Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1740
Флаг Auster[38]
688
Флаг Aist[39]
523
Флаг Jaaj.Club[42]
457
Флаг Palevka-89[38]
404
Флаг ka4ka[28]
256
Флаг tarakan[28]
214
Флаг BasK[10]
177
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг boris[28]
131

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Я думаю, от тех, от которых потом пошла ветка млекопитающих. Не думаю, что от хищников, скорей от травоядных. Ведь и первые люди не были хищниками, а занимались собирательством
26.05.2024 Formica
Спасибо!
26.05.2024 Formica
Жизнь эспадрильи не закончилась с приходом современного мира высокой моды. Известный французский кутюрье и модельер Ив Сен-Лоран в 1968 году в Париже на выставке представил свои цветные модели «espadrilles» на каблуках-танкетках. Они быстро завоевали популярность европейского потребителя.
25.05.2024 Habsim
Последнее упоминание о дирхемах гитрифи относится к 12 веку. Это сообщение принадлежит Ахмаду ал-Кубави, который перевёл в 1128 г. сочинение Наршахи с арабского языка на персидский. Интересно, что название дирхемов «мухаммадия» засвидетельствовано не только в рукописных источниках, но и на самих монетах.
25.05.2024 Habsim
Интересно от какого динозавра произошёл человек?
24.05.2024 Jaaj.Club

Опрос

Читали ли вы книгу Непридуманный мир Дэя Олана автор Катерина Попова?




05.04.2022 Рубрика: История

Катары - средневековое религиозное течение во Франции

Автор: Aist
Катары (также известные как катари от греческого Katharoi для “чистых”) были дуалистической средневековой религиозной сектой Южной Франции, которая процветала в XII веке нашей эры и бросала вызов авторитету католической церкви. Они были также известны как альбигойцы для города Альби, который был сильным центром веры катаров. Катарские священники жили просто, не имели собственности, не взимали налогов или штрафов и рассматривали мужчин и женщин как равных.
2016 1 0 6 2674
Катары - средневековое религиозное течение во Франции
фото: www.worldhistory.org
Катары (также известные как катари от греческого Katharoi для “чистых”) были дуалистической средневековой религиозной сектой Южной Франции, которая процветала в XII веке нашей эры и бросала вызов авторитету католической церкви. Они были также известны как альбигойцы для города Альби, который был сильным центром веры катаров.

Катарские священники жили просто, не имели собственности, не взимали налогов или штрафов и рассматривали мужчин и женщин как равных; аспекты веры, которые привлекали многих в то время, разочаровавшихся в Церкви.

Верования катаров в конечном счете произошли от персидской религии из манихейства, но непосредственно из другой более ранней религиозной секты из Болгарии, известной как богомилы, которые смешали манихейство с христианством.

Катары верили, что сатана обманом заставил нескольких ангелов упасть с небес, а затем заключил их в тела. Цель жизни состояла в том, чтобы отказаться от удовольствий и соблазнов мира и через повторные воплощения вернуться на небеса. С этой целью катары соблюдали строгую иерархию:

  • Perfecti (идеальный) – те, кто отрекся от мира, священники и епископы;
  • Credentes – верующие, которые все ещё взаимодействовали с миром, но работали в направлении отречения;
  • Сочувствующие – неверующие, которые помогали и поддерживали общины катаров.

Катары отвергли учение католической церкви как аморальное, а большинство книг Библии - как вдохновлённые сатаной. Они сильно критиковали Церковь за лицемерие, жадность и распутство её духовенства, а также приобретение Церковью земли и богатства. Неудивительно, что католическая церковь осудила катаров как еретиков и уничтожила их во время Альбигойского крестового похода (1209-1229 гг.), который также опустошил города и культуру южной Франции.

Происхождение и верования


Почти всё, что известно о катарах, происходит из признаний “еретиков”, принятых католическим духовенством во время инквизиции, последовавшей за Альбигойским крестовым походом. Структура верований легко прослеживается до манихейства, которое путешествовало по Шёлковому пути из Византийской империи и Ближнего Востока в Европу, где при определённых обстоятельствах оно переплелось с христианской верой и символикой.

Ортодоксальная точка зрения католической церкви заключалась в том, что существует один Бог с тремя аспектами – Отцом, Сыном и Святым Духом, – но эта ортодоксальность не была частью видения раннего христианства и не была общепринята до Никейского собора в 325 году (созванного Константином, первым христианским императором Рима) который вынес решение в пользу признания триединого бога. Уже тогда никейская интерпретация христианства веками соперничала с другими. Так называемые еретические движения средневековья, такие как богомилы, катары и вальденсы, просто они были последним вызовом церкви на законном основании.

Первый Никейский собор
Первый Никейский собор. Фото: www.worldhistory.org

Верования катаров включали:

  • Признание женского начала в божественном – Бог был и мужчиной, и женщиной. Женским аспектом Бога была София, “мудрость”). Эта вера поощряла равенство полов в общинах катаров.
  • Метемпсихоз (реинкарнация) – душа будет постоянно возрождаться, пока полностью не отречётся от мира и не избежит воплощения.
  • Космическая двойственность – существование во вселенной двух могущественных божеств, одного доброго и одного злого, которые находились в состоянии постоянной войны. Целью жизни было служить добру, служа другим, и вырваться из цикла перерождений и смерти, чтобы вернуться домой к Богу.
  • Вегетарианство - хотя употребление рыбы было разрешено верующим и сочувствующим.
  • Безбрачие для совершенства – безбрачие также поощрялось в целом, поскольку считалось, что каждый рождённый человек был просто ещё одной бедной душой, пойманной дьяволом в ловушку в теле. Брак в целом был нежелателен.
  • Ручной труд считался престижным – работали катары все, как священники, так и миряне, многие были ткачами.
  • Самоубийство (известное как ритуал эндуры) при определённых условиях считалось достойным выходом.

Более ранние ереси, такие как арианство, хотя и были осуждены, по крайней мере придерживались той же существенной догмы Церкви; катары отвергали все аспекты Церкви, включая большинство книг Библии. Учёный Малкольм Барбер отмечает:

Они верили, что дьявол был автором Ветхого Завета, за исключением этих книг: Иова, Псалмов, книг Соломона [Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней Соломона], Книги Иисуса, сына Сирахова [более известной как Книга Екклезиаста], Исайи, Иезекииля, Давида и о двенадцати пророках.

Книга двух принципов


Единственными книгами Нового Завета, которые они приняли, были Евангелия, полностью отвергая послания Павла и других, с особым акцентом на Евангелие от Иоанна.

Их центральным религиозным текстом была Книга двух принципов, отрывки из которой читались одним из перфекти собранию и интерпретировались для них другим членом группы.

Книга двух принципов касалась, среди других аспектов веры, дуалистической природы жизни и того, как люди, некогда божественные духи света, оказались связанными тленной смертной плотью.

История гласит, что дьявол пришёл к небесным вратам и попросил разрешения войти, но ему было отказано. Он ждал за воротами тысячу лет, высматривая возможность проскользнуть внутрь, и однажды увидел свой шанс и воспользовался им. Оказавшись внутри, он собрал вокруг себя аудиторию божественных духов и сказал им, что они проигрывают, продолжая любить и служить Богу, который никогда ничего им не давал. Они были немногим больше, чем рабы, сказал он, так как Бог владеет всем, о чём они думают и что они имеют. Однако, если бы они последовали за ним и покинули небеса, он мог бы предоставить им все виды удовольствий, таких как прекрасные виноградники и богатые поля, красивые женщины и красивые мужчины, замечательные богатства и лучшее вино.

Ему удалось соблазнить множество душ, и в течение девяти дней и девяти ночей они падали через дыру в небесах, созданную дьяволом. Бог позволил уйти тем, кто желал уйти, но в дыру стали падать и другие, по неосторожности, и тогда бог запечатал её. После того, как души пали, они оказались в царстве дьявола без обещанных благ, и, вспомнив радости небес, они раскаялись и спросили дьявола, могут ли они вернуться. Дьявол ответил, что они не могут, потому что он создал для них тела, которые свяжут их с землёй и заставят забыть о небесах.

Дьявол довольно легко создавал тела, но не мог прикрепить к ним души, чтобы они думали, чувствовали и двигались; раздосадованный этим, он попросил Бога о помощи. Бог понимал, что души, которые пали, должны будут вернуться к его благодати и что они могут сделать это, борясь с этими телами, поэтому он заключил сделку с дьяволом: дьявол мог делать с телами всё, что ему заблагорассудится, но души, которые оживляли их, принадлежали Богу. Дьявол согласился, так и были созданы люди.

Заключенная в этих телах, душа будет жить, умирать и возрождаться в другом, пока эта душа остается привязанной к телу и удовольствиям, которые дьявол обещал ей на небесах. Как только душа отречётся от тела и всех его искушений, она освободится, чтобы вернуться к Богу и вернуться в своё прежнее состояние. Вся цель человеческого существования заключалась в этой борьбе против дьявола (известного как Rex Mundi, “король этого мира”) и тюрьмы плоти.

Конфликт с Церковью


Эта точка зрения резко контрастировала с церковным видением Эдемского сада, в котором женщина в образе Евы стала причиной падения человечества, соблазнив Адама съесть плод с Дерева Познания Добра и зла и последующего искупления человечества от греха через жертву Христа. Иисус Христос, сын единого, всемогущего, мужского бога. Самоубийство считалось (и до сих пор считается) серьёзным грехом Церковью, брак поощрялся, реинкарнация отвергалась, как и концепция двойственности. В катаризме Бог и дьявол - это две вечные, несотворенные, равные по природе силы; в христианстве дьявол - это падший ангел, созданный Богом и в конечном счете подчинённый ему.

В дополнение к этим различиям, катары настаивали на том, что Иисус никогда не был рождён женщиной и не стал плотью, никогда не страдал, не умер и, следовательно, никогда не воскрес.

Все эти события, как сказано в евангельских повествованиях, всего лишь своего рода аллегория состояния души, которая рождается в мир, запертая в теле, должна страдать и умереть, и, наконец, будет свободна только после того, как она овладеет телом и отречётся от вещей этого мира.

Папа Иннокентий III и Альбигойский крестовый поход
Папа Иннокентий III и Альбигойский крестовый поход. Фото: www.worldhistory.org

Поэтому катары отвергли символ креста и буквальное прочтение любой из библейских книг. Они считали крест символом Rex Mundi и полагали, что его нужно уничтожить, как символ зла. Крест, по их утверждению, был не более чем символом мирской власти, и все таинства церкви, включая крещение младенцев и причастие, также были отвергнуты. Катары, которые не соблюдали целибат, практиковали контроль над рождаемостью и аборты, полагая, что секс является естественным аспектом человеческого состояния и может быть использован для удовольствия, а не только для продолжения рода; на самом деле, продолжение рода вообще не ставилось как цель.

Женщины ценились как равные мужчинам, и женские фигуры из Библии были выделены, особенно Мария Магдалина и Дева Мария. Некоторые учёные предположили, что рост культа Девы Марии в средневековой Европе, который становился всё более популярным и влиятельным движением, был вызван возвышением катарами женственности.

Рост и организация


Катары жили общинами, размер которых варьировался от 60 до 600 человек. Они делили своё имущество и заботились друг о друге как семья. Вера прочно утвердилась в Италии и Южной Франции благодаря своему обращению к крестьянству. Учёный Мартин Эрбстоссер отмечает, что “ключевую роль здесь сыграла жизнь перфекти, а не учения еретиков” . Идеальные, живя такой безупречной жизнью и так стремясь помочь другим, вдохновляли преданных последователей. Вера недолго оставалась ограниченной крестьянством, но распространилась вверх по средневековой иерархии на ремесленников, таких как ткачи и гончары, писатели и поэты, торговцы и владельцы бизнеса, члены католического духовенства и, наконец, дворянство. Элеонора Аквитанская (1122-1204 гг.) и её дочь Мария де Шампань (1145-1198 гг.) были связаны с катарами как сочувствующие.

Элеонора Аквитанская
Элеонора Аквитанская. Фото: www.worldhistory.org

Катары одевались просто в тёмные одежды с капюшонами или шляпами, ходили босиком, а мужчины были небриты, с длинными бородами. Они появляются в небольших количествах в записях с 1140-х годов нашей эры во Франции, но к 1167 году в регионе было достаточно общин, чтобы потребовать собрания для установления правил и границ. Совет Святого Феликса 1167 г. организовал общины катаров в епископства, каждый с председательствующим епископом, который был ответственен только перед своей паствой. Не было центральной власти, подобной папе Римскому. На соборе председательствовал богомильский клирик по имени Никита (1160-е годы), который твёрдо устанавливает богомильство как прямой источник катаризма.

Чтобы стать катаром, нужно было просто исповедовать свою веру и получить consolamentum, благословение и приветствие вере через возложение рук. Чтобы стать одним из перфекти, человек полностью отрёкся от мира и прошёл через период отрешения и очищения, прежде чем вступить в должность. Мужчины и женщины были совершенны. Не было никаких официальных служб или месс, как в Церкви, а скорее неофициальные собрания, которые, по-видимому, были в домах приверженцев. На Юге Франции, где церковь никогда не была очень сильной, катары жили и работали большой общиной и спокойно устраивали собрания. В других местах им приходилось быть осторожными и скрывать свою веру. Эта практика, по мнению некоторых ученых, породила самый популярный литературный жанр средневековья: поэзию куртуазной любви.

Куртуазная любовь и катары


Куртуазная любовная поэзия развивалась в Южной Франции одновременно с катарской ересью. Общая тема этой части средневековой литературы - красивая женщина, которой поклоняются и служат вежливые, храбрые и благородные рыцари. Знаменитый литературный мотив девицы в беде, которую нужно спасти, происходит из этого жанра, и его самым известным автором был французский поэт Кретьен де Труа (ок. 1130 - ок. 1190гг.), покровительницей которого была Мария де Шампань. Кретьен наиболее известен тем, что создал некоторые из самых известных элементов легенды Артура, в том числе рыцаря Ланселота. Роман Артура с королевой Гвиневерой, поиски Грааля, и является первым, кто назвал королевство Артура Камелотом.

Стихи часто включают поиски или борьбу, чтобы найти или спасти леди, которая была похищена или заключена в тюрьму.

Женщины часто играют важную роль в этих историях и, в сюжете более ранних средневековых литературных мотивов, являются центральными персонажами, которым служат мужчины, а не второстепенные фигуры и мужская собственность.

Самое главное, что стихи воспевали романтическую любовь, которая считалась совершенно иной и намного превосходящей брак, потому что в браке у пары не было выбора (брак был устроен родителями), в то время как куртуазная любовь позволяла выбрать объект воздыхания или благоволения самостоятельно.

Учёный С. С. Льюис указывает, как в наши дни эти темы кажутся обычными и далеко не удивительными, но если сравнить поэзию Прованса XII века, с такими работами, как история Беды или Беовульф, каждый понимает, насколько поразительно это было. Льюис и другие цитируют катаризм как вероятное вдохновение для этих работ и утверждают, что они были аллегориями видения катаров. Девица в беде была женским началом Бога, Софией, которая была похищена католической церковью, а храбрый рыцарь был приверженцем катаров, который любил, служил и поклялся спасти её. Согласно этой теории, катаризм распространился так же широко и быстро, как и через трубадуров, которые путешествовали по Франции, выполняя эту работу.

Альбигойский крестовый поход


Была ли поэзия религиозной аллегорией, помогающей распространять веру, или катары просто предоставили лучшую альтернативу коррумпированной и жаждущей власти средневековой церкви, к концу XII века катаризм завоевал больше приверженцев, чем когда-либо. Папские легаты были посланы в Южную Францию, чтобы попытаться вернуть еретиков к православию. Для обсуждения проблемы было созвано несколько соборов, но проблему это не решало.

В 1208 году папа Иннокентий III (служил 1198-1216 гг.) послал юриста-монаха Пьера де Кастельно в Южную Францию, чтобы заручиться помощью Раймонда VI, графа Тулузы (1194-1222 гг.) в подавлении ереси.

Раймонд был не только горячим защитником и сторонником катаров, но и епископом ордена в Тулузе. Он отказался сотрудничать с легатом папы и отослал его; Кастельно позже был найден убитым.

Затем папа Иннокентий призвал к крестовому походу против Южной Франции, пообещав знати севера, что они смогут сохранить все богатые земли и добычу южных соседей после того, как катары будут убиты, а их сторонники разгромлены. Северные дворяне были только рады выполнить святые пожелания папы, и Альбигойский крестовый поход начался в 1209 году.

Регион Лангедок во Франции
Регион Лангедок во Франции. Фото: www.worldhistory.org

Поскольку большинство катаров были женщинами, в крестовом походе были убиты в основном женщины и дети, но часто целые города были охвачены пламенем, а всё население убито. Во время осады города Безье, когда Арно-Амора (цистерцианского монаха, командовавшего войсками Церкви) спросили, как отличить еретика от верующего, он сказал: “Убейте их всех, Господь знает, кто Его”. Согласно церковным документам, 20 000 еретиков были убиты в Безье и его окрестностях, а город сожжён дотла.

После 1209 г. и разграбления Каркассона граф Симон де Монфор (1175-1218 гг.) возглавил крестовый поход, который продолжил разрушение региона, обогащая участвовавших в нём северных баронов. К 1229 году  “официальный” крестовый поход закончился, но катар продолжали приследовать, а северные армии продолжали грабить деревни и убивать невинных людей. Между маем 1243 и мартом 1244 года н. э. крепость катаров Монсегюр выдержала осаду, но в конце концов была взята, и последняя оборона катаров пала. В последовавшей резне 200 perfecti были сожжены заживо на большом костре.

Заключение


По мнению учёных Брайсона и Мовсесяна, Альбигойский крестовый поход уничтожил открытую, толерантную культуру Южной Франции, заменив её жестким, тёмным и узколобым этосом средневековой Церкви, но ничего не сделал, чтобы искоренить сам катаризм. Катары, пережившие чистку в начале XIII века, продолжили жить по своим принципам, только боле осторожно и скрытно.

Выживание этих общин известно через церковные записи инквизиций, которые продолжались до XIV-го века. Как организованная религиозная секта, катаризм был уничтожен на Юге Франции в Монсегюре, но как живая вера он продолжал существовать. Все более поздние ереси, бросавшие вызов авторитету Церкви, были заимствованы в некотором роде у катаров, которые, выступая против коррупции средневековой Церкви, были прообразом провидцев более поздней протестантской реформации.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Писание, Вера, Таинства и Святой Дух в кальвинизме

Протестантская реформация была периодом религиозной истории, отмеченным великими определениями, дискуссиями и расхождениями в том, что значит быть православным, верным христианином. С этой целью многие богословы предлагали свои собственные объяснения основ веры. Великий реформатский богослов Жан Кальвин (1509-1564) представил в "Институтах христианской религии" (1536) глубокие разъяснения догматов христианства, особенно по темам Священного Писания, веры, таинств и Святого Духа. Читать далее »

Феномен суфизма

Онтология суфизма базируется на его антропологии. Человек в этом учении рассматривается как его субъект. Многие философы понимают под суфизмом духовную практику, направленную на стремление человека справиться с собственными душевными пороками. Читать далее »

История пива

Первое письменное упоминание о пиве относится ко временам шумеров. Их пиво называлось "сикару" и, уже в тот период в основе его производства был соложеный ячмень. Позже вавилоняне продолжили эти традиции и оставили множество упоминаний о социальной значимости пива. Читать далее »

Рабство в колониальной Америке

Тринадцатая поправка отменила рабство в Соединенных Штатах и освободила рабов, но системный расизм, порождённый институтом, не исчез. Афроамериканцы в Соединенных Штатах испытали совсем другую Америку, чем та, которая восхваляется в песне как "земля свободных и дом храбрых". Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-