Галатия была регионом в северо-центральной Анатолии (современная Турция), заселённым
кельтскими галлами около 278-277 годов до нашей эры. Название происходит от греческого слова “Галлия”, которое латинские авторы повторяли как Galli. Кельты получили этот регион от царя соседней Вифинии
Никомеда I (278-255 до н. э.) и утвердились в трёх провинциях, состоящих из четырёх кантонов, состоящих из городов-государств (известных как оппидум), управляемых соответственно тремя племенами, составлявшими первоначальную группу: тектосаги, Трокмилы и Толистогоги.
Галатские кельты сначала сохранили свою культуру, продолжая соблюдать свои древние религиозные праздники и ритуалы, но постепенно эллинизировались до такой степени, что некоторые латинские авторы называли их греко-галлами.
Они были завоеваны Римом в 189 году до н. э., став клиентом, но получили степень автономии под властью Deiotarus (“Божественный бык”, Р. гр. 105-С. 42 до н. э.) после того, как Помпей Великий (106-44 до н. э.) разгромил Митридата VI (120-63 гг. до н. э.) из Понта в 63 году до н. э. и позже будет включена в состав Римской Империи в 25 г. до н. э. Октавиан Август Цезарь. Он наиболее известен из библейской книги Галатов, письма, написанного там в христианской общине святым Павлом.
Кельтское вторжение и закрепление на территории
Кельтская миграция уже шла полным ходом к тому времени, когда галльский вождь Бренн
разграбил Рим в 390 году до нашей эры. Это продолжалось вплоть до IV-го века до нашей эры, когда около 280 года до нашей эры группа кельтов из Паннонии спустилась в регион Греции, предлагая свои услуги в качестве наёмников (как это было в Италии почти сто лет назад) и живя за счёт земли, добывая еду и грабя города и посёлки.
В 279 году до нашей эры одна часть этого большого миграционного отряда (под руководством другого Бренна, что привело учёных к предположению, что “Бренн”, возможно, был титул, а не имя собственное) разграбила священное место Оракула в Дельфах, унося с собой его сокровища. Затем Бренн исчезает из истории, но два других лидера, Луторий и Леонорий, были больше заинтересованы в поиске постоянного дома для своего народа, чем в непрерывных войнах и грабежах, и начали искать землю для этой цели.
Примерно в это же время король Никомед I Вифинии (278-255 до н. э.) в Анатолии сражался со своим братом Зипетом II, который основал независимое королевство в Вифинии, чтобы оспорить законность Никомеда I.
Никомед, услышав о боевой доблести кельтов, пригласил их в Анатолию, чтобы помочь ему в его войне.
Кельты победили Зипета II, установили Никомеда I как законного короля, а затем начали мародёрствовать в Анатолии, вымогая деньги за защиту из городов и деревень и уничтожая тех, кто не платил.
Фото: www.worldhistory.org
Никомед I, получив огромную пользу от их помощи, больше не нуждался в них, но не мог попросить их уйти. Учёный Герхард Герм комментирует ситуацию:
Никомед нанял варваров; они предоставили ему свободу манёвра, необходимую для обеспечения безопасности его собственного государства, но затем перед ним встал вопрос о том, что теперь с ними делать. Чтобы предвидеть требования оплаты или что-то ещё, он ловко работал над великой тоской, которая побудила три племени к их странствиям; он предложил им территорию в той части Анатолии к востоку от его границ, в районе современной Анкары. Этот гамбит давал двойное преимущество: с одной стороны, он избавится от этих гостей; с другой стороны, он создаст буферное государство между собой и дикими фригийцами. Кроме того, эта земля даже не принадлежала ему.
Земля фактически принадлежала или, по крайней мере, использовалась фригийцами, но Никомед, похоже, чувствовал, что это была проблема кельтов; что они и сделали, просто поселившись там и изгнав фригийские общины. Однако, привыкнув к войне и просто беря то, что они хотели от местного населения, они продолжали свои спорадические набеги. В 275 г. до н. э., возможно, поощряемые Никомедом, они совершили набег на территории империи Селевкидов и потерпели поражение от Селевкидов царь Антиох I Сотер (281-261 до н. э.) в битве слонов. Они стали ценными наёмниками в армии Антиоха I.
Аттал I и Галатия
Какую бы форму ни приняли общины и правительство в Галатии в этот момент, неясно, но это не было централизованным государством, и кельты не довольствовались оседлой жизнью с ведением сельского хозяйства. В то время как одно племя продолжало сражаться за Антиоха I, другое стало наемниками Митридата I Ктиста Понтийского (281-266 до н. э.) против Селевкидов. В то же время третье племя, или, возможно, объединенные силы двух или всех трех, продолжали совершать набеги на другие поселения и стали серьёзной проблемой города Пергама. Пергам находился под властью Лисимахаодин из диадохов (“преемников”)
Александра Македонского, владевший Анатолией и Фракией после смерти Александра. Он был убит в битве в 281 году до н. э.
Селевком I Никатором (305-281 до н. э.), ещё одним Диадохом и основателем империи Селевкидов, которая затем претендовала на Анатолию.
Фото: www.worldhistory.org
Лисимах ранее доверил Пергам, место своей большой сокровищницы, одному из своих военачальников Филетеру (282-263 до н. э.), который защищал активы Лисимаха. Вскоре после смерти Лисимаха Селевк I был убит, а его преемник Антиох I Сотер ничего не знал о сокровищах (которые, по словам древнего историка Страбона, составляли более 9000 талантов серебра).
Вместо того, чтобы предложить деньги своему новому сюзерену, Филетер незаметно потратил их на улучшение не только своего города, но и своих соседей, тихо расширяя свою территорию, покупая лояльность окружающих общин щедрыми подарками.
К моменту его смерти Пергам был богатым городом с акрополем, посвященным богине Деметре, и храмами богини-покровительницы Афины. Он укрепил город против кельтов, но это не помешало им преследовать торговые караваны или нападать на город. Эта проблема продолжалась и в правление его преемника, его племянника Эвмена I (263-241 до н. э.), который решил проблему, наняв кельтов в качестве наемников.
Эвмен победил Антиоха I Сотера в битве при Сардах в 261 году до н. э. с помощью кельтов, которые убили Антиоха I, и освободил Пергам от контроля Селевкидов. Затем Эвмен расширил свои территории и занялся грандиозными строительными проектами, но кельты Галатии, ранее нанятые Антиохом I, а теперь безработные, так как Эвмен не был заинтересован в дальнейших военных кампаниях, обратили своё внимание на набеги на его территорию. Единственный способ, которым Эвмен мог держать их в узде, — это платить им деньги за защиту.
Эвмену наследовал его двоюродный брат и приёмный сын Аттал I (241-197 до н. э.), который отказался продолжать эти платежи и напал на кельтов, изгнав их обратно в Галатию в 232 году до н. э. В 230 году до н. э. он отбил большой контингент кельтов, шедших на Пергам, чтобы восстановить деньги защиты, и снова отбросил их обратно в свой регион.
Затем Аттал I отпраздновал свою победу памятниками и скульптурами, изображающими умирающих и побежденных галлов, которые он разместил в Пергамском храме Афины.
Знаменитая статуя "Умирающий галл" (в настоящее время находится в Капитолийском музее в Риме) является более поздней римской копией одной из этих статуй по заказу Аттала I. В то время как его торжества и памятники поднимались, Аттал I официально признал регион галлов Галло-Грецией, предоставив им автономию и поощряя их к созданию собственного королевства.
Умирающий галл. Фото: www.worldhistory.org
Правительство и религия
Три племени, отчаянно независимые и отказывающиеся объединяться друг с другом, создали отдельные провинции в Галатии, которые составили небольшие королевства. Трокмилы захватили восток, Толистогоги - запад, а Тектосаги - центральную область. Каждая из этих провинций-королевств была разделена на четыре кантона, каждый из которых управлялся тетрархом с судьей под ним, военным лидером под судьей и двумя подчиненными ему командирами. Люди должны были жить по законам, сформулированным тетрархом (по сути, их королём) на совещании с судьей, чьи полномочия были значительными в установлении и обеспечении соблюдения закона.
Чтобы предотвратить злоупотребление властью судьи, он был привлечён к ответственности перед сенатом из 300 делегатов, состоящих из всех трёх царств-провинций, которые должны были решать важные дела (особенно тяжкие преступления, такие как убийство), и которые регулярно собирались в священном месте, известном как Друнеметон. Герхард Герм комментарии:
Неметон был также в кельтской Франции и Британии мирным, священным местом, примерно соответствующим теменосу или первоначальной форме греческого храма: здесь правили жрецы и приносились жертвы богам. Приставка дру-...[произошла от] друз, греческого названия дуба. В кельтской Ирландии дуб обозначался словом даур, и даже неспециалисту должно быть очевидно, что это слово напоминает греческий эквивалент, как иногда делают дальние родственники. Друнеметон таким образом, это было место поклонения, не замечаемое дубами, и священная роща, и тенистое место остановки: следовательно, галатийский парламент сам по себе должен был быть священным по характеру.
Правовая практика, по-видимому, была получена из комбинации кельтских и фиригийских традиций, но это неясно. Некоторые учёные говорят, что собрание Друнеметона напоминает кельтский туат (что означает “люди”, но также и “территория” или те, кто зависит от территории или вождя) в том, что туат также созывался на собрания, и применяемый закон в конечном итоге был получен от богов. О том, что галатский закон произошёл от богов, свидетельствует близость священного города Пессина, посвященного богине-матери Кибеле и её супругу Аттису, недалеко от границы западной части Галатии, контролируемой Толистогогиями. Страбон утверждает, что Пессин был религиозным центром галатов, хотя они не контролировали город.
Пессин был древним местом, которое выросло вокруг большого чёрного камня, который, как говорили, упал с небес и символизировал богиню, которой галаты поклонялись под её фригийским именем Агдистис. Среди многих обязанностей Агдистис была защита, закон и порядок. Археологические данные свидетельствуют о том, что галаты регулярно посещали Пессинус и, возможно, даже взяли город в какой-то момент, чтобы поднять своё положение в регионе, контролируя центральный религиозный объект.
Битва при Магнезии и Риме
Галаты постепенно ассимилировались с окружающими народами, перенимая сирийско-греческие и фригийские обычаи и одежду, и продолжали выполнять свою, к настоящему времени, традиционную роль наёмников для различных царств и княжеств. Они сражались за царя Селевкидов Антиоха III (Великого, р. 223-187 до н. э.) в его кампаниях по воссоединению своей империи между с. 210-204 до н. э. и составили значительную часть его сил, когда он вторгся в Грецию в 191 до н. э., чтобы сражаться с римлянами.
Фото: www.worldhistory.org
Антиох III потерпел поражение от римлян при Фермопилах в 191 году до н. э. и снова в решающей битве при Магнезии в 190 году до н. э., где его войска были сильно разбиты и разгромлены. У Антиоха III не было другого выбора, кроме как принять все условия Рима, как это было предусмотрено в Договоре Апамеи в 188 г. до н. э., который, среди прочих условий, сильно сократил его империю и наложил тяжёлую военную контрибуцию на Селевкидов. Теперь галаты снова оказались безработными, но это было наименьшей из их проблем.
Римляне в Магнезии были в союзе с Эвменом II Пергамским (197-159 до н. э., сыном Аттала I), который был вынужден неоднократно гнать галатские военные партии – без сомнения, поощряемые Антиохом III – из своего города. В Магнезии римляне видели галатских воинов в бою, служивших пехотой и легкой кавалерией, из первых рук, и римский консул Гней Манлий Вульсо (около 189 г. до н. э.) признал, что они могут быть стоящими военными активами.
Поскольку Рим всё ещё был в союзе с Эвменом II и считал его полезным, Вульсо не мог начать переговоры со своими врагами, но мог наказать галатов за поставку сил Антиоху III.
В 189 году до нашей эры Вульсо двинулся на Галатию, спровоцировав Галатскую войну, в которой он победил кельтов в битве на горе Олимп и снова в Анкаре в течение года.
Он действовал по собственному побуждению, не посоветовавшись с римским сенаторами поэтому сначала был обвинен в препятствовании миру, так как велись переговоры с Селевкидами об их капитуляции, и Вулсо только что напал на союзников Селевкидов. Однако после того, как он объяснил свои действия, с него были сняты все обвинения, и он был вознагражден триумфом в Риме. Галатия была теперь государством-клиентом Римской Республики с тетрархией, по существу, марионеточным правительством Рима и галатскими наемниками, служащими в римской армии.
Страбон (63 до н. э.-23 н. э.) отмечает, что в его время тетрархии Галатии, постепенно стала монархией и величайшим из его царей был Дейотар, друг Помпея Великого и оратора Цицерона (л. 106-43 до н. э.), принимающей Юлий Цезарь (л. 100-44 до н. э.), когда он побывал в Галатии, а затем соратник Марк Антоний (л. 83-30 до н. э.). Дейотар участвовал в Митридатовых войнах в качестве союзника Помпея, встал на сторону Помпея против Цезаря в их войне, был помилован Цезарем впоследствии и восстановлен к власти Марком Антонием после убийства Цезаря, когда другие хотели его свергнуть.
Дейотар разделил правление царством со своим зятем Брогитаром (63-50 до н. э.), чей сын Аминтас (38-25 до н. э.) станет последним королём Галатии. После поражения Марка Антония Октавианом в битве при Акциуме (31 г. до н. э.) Октавиан стал верховной властью в Риме, а к 27 г. до н. э. стал Августом Цезарем (27 г. до н. э.-14 г. н. э.), первым императором Римской империи. Когда Аминтас был убит в 25 году до нашей эры, Август сделал Галатию римской провинцией.
Святой Павел и христианство
На раннем этапе галаты, похоже, приняли поклонение фригийскому богу неба Сабазию, всемогущему всаднику небес, привезённому в Анатолию фригийцами и изображаемому как находящийся в периодическом конфликте с местной богиней-матерью Кибелой. Кибела (первоначально Кибелея, что означает “гора”) была богиней древних лувийцев и хатти с 2500 г. до н. э. и, хотя почитался фригийцами, возможно, была постепенно вытеснена Сабазием, если интерпретация римского рельефа лошади Сабазия, помещающей своё копыто на лунного быка Кибелы (в настоящее время в Бостонском музее изящных искусств), верна, предполагая, что это означает первенство бога над богиней.
Фото: www.worldhistory.org
Сабиазос изображается как воин на коне, владеющий посохом или копьем и попирающий мирового змея, который символизировал хаос. Фригийцы называли его могущественным богом войны и полагались на него гораздо больше, чем на Кибелу. Галаты, возможно, пошли в том же направлении, но даже если они этого не сделали, ко времени миссионерской работы святого Павла (5 - 64 гг.) в Анатолии они были восприимчивы к посланию единого всемогущего мужского божества, которое предлагало спасение через веру в своём сыне.
Как Сабиазос ассоциировался с Зевсом, так и знаменитый сын Зевса Геракл уже был установленной фигурой спасителя в Анатолии, преобразование языческой парадигмы в христианскую не составило бы труда.
Павел, скорее всего, поощрял это обращение так же, как он это делает в Книге Деяний и посланиях христианского Нового Завета, утверждая, что его новая вера была просто фактической истиной, неадекватно представленной старыми богами. Он, как известно, использовал этот аргумент в Деяниях 17:16-34, когда он говорит с греками Афин в Ареопаге, подчеркивая, что их “неизвестный бог” — это Иисус Христос. Павел сам говорит, что он из себя представляет и его послание к аудитории на языке, который они поймут в первом послании к Коринфянам 9:22, когда он пишет: “Я стал всем для всех, так что всеми средствами я мог бы сэкономить”, и нет никаких оснований сомневаться он использовал эту же философию и аргументы в Галатии, чтобы привести народ ко Христу.
В своем послании к Галатам он прямо обращается к их хорошо известной любви к свободе и независимости и неоднократно противопоставляет свободу духа через Христа рабству, предлагаемому стремлением к мирским удовольствиям. Он даже специально цитирует поведение и грехи, давно связанные с Галатами, такие как ревность, пьянство, либеральная сексуальность и идолопоклонство и противопоставляет их свободе от порока и коррупции, предлагаемой христианством.
Его призывы сработали хорошо, и галаты были обращены, обменяв защиту Сабиаза и Кибелы на защиту Иисуса Христа.
Герм отмечает, что “христианские общины, находившиеся под юрисдикцией Друнеметона, были одними из старейших, основанных Павлом”, и Галатия превратилась в один из самых важных христианских центров региона.
Галаты к этому времени были почти полностью эллинизированы и в дальнейшем заменили свои кельтско-греческие обычаи римскими верованиями и установками. Христианство заменило их старую религию, и храмы были превращены в церкви. Эта же парадигма была повторена, с добавлением военной силы, после мусульманского вторжения в Анатолию в 830 году, когда население было обращено в ислам, а церкви стали мечетями.
К этому времени от первоначальной кельтско-греческой культуры Галатии мало что осталось. Его название сохранилось сегодня в основном благодаря библейскому посланию святого Павла и, возможно, пригороду Галата за пределами Стамбула, Турция.