Вортигерн - английский правитель V-го века, наиболее известный за приглашение саксов в Британию, чтобы остановить вторжения пиктов и шотландцев и позволить им взять под контроль землю. "Вортигерн" — это титул, а не имя, и означает "Великий вождь" или "Верховный Лорд". Настоящее имя Вортигерна неизвестно, как и многие подробности его жизни. Источники, в которых передана его история, достаточно надёжны, чтобы утверждать, что он действительно существовал и сыграл роль в миграции саксов в Британию, но основной пласт информации создан его врагами, поэтому сложно понять его истинную мотивацию и историческую роль.
Откуда мы знаем о Вортигерне
Его решение пригласить саксов на помощь в борьбе с набегами пиктов и шотландцев зафиксировано историками Гильдасом (ок. 500-570 гг., впервые называет его "Верховным господином" и обвиняет в саксонском вторжении); Беда (672-735 гг., впервые называет его "Вортигерн" и обвиняет в нашествии саксов), Ненний (IX век н., представляет его слабовольным и глупым), Уильям Малмсбери (ок. 1095-ок. 1143 гг., утверждает, что он был рабом своих желаний и легко манипулировал), Джеффри Монмутский (ок. 1100 - ок. 1155 гг., даёт самое полное описание его как злодея) и французский поэт Уэйс (1110-1174 гг., следует примеру Ненния и Жоффруа). Очевидно, что ни один из этих источников не питает к нему особого уважения.
Англосаксонские хроники (конец IX века.) также упоминают его, но не судят о его действиях. Хроники относятся к числу объективных свидетельств, подтверждающих историчность Вортигерна. Запись о нём гласит: "449 год н. э. И в их дни Вортигерн пригласил туда англов, и они пришли в Британию на трёх кеолах [кораблях], в место, называемое Уиппидсфлит [Кент]". Его историчность подтверждают и связанные с ним топонимы в Уэльсе.
Эти ранние истории, кроме хроник, более или менее последовательны в изображении Вортигерна как легкомысленного короля, который больше заботился о своём собственном удовольствии и комфорте, чем о благосостоянии народа, и который занимался "языческими действиями" вопреки христианским ценностям и морали.
Саксы представлены как "язычники", которые приступили к уничтожению страны, как только они изгнали пиктов и шотландцев, и обычно описываются в образах животных как свирепые собаки или львы. Вортигерна обвиняют не только в его личных убеждениях и действиях, но и в политике, в ходе которой он начал саксонское вторжение.
Великобритания в V веке
Юлий Цезарь прибыл на остров в 55 и 54 годах до нашей эры, но тогда не было серьёзной попытки захватить остров. Римское вторжение началось в 43 году, во время правления
Клавдия, и Британия была оккупирована до 410 года нашей эры. В 410 году у Рима начались свои проблемы, готы разграбили город, и Западная
Римская империя пошатнулась. Проблем у Рима становилось всё больше, и постепенно, Рим сокращал свои владения на британских островах, армия нужна была в самом сердце империи.
Хотя потребность Рима защитить себя понятна, их решение передислоцировать войска оставило народ Британии беспомощным против захватчиков. Римская армия, расквартированная вдоль Адриановой стены и расквартированная в других районах по всей стране, служила их защитниками более 300 лет к этому времени. Как только Рим ушел, северные пикты и шотландцы воспользовались возможностью и захватили пограничную стену в набегах на английские фермы и деревни. Примерно в это же время Саксонская конфедерация распалась на континенте, и саксонские иммигранты и рейдеры начали появляться на юго-восточном побережье Британии.
Фото: www.worldhistory.org
Гильдас записывает, как бритты неоднократно отправляли сообщения в Рим с просьбой о помощи (известные как Стоны бриттов), но Рим не мог отправить войска. Англосаксонские хроники описывают ситуацию в одной строке: "443 год н. э. В этом году послал бриттов через море в Рим и просил помощи против пиктов; но они не имели никакой, потому что римляне были в состоянии войны с Аттилой, королем гуннов. Тогда послали они к англам и просили того же от знати той нации".
Римляне не одобряли никакой независимости со стороны народа, а британская аристократия настолько романизировалась, что забыла времена, когда вожди коренных народов возглавляли свои племена. В такой ситуации было бы понятно, если бы вождь обратился за помощью к любой доступной вооруженной силе.
Вортигерн в рассказе Ненния
Валлийский монах Ненний в своей Истории Британии представляет Вортигерна как злодея, который был гордым язычником, кровосмесителем, продавшим свою страну саксам. По словам Ненния после того, как римляне покинули Британию, вторжения пиктов и шотландцев стали непрекращающимися. Призывы к Риму о помощи были напрасны, и поэтому Вортигерн, полагая, что сможет извлечь выгоду из союза, пригласил саксов для помощи.
В главе 37 Ненний описывает как Вортигерн оказывал приём саксам. Переводчиком выступил некто, по имени Церетик, отождествлённый позже с саксонским королем Сердиком. Церетик был в дружественных отношениях с Хенгистом, саксонским королём, которого Ненний представляет как злобного и коварного. Хенгист прибыл со своими войсками, чтобы помочь с вторжениями, но, по словам Ненния, не привел достаточно людей. Ещё больше усложняет проблему то, что у них не было достаточно припасов, и они начали самостоятельно добывать провизию в окрестных деревнях. Это продолжается до тех пор, пока Вортигерн наконец не осознает, что саксы являются худшей проблемой, чем пикты, и не попросит их уйти. Ненний описывает реакцию Хенгиста и её последствия:
"Но Хенгист, в котором соединились хитрость и проницательность, понимая, что он должен действовать с невежественным королем и колеблющимся народом, неспособным противостоять большому сопротивлению, ответил Вортигерну: "Нас действительно мало; но, если ты позволишь нам, мы отправим весточку в нашу страну для получения дополнительного количества сил, с которыми мы будем сражаться за вас и ваших подданных".
Вортигерн, согласившись на это предложение, отправил гонцов в Скифию, откуда, отобрав несколько воинственных отрядов, они вернулись с шестнадцатью судами, привезя с собой прекрасную дочь Хенгиста. И вот саксонский вождь приготовил угощение, на которое пригласил короля, его офицеров и Церетика, своего переводчика, предварительно приказав дочери подать им так много вина и эля, чтобы они быстро опьянели. Этот план удался; и Вортигерн, по наущению дьявола, очарованный красотой девицы, потребовал её через посредство своего переводчика у отца, обещая дать за неё всё, что он попросит.
Тогда Хенгист, уже посоветовавшийся с сопровождавшими его старейшинами рода оггулов, потребовал для своей дочери провинцию, называемую по-английски Сентланд, по-британски Сеинт, [Кент]. Эта уступка была сделана без ведома короля Гойранкгона, который тогда правил в Кенте и испытал немалую долю горя, видя, как его королевство тайно, обманным путем, неосмотрительно уступило чужеземцам.
Как только Вортигерн и Хенгист породнились браком, саксонский король предъявляет всё новые и новые требования, и все они удовлетворяются. Сын Вортигерна Вортимер восстает и побеждает в ряде сражений, прежде чем его убивают. Саксы были изгнаны с земли, но их власть не окончилась, Вортигерн приглашает их снова. Остальная часть рассказа Ненния посвящена слабым попыткам Вортигерна разобраться с саксами, его смерти и появлению героя Артура, который побеждает саксов в битве при Бадон-Хилле.
Вортигерн в истории королей Британии
Джеффри Монмутский "История королей Британии" (ок. 1136 г.) — это в значительной степени вымышленный рассказ о правителях страны от первого короля Брута (ок. 12 в. до н. э.) до Кадуолладера (ок. 7 в. н. э.). Джеффри известен как отец артуровской литературы за развитие фигуры Артура из краткого описания Ненния как военного вождя в могущественного и благородного короля бриттов из легенды.
Хотя нет никаких сомнений в том, что Джеффри составил большую часть книги, она по-прежнему считается полуисторической, поскольку некоторые события могут быть подтверждены другими источниками.
Джеффри следует счёту Ненния, но приукрашивает деталями, диалогом и более глубокой характеристикой. Вортигерн Джеффри - безвольный человек, разрывающийся между диктатом исповедуемой религии и своими собственными желаниями. Вортигерн приглашает саксов в Британию, чтобы помочь, но Джеффри ясно дает понять, что не может контролировать их с самого начала. Хенгист манипулирует королём, представляя его своей прекрасной дочери Ронвен, напоив его, а затем позволил Вортигерну думать, что мысль о женитьбе была его собственной. После того, как они поженились, как в Ненниусе, Хенгист предъявляет больше требований королю, Вортимер организует восстание, и его убивают, а Вортигерн затем приглашает саксов обратно в силу своей большой любви к молодой жене.
Однако Джеффри продолжает повествование, представляя
волшебника Мерлина (также называемый
Амброзием Мерлином). Вортигерн предстает перед нами как человек, вопротивишийся силе господа, и Джеффри часто связывает его с сатаной и тьмой. Когда Вортигерн впервые видит Ронвен и влюбляется в нее, Джеффри пишет, что сатана вошёл в его сердце, а затем уточняет: "
Сатана вошёл в его сердце, я говорю, за то, что он, будучи христианином, хотел связать его с язычницей" (VI, 12). Когда он представляет Мерлина, он ясно даёт понять, что Вортигерн окружил себя магами, чья сила, как показывает Мерлин, не что иное, как подделка и ложь.
Фото: bookpalace.com
Вортигерн пытается построить башню, чтобы защитить себя от нападения, но, независимо от того, насколько искусны каменщики, здание падает во время строительства. Маги Вортигерна говорят ему, что он должен принести в жертву юношу, у которого нет отца, и окропить кровью фундамент, и тогда башня поднимется. Мерлин был избран в качестве жертвы, но вместо того, чтобы подчиниться, бросил вызов королю, сказав: "Прикажи своим волшебникам предстать передо мной, и я изобличу их во лжи" (VI, 19). Затем он говорит им, что, если они демонтируют башню, они найдут водоём под ней, который вызывает проблему.
Башня снесена, и озеро там, как и предсказывал Мерлин. Затем он велит Вортигерну осушить бассейн, и тот найдет два полых камня с двумя драконами, спящими внутри. Затем король осушает бассейн и находит камни и драконов, один белый, а другой красный. Два дракона начинают сражаться, и Вортигерн просит Мерлина интерпретировать смысл. Мерлин отвечает речью, повторяющей речь ветхозаветного пророка:
Горе Красному Дракону, ибо близится истребление его, и пещеры его будут заняты Белым Драконом, возвещающим саксов, которых ты пригласил сюда. Но красный цвет означает расу Британии, которая будет угнетена белой. Поэтому горы и долины их станут равниной, и потоки долин будут течь кровью. Религиозные обряды будут уничтожены, и разорение церквей станет явным. В конце концов та, кого угнетают, победит и будет сопротивляться жестокости тех, кто приходит извне. Ибо Вепрь Корнуолла принесет помощь и попрет их шеи своими ногами. (VII, 3)
Это предсказание было о короле Артуре, который победит саксов и пойдет дальше, чтобы завоевать большую часть Европы и даже свергнуть Рим в истории Джеффри. Вортигерн умирает, и его преемником становится Амброзий Аврелий, брат Утера Пендрагона (отца Артура). Амброзий и Утер оба падут, сражаясь с саксами, которых Вортигерн пустил на свою землю, но Артур отомстит за них и освободит Британию своей победой в битве при Бате.
Мотивы Вортигерна
По словам историка и ученого Уорда Резерфорда, Вортигерн, возможно, действительно рассчитывал на то, что саксы признают освященную временем кельтскую практику, известную как celsine (клиентство), в которой более слабая сторона ставила себя на службу более сильной в трудные времена, и когда кризис был разрешен, отношения завершались. Резерфорд предполагает, что Вортигерн помещал бриттов под защиту более сильных саксов, но как только угроза со стороны пиктов и шотландцев была сведена на нет, саксы не стали выполнять условия договора по заветам предков.
Утверждения Резерфорда имеют смысл в свете хаотической ситуации в Британии после того, как Рим вывел свои легионы. Без защиты римлян бритты сначала барахтались в попытках защитить себя от вторжений с севера и с континента, пока великий лидер, идентифицированный в некоторых источниках как Амброзий Аврелиан, а в других как король Артур, не поднялся, чтобы возглавить их. Тем не менее, рассказы ранних историков, особенно Ненния, предполагают, что Вортигерн был просто слишком слабовольным, чтобы конкурировать с саксонским королем Хенгистом, позволил манипулировать собой и саксам доминировать над бриттами.
Учёный Джеффри Эш предполагает, что Вортигерн, возможно, просто действовал в соответствии со стандартной римской практикой, нанимая федератов для борьбы за свое дело. Федераты были варварами, которым обещали землю и какую-то стипендию в обмен на военную службу. Использование федератов было бы хорошо известно в Британии после более чем 400 лет римской оккупации. Эш указывает, что использование федератов не всегда проходило гладко, и в случае Вортигерна все пошло ужасно неправильно, но это не означает, что он был плохим правителем.
Фото: www.worldhistory.org
Какова бы ни была мотивация Вортигерна или его личная слабость, на протяжении веков он считался архимагом. Название "Вортигерн" происходит от валлийского, и считается, что он, возможно, был валлийским королем. Если это так, то преимущественно валлийские историки, которые писали о нем (особенно Ненний и Джеффри), могли бы быть особенно расстроены тем, что один из них допустил такую огромную ошибку.
Ненний и Джеффри не дают никаких указаний на то, что Вортигерн рассматривал celsine но предположение, что он, возможно, пригласил саксов при таком понимании, имеет смысл в том, что ему больше некуда было обратиться за помощью. В конце концов, при римской оккупации эта проблема вообще бы не возникла. Но Вортигерну пришлось править в очень сложные времена, и не известно, мог ли кто справиться лучше.
Заключение
Какова бы ни была его действительная мотивация, Вортигерн обычно изображается в негативном свете более поздними историками. Резерфорд цитирует Валлийские анналы, которые включают его как одного из "трёх вопиющих предателей острова Британия", и Уильям Малмсбери, хотя он утверждает, что бритты чувствовали себя беспомощными после смерти Вортигерна, всё ещё характеризует его как слабовольного раба своих пороков.
Гильдас утверждает, что он только попросил саксов прийти после первого совещания с советом, но всё ещё не проявляет к нему никакого уважения. Как уже отмечалось, поскольку эти авторы были в основном кельтскими валлийцами, а Вортигерн, возможно, был валлийцем, вполне возможно, что они оценивали его столь низко не только потому, что он пригласил саксов в Британию, но и потому, что он был достаточно глуп, чтобы думать, что практика celsine будет почитаться не кельтами.
Как указывает Резерфорд, Вортигерн, возможно, думал, что саксы поймут природу его просьбы и будут уважать политику цельсина или он, возможно, думал, что сможет использовать старую практику, чтобы как-то контролировать саксов. Если это так, то он, похоже, никогда не думал, что некельтский народ может не знать об этой практике или, зная о ней, не уважать ее. Так получилось, что саксы не имеют никакого понятия о кельтских традициях и, победив пиктов и шотландцев, повернули свои войска против бриттов. В рассказах Гильдаса и Беды, это когда Амброзий Аврелиан появляется, чтобы вести людей и освободить землю; у Ненния и Джеффри, это король Артур.
Истинный Вортигерн, возможно, никогда не будет известен, но правитель, пригласивший саксов в Британию, был печально известен на протяжении веков.
Точно так же, как Джеффри Монмутский приписывают создание персонажа Артура, он также установил общепринятый взгляд на Вортигерна как на правителя который предал свою страну, чтобы удовлетворить свою похоть. Однако если такие ученые, как Эш и Резерфорд, правы в своих утверждениях, и Вортигерн имел в виду только лучшее в своем предложении саксам, он скорее трагический герой, чем злодей.