В греческой мифологии Гиперборея – это земля, расположенная на крайнем севере известного грекам мира. Считалось, что она находится за пределами Северного ветра. Там жила легендарная раса, известная как гиперборейцы, и поклонялась богу солнца Аполлону.
Гиперборея считалась земным раем вечной молодости и изобилия, но эта далёкая земля была настолько недоступна простым смертным, что греки верили, что только герои - полубоги, такие как Геракл и Персей, способны попасть туда.
Гиперборея часто используется в греческих легендах в качестве места, куда таинственным образом исчезают люди или какие-то предметы.
Гиперборейцами вполне могли считать народы, живущие к северу от Чёрного моря, это могли быть
кельты, жившие по берегам Дуная, как известно, они торговали с Средиземноморскими культурами, уже в VI веке до нашей эры. Еще один кандидат на Гиперборею - кельтская Британия. Где бы ни находилась Гиперборея в сознании греков, она символизировала, подобно Атлантиде, амазонкам и кентаврам, таинственную и малоизвестную культуру, существовавшую на самом краю известного им мира.
Расположение
Название Гиперборея, вероятно, происходит от Борея, бога ледяного северного ветра в греческой мифологии. Удаленность Гипербореи не обязательно означает, что греки считали её Арктическим регионом. Гораздо более вероятным кандидатом является либо та часть Евразии, которая находится выше территории, населённой скифами (к северу от Чёрного моря), либо центральная Европа к северу от Дуная. Первая, с её совершенно неизвестными народами, или вторая, с её умеренным климатом и лесами, совершенно отличными от тех, с которыми были знакомы греки, оба вдохновили бы причудливые истории в греческом воображении. Оба этих региона торговали со средиземноморскими культурами, в частности янтарём (родом из Прибалтики), рабой и мехами.
Борей и Одиссей. Фото: www.worldhistory.org
Первое упоминание о гиперборейцах происходит из фрагмента Каталога Гесиода, написанного где-то в конце VIII-го века до нашей эры или в начале VII-го века до нашей эры. Еще одним ранним источником является греческий писатель Пиндар, который отметил в своих пифийских одах, что Аполлон жил часть года в стране гипербореев, особенно зимние месяцы, и он описывает это место как своего рода рай вечной молодости и изобилия:
Ни на корабле, ни пешком нельзя было найти чудесную дорогу к месту встречи гиперборейцев. Однажды Персей, вождь своего народа, вошел в их дома и пировал среди них, когда он нашел их приносящими в жертву богу славные гекатомбы ослов. В празднествах этих людей и в их похвалах Аполлон радуется больше всего, и он смеется, когда видит прямолинейное высокомерие зверей. Муза не отсутствует в их обычаях; кругом кружатся хороводы девушек, играет лира. Громкие аккорды и крики флейт. Они обвивают свои волосы золотыми лавровыми ветвями и радостно упиваются. Ни болезни, ни губительная старость не примешаны к этой священной расе; без труда и сражений они живут, не опасаясь строгой Немезиды. Дыша дерзновением духа, однажды сын Данаи отправился на то собрание блаженных, и Афина привела его туда. Он убил Горгону и вернулся, принеся островитянам каменную смерть, голову, которая мерцала волосами из змей.
В олимпийской оде Пиндар рассказывает, как Геракл посетил гипербореев после того, как погнался за оленем через Дунай, а затем вернул оливковые деревья, которые посадил на месте Олимпии, готовясь к первым Олимпийским играм.
…олива, которую когда-то сын Амфитриона [Геракл] принес из тенистых источников Дуная, была самым прекрасным памятником олимпийских состязаний, когда он убедил гиперборейцев, слуг Аполлона, речью. С благими намерениями он умолял их о тенистом растении, которое было бы общим для всех людей и было бы гирляндой совершенства в роще Зевса которая гостеприимна ко всем…Он увидел, что этот сад [в Олимпии], лишенный деревьев, был открыт пронзительным лучам солнца. И вот его дух побудил его отправиться в страну Дуная, где дочь Лито, ездящая верхом, приняла его, когда он пришел из горных ущелий и глубоких извилистых долин Аркадии; через приказы Эврисфея принуждение его отца побудило его отправиться на поиски лани с золотыми рогами, которые когда-то Тайгет начертал как священное посвящение Артемиде кто все расставляет по местам. Преследуя эту лань, он также видел эту землю за холодными порывами Борея; там он стоял и восхищался деревьями, и сладкое желание к ним овладело им, чтобы посадить их вокруг границы ипподрома с его двенадцатью полями.
Гиперборея у Геродота
В Историях греческого писателя Геродота (ок. 484 - 425/413 до н. э.) Местоположение Гипербореи описывается следующим образом:
Над Исседонами... живут аримаспы, одноглазые люди; над ними живут грифоны, охраняющие золото; а над грифонами - гипербореи, чья земля простирается до самого моря. За исключением гиперборейцев, все эти народы, начиная с аримаспийцев, нападали на своих соседей последовательными волнами.
Здесь Геродот описывает народы, живущие в неизвестных землях к северу от Черного моря, но точное местонахождение исседонов и аримаспийцев неизвестно. Геродот подробно рассказывает о гиперборейцах несколькими страницами дальше:
Но о гиперборейцах ни скифы, ни другие жители этой области ничего не могут сказать, за исключением, может быть, исседонов; но я полагаю, что они тоже ничего не говорят о них, так - как если бы они это сделали, скифы повторили бы это так же, как они делают рассказ Исседонов об одноглазом мужчине.
Карта мира Геродота. Фото: www.worldhistory.org
К счастью, Геродот продолжает описывать одну группу, которая, кажется, знает о гиперборейцах, людях, живущих на священном острове Делос в греческих Кикладах, не случайно, родине Аполлона в греческой мифологии и месте главного святилища бога.
Но больше всего о них говорят делосцы. Они рассказывают, как гиперборейцы посылают священные подношения, связанные в снопы стебли пшеницы, в Скифию, и эти подношения принимаются по очереди каждой соседней страной, пока они не будут доставлены на запад до Адриатического моря [и оттуда в конечном счете в Грецию]...Но сначала гиперборейцы послали двух девушек нести подношения. Их имена, по мнению делосцев, были Гипероха и Лаодика. Гиперборейцы также послали с ними эскорт из пяти своих людей для их безопасности; эти люди теперь называются Perphere и получают высокие почести на Делосе. Но девушки и мужчины, посланные гиперборейцами, больше не возвращались домой, и гиперборейцы, встревоженные и испуганные тем, что если они продолжат посылать других, то и их никогда не получат обратно, завернули свои подношения в стебли пшеницы, отвезли их к границам своей земли и наложили строгое обязательство на своих соседей, чтобы отправить их к следующему народу.
Геродот продолжает говорить, что молодые люди Делоса продолжают стричь волосы в честь гиперборейских дев, которые умерли на своей миссии:
Перед замужеством девушки отрезают прядь волос, наматывают её на веретено и кладут на гробницу. Гробница находится в святилище Артемиды слева от входа, и над ней растет оливковое дерево. Все мальчики тоже обматывают часть своих волос вокруг побега растения и устанавливают его на могиле.
Весь тон Геродота относительно Гипербореев довольно скептичен, и он завершает свое краткое рассмотрение их следующим комментарием: "Если действительно есть гипербореи, то есть и гипернотийцы", гипернотийцы - это люди, которые живут к югу от Южного ветра.
Связанные легенды
Любопытно, что, несмотря на гибель расы, когда они встретили каменный взгляд Медузы в оде Пиндара, некоторые греки считали, что последним пристанищем гиперборейцев был остров Делос. Такая ассоциация могла быть путаницей рассказа Геродота о гиперборейских послах или она была создана для повышения престижа Делоса и улучшения его положения против великого соперника как передового панэллинского религиозного объекта: Дельфы, место оракула Аполлона. Делос имеет еще один любопытный фрагмент, касающийся Гипербореи. Согласно Аристотелю (384-322 до н. э.) Мать Аполлона Лето не была богиней (общепринятая греческая точка зрения), а была волчицей, пришедшей на Делос из земли гиперборейцев.
Панорама Делоса. Фото: www.worldhistory.org
Гиперборейская связь с Делосом также упоминается в Аксиохе, работе, часто приписываемой
Платону (c. 429 - c. 347 до н. э.), но современные учёные не считают, что она была написана греческим философом. В тексте говорится, что нимфы Опис и
Геката привезли из Гипербореи на Делос бронзовые таблички, на которых описывалось путешествие души после смерти в Подземный мир. Геродот также упоминает пару похожих имен - Опис и Ардж, первых двух гиперборейских дев, которые приносят жертвы Делосу.
Гипербореи появляются в другой легенде, на этот раз с участием Креза, царя Лидии VI-го века до нашей эры, который, по одной из версий истории, был спасён от погребального костра Аполлоном и волшебным образом перенесен на землю гипербореев.
Действительно, легендарная земля далеко на севере стала удобным местом, где необъяснимые потери закончились, другими словами, навсегда потеряны для мира, каким мы его знаем. Например, считалось, что первый храм в Дельфах каким-то образом был приобретен гипербореями, как и стрела Аполлона, которая, как считалось, обладала магическими целебными свойствами.
Абарис гиперборейский
Есть конкретная фигура из Гипербореи, упомянутая в древних источниках: Абарис Гиперборейский. Легендарная фигура, Абарис, жил в VI веке до нашей эры, и считалось, что он имел контакт с греческим философом и математиком Пифагором (л. с. 571 - с. 497 до нашей эры). Он упоминается по имени в диалоге Платона Хармид (158b), хотя о нём ничего не сказано, кроме того, что он невероятно обоятельный человек.
Геродот также кратко упоминает его или, скорее, отказывается упоминать о нём: "Я не буду рассказывать историю Абариса, который, как говорят, был гипербореем, который обошёл весь мир со стрелой и ничего не ел" (Истории, 4.36).
В гораздо более современной ирландской мифологии Абарис считался одним из самых ранних друидов.
Учёные сегодня считают, что он был, скорее всего, святым аскетом или шаманом из Центральной Азии, места, столь же таинственного и далекого для древних греков, как и Гиперборея.
Кельты
В более поздней античности Гиперборея стала ассоциироваться с более известными племенами в центральной и западной Европе железного века, особенно с кельтами. Однако ещё до этого в южной Германии вокруг Дуная жили относительно сложные народы, современные архаичной Греции. Говорил ли тогда Пиндар о ранних кельтах, когда упоминал о Геракле, пересекающем Дунай по пути в Гиперборею?
Конечно, леса центральной Европы соответствовали бы описанию Пиндара как место с чудесными деревьями. Захоронения этих ранних кельтов иногда содержат образцы искусства и предметы, вероятно, сделанные или вдохновленные греческой и этрусской средиземноморскими культурами, убедительные доказательства того, что между культурами северной и южной Европы был контакт в VI веке до нашей эры или даже раньше.
Фото: www.worldhistory.org
Альтернативным местом для Гипербореи является не кельтская Центральная Европа, а кельтская Британия. Греческий писатель Диодор Сицилийский, пишущий в I веке до нашей эры, цитирует информацию от более раннего греческого писателя Гекатея Абдеры (около 360-290 до нашей эры) на тему гиперборейцев:
Из тех, кто писал о древних мифах, Гекатей и некоторые другие говорят, что в областях за пределами земли кельтов лежит в океане остров не меньше Сицилии. Этот остров, расположен на севере и населен гипербореями, которые называются так потому, что их дом находится за той точкой, откуда дует северный ветер; и остров плодороден для всех культур, а так как он имеет необычно умеренный климат, то он очень богат, ежегодно дает два урожая. Более того, о ней рассказывают следующую легенду: Лето родился на этом острове, и поэтому Аполлон почитается среди них выше всех других богов; и жители считаются жрецами Аполлона, в некотором роде, так как ежедневно они непрерывно восхваляют этого бога в песнях и чрезвычайно почитают его. Кроме того, на острове есть великолепная священная территория Аполлона и примечательный храм, украшенный множеством жертвоприношений и имеющий сферическую форму.
Гиперборейцы, как нам сообщают, также имеют свойственный им язык и наиболее дружелюбно относятся к грекам…Говорят также, что Луна, если смотреть с этого острова, находится на небольшом расстоянии от земли.
Есть ли здесь описанный остров Британия и сферический храм Стоунхендж? Конечно, гораздо более длинные дни северного лета могли объяснить греческую веру в то, что гиперборейцы наслаждались вечным солнцем. Это также объясняет связь с особым поклонением Фебу Аполлону в его облике бога солнца, который, по-видимому, связан с гиперборейцами, где бы они ни находились географически.
Аполлон, македонская золотая монета. Фото: www.worldhistory.org
Вероятно, мы никогда не узнаем точно, где была Гиперборея для древних греков, и, возможно, даже они со временем изменили её местоположение, в соответствии с новыми знаниями о мире и других народах, живущих все дальше и дальше за пределами их собственного привычного мира Средиземноморья.