Древние и средневековые
кельтские культуры производили множество разных украшений, особыми отличительными чертами выделялись броши, фибулы и булавки. Без застёжек и пуговиц броши использовались для застёгивания предметов одежды, для создания приятного или модного расположения складок, носились как амулеты или просто демонстрировались как украшение мужчинами, и женщинами. Некоторые древние конструкции, в частности круглая брошь, продолжали быть популярными в раннесредневековой Европе, и два из лучших примеров этого - брошь Тара и брошь Хантерстона, которая, вновь открытая в XIX веке н. э., вызвала новую волну популярности кельтского ювелирного дизайна.
Функция
То, что древние кельты носили украшения, обильно подтверждается как древними писателями, так и археологическими находками в гробницах и ямах обетных жертвоприношений.
Как и сегодня, ювелирные изделия имели много функций для древних кельтов. Для мужчин, женщин и детей он имел практическую функцию удерживать одежду - не было молний или пуговиц - и создавать желаемое расположение складок.
Как римский писатель Кассий Дион (ок. 164 - ок. 229/235 н. э.) лихо отметил Боудикку, королеву иценов в Британии (ум. 61 н. э.):
Она была огромной, ужасающей и с резким голосом. Огромная масса ярко-рыжих волос падала ей на колени; на ней был большой витой золотой торк и многоцветная туника, поверх которой была накинута толстая мантия, скреплённая брошью.
Ни один владелец не ограничивался одной брошью. Могила в Баден-Вюртемберге в Германии, которая датируется 400-300 годами до нашей эры, показала, что покойный носил предмет одежды, скреплённый вместе с помощью трёх пар брошей различных конструкций.
Кельтская брошь в виде лошади. Фото: www.worldhistory.org
Ювелирные изделия могли быть простыми или декоративными и, изготовленные из драгоценных материалов, были очень заметным способом показать богатство и ранг владельца в обществе с небольшим количеством других видимых форм социального статуса. Наличие украшений в детских могилах предполагает, что эти предметы выполняли функцию амулетов, которые защищали владельца. Эта идея применима и к взрослым. Например, броши с изображением кельтской богини воды-нимфы Ковентины в римской Британии дарили беременным женщинам, чтобы защитить их во время родов. Броши с получеловеческими головами и рыбьими телами также могли рассматриваться как амулеты и были найдены в захоронениях по всей Европе.
Наконец, ювелирные изделия носили просто потому, что владельцу нравился внешний вид определенного предмета и, как мы можем себе представить, возможно, потому что он нёс воспоминания и ассоциации с человеком, который его подарил или ранее владел им.
Материалы
Основа или основной корпус кельтских брошей и булавок изготавливались из литой или кованой бронзы, железа или латуни, которые затем гравировались, перфорировались, прослеживались или инкрустировались яркими материалами, такими как янтарь, коралл, полудрагоценные камни, такие как гранат, эмаль, гагат, сапропель и стеклянная паста. Золото и серебро также использовались, хотя и реже, и серебро было, возможно, удивительно, наименее часто используемым из этих двух драгоценных металлов.
Кельтская брошь-пенаннулар. Фото: www.worldhistory.org
Дизайн
Кельтские булавки или фибулы были сделаны как современные английские булавки с тонкой лапкой, согнутой за более декоративной частью, чтобы закрыть их. Броши, между тем, могли быть более сложными и принимать практически любую форму.
Общие кельтские проекты брошей включали формы, которые напоминали змей, лошадей, хищных птиц, луки, колокола, лодки, барабаны, маски и головы животных (реальные или воображаемые).
Как и тотемы животных на
кельтских щитах и мечах, возможно, считалось, что ношение изображения определенных животных, таких как кабан, баран или бык, давало владельцу какую-то защиту или прививало ему особые характеристики этого животного, такие как мужество и упорство.
Кельтские броши, сделанные в виде голов животных, часто называют фибулами. Броши с двумя головами, по одной на каждом конце, часто называют брошами "драконьими", и они смешали кельтский S-образный дизайн с римской тенденцией изображать странных животных. Нередки броши в виде человеческих голов, часто с волосами и бородой, изображёнными с использованием растительных мотивов, а также с выпяченными глазами и щеками. Иногда есть крест с животным, таким как лошадь с человеческим лицом или с головой животного на одном конце броши и человеческой головой на другом. Другие популярные мотивы включали спирали и замысловатые узлы. Дизайн брошей и булавок сильно менялся с течением времени, и эти тенденции очень часто помогают археологам датировать сопутствующие находки при раскопках.
Брошь Браганса
Выдающимся примером кельтской фибулы является золотая брошь Браганса, которая была обнаружена в Испании и датируется периодом с 250 по 200 год до н.э. Стилистические соображения указывают на греческого производителя. У него есть кельтский воин в комплекте щит, шлем, ножны и меч (правда клинок отломился). Воин сталкивается с прыгающей охотничьей собакой. Глаза как воина, так и собаки когда-то были инкрустированы стеклом, как и изогнутая часть позади воина, которая заканчивается собачьей головой с обеих сторон. Булавка и пружина или шарнир малоберцовой кости были потеряны. Фибула имеет длину 14 сантиметров и сейчас находится в Британском музее в Лондоне.
Кельтский воин, брошь Браганса. Фото: www.worldhistory.org
Кельтские броши
Брошь penannular была очень распространённой формой древних кельтских украшений, распространённой в Британии до римского периода. Как правило, изготовленные из бронзы, железа или медного сплава, они состоят из кольца и центральной булавки, которая пересекает диаметр кольца. Поворачивая булавку до тех пор, пока она не встретит разрыв в кольце, брошь можно открывать и закрывать, а булавку вставлять в ткань. Дизайн, вероятно, развился из более ранних прямых булавок с богато украшенным кольцом.
Пенаннский тип броши продолжал изготавливаться по всей Европе на протяжении всего средневекового периода, в том числе викингами. Дизайн был популярен среди христиан, и была разработана версия, которая не имеет разрыва в кольце, отсюда и их общее название "псевдо-пенанулярные" броши. Этот последний тип, пожалуй, лучше всего виден в VII-м веке н. э. Брошь Хантерстона из Шотландии и VIII-м веке н. э. брошь Тара из Ирландии.
Ещё одной дизайнерской разработкой стало сплющивание концов в настоящих пенанулярных брошах, что дало художнику более широкую площадь для демонстрации своих навыков в металлообработке и инкрустации. Эта эволюция, возможно, отразила моду римских солдат носить награды за доблесть, которые выглядели как миниатюрные
древние кельтские торки. Другие известные примеры пенанулярных брошей являются Londesborough брошь, брошь Breadalbane и брошь Killamerry, которые показывают постоянную популярность дизайна в средневековой Великобритании и Ирландии.
Брошь Хантерстона. Фото: www.worldhistory.org
Брошь Хантерстона
Брошь Хантерстона была обнаружена случайно людьми, добывавшими камень в Хантерстоне в Айршире, Шотландия, около 1830 года. Возможно, он был сделан около 700 года в королевском месте, таком как Дунадд в Аргайле, но также возможно, что он пришёл с сокровищем, вывезенным из Ирландии викингами-налётчиками. Мастерство обработки металла напоминает немецких мастеров, и вполне возможно, что брошь была сделана англосаксом для кельтского клиента. Кто бы её ни сделал, брошь позже принадлежала "Викингу", который нацарапал своё имя рунами на спине где-то в X веке. Одна из этих гравировок переводится как "Maelbrigte владеет этой брошью" (хотя имя является гэльским христианским именем).
Как и многие произведения исключительно тонкого древнего и средневекового искусства, брошь Хантерсона является примером объекта, который соединяет различные европейские культуры с его дизайнерским вдохновением, техническим ноу-хау и сменой владельца.
Брошь Хантерстона имеет диаметр 12 сантиметров, а булавка длиной 14 сантиметров (хотя сейчас она сломана). Брошь выполнена из литого серебра с добавлением золота. Есть также янтарные шпильки и рисунки животных, в том числе змей. Рисунки животных покрыты грануляциями, в то время как другие панели имеют переплетающийся мотив, напоминающий иллюминированные рукописи. Обратная сторона намного проще, но все же имеет некоторые области яркого украшения. Брошь сегодня выставлена в Национальном музее Шотландии, Эдинбург.
Брошь Тара. Фото: www.worldhistory.org
Брошь Тара
Брошь Тара была неайдена на пляже недалеко от Беттистауна в графстве Мит в 1850 г. Брошь теперь выставлена в Национальном музее Ирландии в Дублине. Брошь довольно маленькая и имеет диаметр всего 8,9 сантиметра, хотя булавка длиннее, чем у более древних кельтских брошей. Изготавливается из позолоченного серебра со стеклянными, янтарными и эмалевыми вставками, а также с участками филиграни, рельефными "сколами" и витой золотой проволокой. Брошь прекрасно отображает тонкую ремесленную работу, и выполнена в характерном позднекельтском стиле. Христианское влияние на кельтское искусство проявляется в стилизованных птицах по обе стороны креста в самой широкой части кольца, символе вечной жизни, когда они пьют.
Даже обратная сторона броши Тара, которую нельзя увидеть при ношении, сильно украшена. Выгравированные области показывают птиц, рептилий и спиральные узоры. Брошь имеет цепочку из скрученных серебряных проволок, которая прикреплена к основному корпусу через две металлические головы животных, окружающие две стеклянные человеческие головы.
Дизайн пенанулярной броши, после таких открытий, как броши Тара и Хантерсона, вызвал огромный общественный интерес, стал очень модным в Европе во второй половине XIX века нашей эры. Престижные ювелиры делали новые версии, копируя кельтские узоры, но используя такие драгоценные материалы, как платина и бриллианты, и поэтому они привлекали известных клиентов, в том числе королеву Викторию.