Древние кельты производили великолепные бронзовые щиты в Британии железного века, которые, скорее всего, предназначались для церемониальных целей и демонстрации статуса. Несколько прекрасных примеров чудом сохранились как свидетельство воображения, мастерства и артистизма кельтских ремесленников. Выдающимся примером является щит Баттерси, который сейчас находится в Британском музее, но есть несколько других полных бронзовых щитов и умбонов, которые наглядно иллюстрируют, что кельты украшали щиты, предназначались ли они для битвы, показа или в качестве обетных подношений.
Кельтские щиты - дизайн и функции
Кельтские воины имели отличительные щиты, которые чаще всего были большими и овальной или прямоугольной формы. Эти щиты были сделаны из дерева и кожи с пряжками из металла с центральной бобышкой для дополнительной прочности. Оборотная сторона обычно имела одну рукоятку. Такие щиты часто представлены в искусстве от
котла Гундеструпа до статуэток богов-воинов. Греческий историк
Диодор Сицилийский, писавший в 1 веке до нашей эры, описал кельтские щиты как:
...щиты в человеческий рост, оформленные по индивидуальному вкусу. Некоторые из них имеют выступающие фигуры из бронзы, искусно сделанные не только для украшения, но и для защиты.
Другой категорией щитов были те, которые делались не для поля боя, а для того, чтобы произвести впечатление.
Такие щиты были сделаны из листов бронзы и настолько тонки, и хрупки, что не имели практического применения в реальной кельтской войне: бронза толщиной в миллиметр могла быть легко разрезана лезвием меча.
Однако некоторые бронзовые облицовки первоначально были прикреплены к деревянной или кожаной подложке для большей прочности.
Эти щиты, вероятно, несли в процессиях и важных племенных событиях, поскольку они демонстрировали богатство и власть кельтских правителей, которые были наиболее вероятными их владельцами. Захороненные в гробницах таких важных фигур или данные в качестве обетных подношений в религиозных ритуалах, примечательно, что некоторые из этих щитов сохранились для потомков. Они, как правило, были найдены случайно рабочими, а не археологами. Как утверждают историки Дж. Фарли и Ф. Хантер:
Многие из наших лучших произведений кельтского искусства являются случайными находками, часто из влажных или отдаленных мест, таких как реки, болота, озера или горы. Это были не просто случайные потери; вряд ли люди были бы так часто небрежны с такими ценными вещами. Также маловероятно, что они были похоронены для сохранности; река - не хорошее место, в котором можно что-то спрятать. Эти предметы были намеренно отложены, возможно, в качестве жертвоприношений неизвестным богам, во время обрядов посвящения или для заключения соглашений между отдельными лицами или группами.
Щит Баттерси
Щит Баттерси был извлечен из реки Темзы рабочими в 1855 году и поэтому назван в честь района, где он был найден на юго-западе Лондона. Щит сегодня находится в Британском музее в Лондоне. На самом деле только облицовка щита (его органическая основа исчезла на протяжении веков в Темзе), он состоит из нескольких кусков листовой бронзы, соединенных вместе с помощью скрытых заклепок и связующей полосы. Размеры щита 77,7 см в длину и 35 см в ширину. Он весит 3,4 килограмма. Щит датирован между 350 и 50 г. до н. э., с большей точностью сказать трудно, так как нет сопутствующего инвентаря.
Щит Баттерси. Фото: www.worldhistory.org
Деталь щита Баттерси. Фото: www.worldhistory.org
Щит Баттерси украшен рельефами, гравюрами и репусной работой (рельеф, чеканный с обратной стороны). В центральном и самом большом кругляше расположены три больших кругляша с ярко выраженным центральным выступом. Именно этот умбон идентифицирует щит как изготовленный на Британских островах. Есть свитки и 27 обрамленных шпилек, когда-то заполненных красной стеклянной пастой, которая, как показывает анализ, имеет средиземноморское происхождение. Пальметты и S-образные мотивы в рельефе соединяют шпильки внутри каждого кругляша.
Щит Уитема
Щит Уитема был извлечен из реки Уитем в Линкольншире, Англия, в 1826 году. Этот бронзовый щит датируется 400-300 годами до нашей эры и также находится в Британском музее. Он имеет похожую форму на щит Баттерси - продолговатый с закругленными углами - и также предназначался для крепления к подложке из дерева или кожи. Щит Уитема менее декоративен, а умбон и центральная линия немного смещены от центра. Он имеет 1,09 метра в длину и 34,5 сантиметра в ширину. Щит состоит из двух листов и полутрубчатого переплета по краю.
Фото: www.worldhistory.org
По центру большой умбон и ещё два небольших декоративных элемента сверху и снизу; все три прикреплены к листу сзади заклепками и соединены через поднятый центральный позвоночник. Два кругляша имеют центральную поднятую розетку с поднятым внешним кольцом, очень похожим на кельтский торк - в этом случае концы напоминают вытянутую раковину улитки. Абстрактный дизайн головы соединяет каждый кругляш с позвоночником.
Центральный умбон имеет абстрактный выбитый орнамент с добавлением красных коралловых кусочков. Щит имеет слабый рисунок самца кабана с удлиненными ногами, видимый сегодня только как разница в оттенке патины. Первоначально кабан, вероятно, был сделан из скоропортящегося материала, поскольку отверстия для крепления все еще видны. Такие тотемы животных, которые, как полагают, защищают носителя и прививают животным характеристики силы и свирепости, распространены в кельтском оружии и доспехах. Кабан с длинными ногами, в частности, был мотивом, обычно используемым на кельтских монетах железного века.
Щит Чертси
Щит Чертси был обнаружен случайно в 1985 году, когда землекоп удалял гравий из заиленного канала реки Темзы в Эбби Мидс, Суррей, Англия. Щит был смят копателем, но с тех пор был восстановлен в своей первоначальной форме и теперь находится в Британском музее. Это было сделано в период 400-250 до нашей эры. Его размер 83,6 см в высоту и 46,8 см в ширину. Овальный щит весит 2,75 килограмма.
Он сделан из бронзы и является единственным сохранившимся примером европейского щита железного века, который был сделан полностью из бронзы без деревянной основы.
Состоит из девяти отдельных листов, имеет широкий переплет по краю. Менее декоративный, чем любой из уже упомянутых щитов, он имеет приподнятый центральный позвоночник и два очень маленьких кругляша вверху и внизу. Позвоночник поднимается и расширяется, чтобы охватить центральный умбон щита.
Щит Чертси. Фото: www.worldhistory.org
Внутренняя сторона имеет ручку из ясеня, покрытую листом медного сплава. Рука носителя помещается в полую полость босса, и с обеих сторон есть змеиные украшения. В кельтском искусстве пара животных считалась особенно защитной, и поэтому эта конструкция защищала бы носителя в его самой уязвимой точке, руке, в которой он не носил оружия.
Умбон щита Уондсворта
Умбон щита Уондсворта был обнаружен в реке Темзе близ Уондсворта, южный Лондон, где-то до 1849 году. Сейчас он находится в Британском музее. Круглый умбон щита имеет 32,8 см в диаметре, имеет толщину 4,2 сантиметра и весит 629 граммов. Он датируется периодом с 350 по 150 год до нашей эры. Украшение на умбоне имеет форму стилизованных птичьих голов с крючковатыми клювами и удлиненными телами в рельефе. Конечности птиц превращаются в свитки или усики, когда два существа, кажется, летают по окружности умбона щита. Внутри крыльев больших птиц есть небольшие гравюры других птиц и элементы, похожие на свитки. В самом центре умбона находится углубление, которое, вероятно, содержало декоративный кусок стеклянной пасты или коралла. Глаза птиц также имели некоторый декоративный материал, помещенный в них.
Умбон щита Уондсворта. Фото: www.worldhistory.org
Шесть отверстий видны по краю и к центру умбона, где заклепки были бы помещены, чтобы прикрепить его к остальной части щита, вероятно, сделанного из дерева или кожи, но теперь утраченного. Щит имеет две трещины, которые были отремонтированы в древности. Ремонт производился с помощью нитей проволоки, продетых через отверстие по обе стороны трещины, так что они были почти невидимы с внешней, декоративной стороны щита. Очевидно, что даже в древности эти щиты считались драгоценными предметами, о которых заботились до их окончательного использования в качестве обетного подношения кельтским богам.