уплаченной ценой, будет наказан.
Пиво путешествует по миру
Через торговлю пиво попало в Египет, где люди охотно приняли напиток. Египтяне любили своё пиво так же сильно, как месопотамцы, и пивоварни выросли по всему Египту. Как и в Месопотамии, женщины были первыми пивоварами, и пиво было тесно связано с богиней Хатхор в Дендере на ранней стадии. Учёный Ричард Х. Уилкинсон пишет:
Хатхор ассоциировалась с алкогольными напитками, которые, по-видимому, широко использовались на её праздниках, и изображение богини часто встречается на сосудах, изготовленных для хранения вина и пива. Таким образом, Хатхор была известна как хозяйка пьянства, песни и мирры, и вполне вероятно, что эти качества увеличили популярность богини со времён Древнего Царства и обеспечили её постоянство на протяжении всей остальной истории Египта.
Хотя Хатхор поощряла людей свободно выражать свою радость в жизни через выпивку, следует отметить, что чрезмерное употребление алкоголя было уместно только при определенных условиях.
Ни Хатхор, ни другие египетские божества не улыбались пьяным рабочим или тем, кто злоупотреблял алкоголем в ущерб другим. Универсальный принцип маат (гармонии и равновесия) допускал чрезмерное употребление алкоголя, но всегда находился в равновесии с остальными повседневными обязанностями, семьёй и большим сообществом.
Хатхор не была главной богиней пива, однако; египетская богиня пива была Тененит (от одного из египетских слов для пива, тенему), и считалось, что искусство пивоварения было впервые преподано ей самим великим богом Осирисом. Как и Нинкаси в Шумере, Тененит варила своё пиво из лучших ингредиентов и следила за каждым этапом его создания.
Пивоварение в Древнем Египте. Фото: www.worldhistory.org
Трудами богини было создано множество разнообразных сортов пенного напитка. Есть свидетельства, что все работники в храмовом комплексе Гиза вместе с едой трижды в день получали пиво. Напиток стал основой для множества разнообразных снадобий и лекарств. Здесь так же, как и в долинах Тигра и Евфрата, пиво было более безопасным способом обеспечить организм жидкостью, нежели простая вода. И пили его люди всех возрастов.
Из Египта пиво попало в Грецию (о чем свидетельствует сходство другого египетского слова для пива, zytum и древнегреческого для напитка, zythos).
Греки, однако, как и римляне после них, предпочитали крепкое вино пиву и считали зернистое варево низшим напитком варваров.
Римский император Юлиан даже сочинил стихотворение, превознося достоинства вина как нектара, отмечая, что пиво пахнет козлом. О том, что римляне действительно варили пиво, свидетельствуют находки на римском форпосте в Регенсбурге, Германия, основанном в 179 году Марком Аврелием как Casta Regina - а также в Трире и других местах.
Падение и подъём пива
По мере распространения
Римской империи, естественно, развивались римская культура и вкусы. Поскольку римляне предпочитали вино пиву, пиво считалось неприятным “варварским напитком” по сравнению с культивируемым и высококлассным вином. Тем не менее, похоже, что именно
кельты были первыми ответственными за преимущественный статус вина перед пивом, поскольку они также считали пиво непригодным напитком для человека.
Нельсон пишет:
Считалось, что пиво является низшим типом опьяняющего вещества, поскольку оно (по крайней мере часто) подвержено разрушительной силе дрожжей и, естественно, является "холодным" и, следовательно, женственным веществом, в то время как вино считалось незатронутым дрожжами и скорее "горячим" и, следовательно, мужественным веществом.
Галлы “пристрастились к вину, импортируемому итальянскими купцами, которое они пили без смешивания [с водой] и в неумеренных количествах до такой степени, что впадали в ступор”, а также к тому, что они были так очарованы вином, что “обменяли раба на один кувшин итальянского вина” (Нельсон, 48-49).. Однако несмотря на то, что преобладающая элита плохо относилась к пиву, их отношение не мешало людям варить напиток.
Урартские пивные кувшины. Фото: www.worldhistory.org
Как Нельсон ясно даёт понять на протяжении всей своей работы, Напиток варвара: история пива в Древней Европе, пиво, признанное в наши дни как "пиво", развилось в Германии, и их методы пивоварения затем повлияли на дальнейшее развитие по всей Европе. Немцы варили пиво ещё в 800 году до н. э., и их ранние методы отражали методы древних шумеров в отношении чистоты напитка, но с важным добавлением хмеля. Женщины также были первыми пивоварами в Германии, и пиво делалось только из пресной нагретой воды и лучших зёрен. Традиция продолжалась вплоть до христианской эры, когда монахи занялись ремеслом пивоварения и продавали пиво из своих монастырей.
Пиво все ещё считалось божественным даром, теперь данным христианским богом, и зло, которое могло возникнуть из-за пьянства, приписывалось дьяволу. Считалось, что библейское предписание воздерживаться от пьянства (Ефесянам 5:18) относится не к самому напитку, а скорее к баловству, которое открыло дверь для тёмных сил, чтобы войти в жизнь человека, а не наполниться Святым Духом, посланным от Бога. Этот взгляд на пиво похож на взгляд людей древней Месопотамии, которые обвиняли человека в чрезмерном употреблении алкоголя и сопутствующих проблемах, которые могли возникнуть, но никогда сам напиток.
К 770 году христианский король Карл Великий назначал пивоваров во Франции и, как и вавилоняне до него, регулировал его производство, продажу и использование. Пиво все ещё считалось более здоровым для питья, чем вода, из-за процесса пивоварения и продолжало ассоциироваться с божественным происхождением; его популярность также не уменьшалась.
Финский эпос, Калевала (написано в XVII веке, но основано на гораздо более старых сказках) посвящает пиву больше строк, чем сотворению мира, и восхваляет эффекты пива таким образом, что они легко узнаваемы для любого от древнего Шумера до современного пьющего.
Пивовары продолжали пользоваться особым статусом в своих общинах до XIX - XX., когда группы трезвости получили политическую власть в Соединённых Штатах и некоторых районах Европы и смогли в большей или меньшей степени ввести запрет. Тем не менее, давно установившаяся популярность интоксикантов среди людей не могла быть подавлена законодательством, и все акты всех руководящих органов не остановили бы пивоваров и виноделов от нового роста.
В наши дни пиво является таким же прибыльным коммерческим предприятием, как и в древнем мире, и напиток сохраняет свою популярность в международном масштабе. Независимо от того, переживает ли человек хорошие или плохие времена, пиво продолжает пользоваться тем же высоким статусом, что и в древней Месопотамии: напиток, который заставляет сердце чувствовать себя легко.